Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 08:55, биография
Марк Шагал-график, живописец, сценограф; один из крупнейших художников 20 века. Родился 6 июля 1887 года в религиозной хасидской семье, был старшим из девяти детей. Настоящая фамилия семьи — Сегал; по воспоминаниям Шагала, ее изменил на «Шагал» отец художника. В детстве Шагал учился в хедере. В 1906 г. он поступил в Школу рисования и живописи И. Пэна в Витебске, одновременно работал ретушером в фотоателье. В 1907 г. уехал в Петербург, получил временное разрешение на пребывание там и поступил в возглавляемую Н. Рерихом Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств. Работал гувернером в семье адвоката ради заработка и учеником в мастерской вывесок — для получения удостоверения ремесленника, которое давало право на проживание в столице. В 1908 г. Шагал перешел в художественную школу Е. Н. Званцевой, где учился у Л. Бакста и М. Добужинского.
Последовавший затем «русский период» (1914–22) был временем обобщения накопленного опыта. Тематика и стилистика Шагала разнообразны — от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание; «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон; «Над городом», 1914–18, Третьяковская галерея, Москва); от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918; «Коллаж», 1921, обе — Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром-панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра, и т. д.
Первые годы после возвращения в Париж были самыми спокойными в жизни и творчестве Шагала. Казалось, художник подводил итоги своей жизни; он, в частности, работал над иллюстрированной автобиографической книгой.
Почти до конца 1920-х гг. Шагал занимался в основном графикой — книжными иллюстрациями к «Мертвым душам» Н. Гоголя (1923–27, опубликовано в 1948 г.) и «Басням» Ж. Лафонтена (1926–30, опубликовано в 1952 г.). Эти иллюстрации наименее «еврейские» во всем творчестве Шагала; в них чувствуется увлеченность старым европейским искусством, которая проявляется во всем: другие, по сравнению с прежними работами, типажи, другая иконография, обнаженные фигуры; меняется сам характер графики. В иллюстрациях к «Дафнису и Хлое» Лонга Шагал вернулся к более характерной для себя манере.
В эти годы Шагал продолжал заниматься живописью, писал много натурных этюдов («Ида у окна», 1924, Городской музей, Амстердам). Его палитра высветлилась и стала более пестрой, композиции изобиловали подробностями. Шагал вернулся к своим старым произведениям, создавая вариации на их темы («Читающий», 1923–26, Художественный музей, Базель; «День рождения», 1923, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).
Следующие десятилетия были наполнены драматическими историческими событиями; кроме того, Шагал перенес личную трагедию — смерть жены в 1944 г. Элегическое настроение, свойственное ранним работам Шагала, особенно «русского периода», сменилось предчувствием трагедии, которая вскоре разразилась («Время — река без берегов», 1930–39, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
В 1931 г. Шагал создал по заказу А. Воллара 39 гуашей — иллюстраций к Библии, в которых отчетливо видны изменения образного строя: Шагал отказался от реминисценций темы «штетла» (см. Местечко), его пейзажи монументальны, а образы патриархов вызывают в памяти портреты старцевРембрандта.
В конце 1930-х гг. ощущение
надвигающейся Катастрофы нашло выражение в «Распятиях»
(«Белое распятие», 1938, Институт искусства,
Чикаго; «Мученик», 1940, собрание семьи).
Композиция и цветовая гамма этих работ
восходит к русской иконе, но Иисус изображается
в таллите, а все атрибуты картины
связаны с иудаизмом (свитки Торы, мено
В позднем творчестве Шагала преобладает религиозная тематика. Выполненные в 1950–60-х гг. 17 больших полотен, вошедших в цикл «Библейские образы», отчасти основывались на более ранних работах Шагала («Рай», «Авраам и три ангела», «Песнь Песней», все — Музей «Библейские образы Шагала», Ницца). Живописи Шагала позднего периода, связанной с библейской тематикой, присущи экспрессия и трагизм («Моисей, разбивающий скрижали», Музей Вальраф-Рихарц, Кельн).
Монументальные работы
Шагала как на религиозные темы,
так и посвященные театру, стилистически
близки к «Библейским образам», но
специфика техники —
Живопись Шагала 1970–80-х гг. включает также лирические произведения, возвращающие художника в прошлое — к образу местечка, к воспоминаниям о близких («Отдых», 1975; «Невеста с букетом», 1977, обе — галерея П. Матисса, Нью-Йорк). Выполненные маслом, они напоминают пастели — размытые контуры, разноцветное марево создают ощущение призрачного видения-миража.
На протяжении всей жизни Шагал писал стихи, вначале на идиш и на русском языке, а затем и на французском. Лирика Шагала пронизана еврейскими мотивами, в ней можно найти отклики на трагические события еврейской истории — например, поэма «Памяти еврейских художников — жертв Катастрофы». Многие стихи Шагала являются своеобразным ключом для понимания его живописи. (Подборка стихотворений Шагала — в переводах с идиш и написанных по-русски — опубликована в сборнике М. Шагал. «Ангел над крышами. Стихи, проза, статьи, письма»). Шагал не оставил после себя школы, он был единственным в своем роде — великий еврейский художник, органично соединивший в творчестве художественный язык 20 в. с мироощущением хасида, который ощущает святость повседневности и считает чудо естественной и непременной частью жизни.
Описание
картин Марка Шагала.
Одной из замечательных работ этого периода
творчества Шагала является картина
«Над городом». Простые деревенские
домики и сарайчики, протянувшиеся вдоль
забора, подернуты дымкой. В небе над причудливо
выстроенным городом летят мужчина и женщина.
Странные их фигуры распластались почти
горизонтально, мужчина придерживает
женщину за грудь. Кажется, что тайные
любовники совершают побег из спящего
утреннего города. Теплые краски, цветные
пятна домов и людей передают тягу художника
к сказочным образам. Мечтательность и
вдохновенный порыв, смешение реальности
и воображения, находящегося будто бы
под влиянием какого-то сна из детства,
наполняют картину. «Над городом» запечатлевает
вдохновляющий художника союз с Беллой
Розен-фельд, которая впоследствии станет
его женой.
Ярчайшим произведением Шагала является
«Виолончелист». На нем – исполненный
тревоги и творческого порыва музыкант,
играющий на виолончели, представляющей
собой его тело. В этом образе Шагал подчеркивает
цельность натуры художника и его таланта.
Тут же очень характерный для художника
образ преданного человеку животного,
смотрящего на виолончелиста и подыгрывающего
ему на маленькой скрипке.
Произведения
художника.
«Полёт над городом».
«Автопортрет у мольберта».
«Виолончелист».