Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:31, реферат
Культура играет в жизни человека весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также другим группам. Культура возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверия, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено в целях уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека порожденной им культурой.
Введение…………………………………………………………………………………………………………… 2
Главные составляющие культуры личности……………………………………………………….. 5
Культура социальных общностей и групп…………………………………………………………... 8
Культура сословий…………………………………………………………………………………… 9
Культура современных социальных групп……………………………………………….. 13
Заключение……………………………………………………………………………………………………… 17
Список литературы………………………………………………………………………………………….. 18
В последнее время все более широкое распространение получает другой подход, основанный на том, что деление на элитарную и массовую культуры связано не с социальным признаком, а, в первую очередь, духовным. Уже в трудах испанского философа Хосе Оргеги-и-Гассета (1883-1955), наиболее глубоко разработавшего концепцию элитарной и массовой культуры, элита как носительница культуры, рассматривается вне зависимости от социального положения. Разделяя общество на две неравноценные группы: массы и избранное меньшинство, Оргега-и-Гассет подчеркивает, что это деление не на иерархические социальные группы, а на типы людей. Отсюда следует, что в каждом классе и, более того, в каждой социальной группе, можно найти как избранное меньшинство, так и массу. Таким образом, в основу разделения современной культуры на элитарную и массовую кладется не классовое различие, а духовно-интеллектуальное.
Следует признать, что для
господствующего класса существует
больше возможностей для приобщения
к элитарной культуре. Но любой
мыслящий, интеллектуально развитый
человек может войти в
В основе массовой культуры лежат идеи экзотерические, т.е. популярные, доступные каждому. Сам термин “массовая культура” вошел в обращение непосредственно после второй мировой войны. Введенный американскими социологами (Д. Макдональдом и др.), он вскоре был принят и их европейскими коллегами. До сих пор представления о содержании этого термина у специалистов, социологов и публицистов очень различные и противоречивые. Нет единого мнения и о времени возникновения массовой культуры. Но то, что ее расцвет характерен для XX века, и то, что она может выражаться не только в художественной литературе, но и в таких областях, как политическая информация, научная популяризация и т.д. является для исследователей культуры очевидным.
Прежде чем говорить о
массовой культуре, следует рассмотреть
понятие “масса” как
К массе духовно принадлежит тот, кто в каждом вопросе довольствуется уже готовой мыслью, готовым мнением, которые не надо проверять, подвергать сомнению и т.д. Такой человек снисходителен к себе, доволен собой, живет без усилий, не стремясь изменить себя. Можно выделить некоторые конкретные черты, выражающие принадлежность человека к “массе”: самодовольство, уверенность в своем совершенстве, в непогрешимости раз и навсегда усвоенных им истин, инертность, отсутствие потребности в духовных усилиях, неумение и нежелание прислушиваться к иному мнению, бесспорность собственного авторитета и в то же время желание быть таким, как все. Следовательно, массовая культура - это культура “массы” или “толпы”, растворяющей в себе человека - индивида, личность, делающей его серой безликостью. Базу массовой культуры составляют невежество, неумение и нежелание ценить красоту, отсутствие уважения как к прошлому, так и к настоящему, разрушительство, культ насилия. В качестве самых болезненных тенденций массовой культуры часто выделяют пропаганду жестокости и садизма, сексуального разгула и т.д.
У истоков массовой культуры
лежит развитие научно-технического
прогресса, в частности, средств
массовой коммуникации. Возможность
быстрого тиражирования и популистского
изложения идей, научных взглядов,
произведений искусства привела
к тому, что они в усеченном
и упрощенном виде становятся достоянием
масс. Считается, что такие “оперативные”
виды, как литература, графика, песня,
различные художественно-
Между массовой и элитарной культурой нет четкой границы. Элитарная культура может обратиться в массовую. Это происходит тогда, когда искания, некогда рожденные талантом больших художников, создателей направлений, в руках эпигонов превращаются в наборы готовых приемов. Вместо живого творчества складывается и утверждает себя мертвый безликий стереотип.
На границах массовой и элитарной культур развиваются субкультуры, среди которых центральное место занимают молодежные. Это связано с тем, что многие кризисные явления в культуре XX в. (эрозия ценностей, духовная апатия, цинизм, потребительские настроения, падение авторитета институциональных форм культуры) особенно остро проявляются у молодежи. Зачастую это выражается в равнодушии к проблемам общества, осмеянии тех или иных установок морали. В основном молодежные субкультуры носят поисковый характер и свидетельствуют о стремлении их субъектов активно утвердиться в современной жизни, найти новые духовные ценности.
Формирование различных субкультурных образований в среде молодежи носит интернациональный характер. В значительно меньшей степени им присущи национальные черты. Возрастной диапазон представителей молодежных субкультур, согласно различным исследованиям, достаточно широк: от 12-13 лет до 34-35. В мире существует множество молодежных групп, являющихся субъектами того или иного субкультурного образования. Наиболее известные среди них хиппи, панки, рокеры, металлисты, фанаты, зеленые, наци и т.д. Каждое из этих формирований имеет свои подгруппы в зависимости от интересов или от возраста.
Одна из довольно распространенных групп - панки. Возраст их колеблется от 14 до 23 лет, преимущественно это учащиеся ПТУ, вечерних школ, рабочие, служащие сферы услуг. Их музыкальные вкусы замыкаются на панк-музыке. Панки культивируют свою мораль, свой кодекс поведения, свой язык. Для панков характерно стремление подчеркнуть “особость" своей группы любыми средствами: особенной наружностью, вызывающей у посторонних шок и отвращение (прически под “ежа” и “петушиный гребень", наполовину выбритые головы, нарочито вульгарно раскрашенные лица, обилие металлических заклепок, шипов и цепей на одежде), провокационными манерами и стилем поведения.
Попперы - одна из самых многочисленных групп во всех странах. Их интересы сосредоточены на различных музыкальных стилях. Чаще всего это молодежь, причисляющая себя к элите общества. Их житейская философия подчеркнуто потребительская. Прежде всего приверженцев поп-музыки привлекает внешняя сторона “легкой" жизни: заведения “люкс", дорогие сигареты, напитки, приятное времяпрепровождение.
Приведенные примеры свидетельствуют
о том, что члены каждого из
молодежных формирований являются субъектами
и объектами определенной субкультуры,
зачастую резко отличающейся от прочих.
Причем, в каждой субкультуре можно
выделить и элитарную, и массовую
стороны. Элитарная сторона заключается
в том, что стиль, поведение, декларируемые
духовные и материальные ценности являются
для определенной группы людей - наиболее
интеллектуально и духовно
Заключение
Личность и культура неразрывно
взаимосвязаны между собой. Культура является
той интеллектуально-предметной оболочкой,
которая оказывает непосредственное воздействие
на процесс становления и развития индивида.
В этом качестве индивид выступает как
объект культуры, её пассивный реципиент.
Активным субъектом культуры индивид
становится только при условии качественного,
сущностного понимания смысла окружающего
его культурного фона и наличия у человека
способности к творческому преобразованию
окружающей его действительности. Данная
способность возможна только при полноценном
развитии личности.
Личность как целостная, динамично саморазвивающаяся
система, является актором культуры и
включает в себя множество составных элементов,
таких как нравственная и эстетическая
культура, а также интеллектуальная культура
(культура мышления). Личность характеризуется
высокой степенью развитости психологических
черт индивида, его интеллекта, интуиции,
эмоциональной сферы, воли. Каждый человек
воспринимает и, внутренне в своём субъективном
мире, в своем отношении к действительности
признаёт своей культуру, в категориях
которой он осознаёт реальность, которая
сформировала его человеческие качества.
Исходя из всего вышесказанного, необходимо
отметить, что главная "цель и смысл"
культуры - максимально реализовать потенциал,
заложенный в личности. Именно поэтому
любую личность мы можем понять только
в контексте культуры конкретной исторической
эпохи и пространства (страны, цивилизации),
а любую культуру всегда следует рассматривать,
уделяя особое внимание личности, ведь
история культуры - это поэтапный путь
развития не только человечества в целом
(или какой-либо отдельной цивилизации),
но и каждой отдельно взятой личности.
В рамках одной и той же общности можно выделить так называемые референтные группы, имеющие отличительные социокультурные образцы, ценности и нормы. Например, культура столичного дворянства отличалась от культуры дворянства поместного, сельскохозяйственных рабочих - от рабочих, занятых обслуживанием новейших технологий. К различным референтным образованиям относятся преподаватели вузов и школ, деятели науки и искусства. Социокультурных общностей и групп внутри них по разным основаниям можно выделить великое множество.
Список литературы:
1. Ильенков Э. В. Философия и культура, 2006. С.389.
2. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / под ред. Н.Г. Багдасарян, 2007. С.139.
3. Культурология: Курс лекций. Ч 1/ под ред. В.Ф. Мамонова. Челябинск, 2007. С. 56.
4. Феномен человека: Антология, 2008.