Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 18:46, контрольная работа
Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки. Сегодня многообразие типов культуры можно рассматривать в двух аспектах: многообразие: культура в масштабах человечества, акцент на социокультурных суперсистемах, внутреннее многообразие: культура отдельного общества, города, акцент на субкультурах.
В рамках же отдельного общества можно выделить:
высокую (элитарную)
народную (фольклорную) культуру, в их основе - различный уровень образованности индивидов
массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.
Введение……………………………………………………………….........3
1 Массовая и элитарная культура………………………………………….6
1.1 Понятие массовой культуры…………………………………….6
1.2 Основные проявления, направления и жанры
массовой культуры…………………………………………………..9
1.3 Элитарная культура, как антипод массовой культуры............12
2 Взаимосвязь между массовой и элитарной культурами………………14
3 Глобализация культуры…………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………27
Библиографический список………………………………………………28
Кафедра гуманитарных дисциплин и правоведения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине культурология
на тему: «Массовая и элитарная культура»
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 Массовая и элитарная культура………………………………………….6
1.1 Понятие массовой культуры…………………………………….6
1.2 Основные проявления, направления и жанры
массовой культуры…………………………………
1.3 Элитарная культура, как антипод массовой культуры............12
2 Взаимосвязь между массовой и элитарной культурами………………14
3 Глобализация культуры…………………………………………………17
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………28
Введение
Слово «культура»- в лексиконе практически каждого человека. Но в это понятие вкладывают самый различный смысл. Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, другие еще более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы. Третьи под культурой вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать «трудовые» свершения, т.е. хозяйственные задачи. На самом деле явление культуры чрезвычайно богато и многообразно, поистине всеобъемлюще. Культура- это многогранная проблема исторического развития, и само слово культура объединят разнообразные точки зрения. Термин культура восходит к латинскому слову «culture», которое означало возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил важную особенность - единство культуры, человека и его деятельности. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой. В настоящее время понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях, поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура- это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальные культуры. Мировая культура- это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Общепринятым считается выделение народной и профессиональной культуры. Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культура. Материальная культура- это культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, культура отношения к собственному телу; физическая культура. Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную. По содержанию и влиянию культуры на человека ряд исследователей предлагает делить ее на прогрессивную и реакционную. Культура, как формирующее человека явление, может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную. Таким образом, критерием культуры является гуманизация общества. Цель культуры - всестороннее развитие человека. Существует деление еще по одному признаку- актуальности. Актуальная - это та культура, которая находится в массовом обиходе. Актуальность культуры - это живой, непосредственный процесс, в котором что- то нарождается, набирает силу, живет, умирает. Структура культуры сложна и многогранна. Она включает систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию. При этом все ее элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, как культура. Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека. Главной функцией феномена культуры является гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее. Важнейшая функция трансляции социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из нее. Регулятивная функция культуры связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей, она опирается на такие нормативные системы, как мораль и право. Семиотическая, или знаковая функция - важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение нею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык- средство общения людей, литературный язык - важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами. Ценностная или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки. Сегодня многообразие типов культуры можно рассматривать в двух аспектах: многообразие: культура в масштабах человечества, акцент на социокультурных суперсистемах, внутреннее многообразие: культура отдельного общества, города, акцент на субкультурах.
В рамках же отдельного общества можно выделить:
1 Массовая и элитарная культура
1.1 Понятие массовой культуры
Массовая культура формирует иную, ту, что называют высокой, или лучше - элитарной. Причем, по разным оценкам, потребителями элитарной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения - что-то около одного процента. Именно массовая культура индикатор многих сторон жизни общества и одновременно коллективный пропагандист и организатор его, общества, настроений. Массовая культура - это часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью. Эта определенность не строга, более того, объекты переходят через эту условную границу довольно часто. Все остальные признаки подобного отделения только следуют из качественного фактора. Музыка Моцарта в зале филармонии остается явлением элитарной культуры, а та же мелодия в упрощенном варианте, звучащая как сигнал вызова мобильного телефона, - явление культуры массовой. В отношении субъекта творчества - восприятия можно выделить народную культуру, элитарную и массовую. Распространение массовой культуры стало специфической чертой ХХ в., благодаря, в основном, развивающимся средствам массовой коммуникации. Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной человеческой аудитории. Массовая культура, будучи одним из самых ярких проявлений социокультурного бытия современных развитых сообществ, остается сравнительно малоосмысленным феноменом с точки зрения общей теории культуры. Интересные теоретические основания исследования социальных функций культуры (и в том числе массовой) были разработаны в последние годы Э.Орловой. В соответствии с ее концепцией в морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной культуры, осваиваемой человеком в процессе его общей социализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и общего образования), и специализированной культуры, освоение которой требует специального (профессионального) образования. Промежуточное положение между этими двумя областями с функцией транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию человека и занимает массовая культура. Со времени разложения первобытного общества, начала разделения труда, социальной стратификации в человеческих коллективах и сложения первых городских цивилизаций возникла и соответствующая дифференциация культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей, связанных с их образом жизни, материальными средствами и социальными благами, а также формирующейся идеологии и символики социальной престижности. Эти дифференцированные сегменты общей культуры стали называть социальными субкультурами. Достаточно выделить лишь несколько основных социально-классовых (сословных) субкультур, объединяющих большие группы людей в соответствии с их ролью и функциями в производстве средств физического и социального существования человека, в поддержании или нарушении социальной организации и регуляции жизни общества (порядка). Субкультура сельских производителей, называемая народной (в социально-демографическом плане), или этнографической (в плане наибольшей концентрации соответствующих специфических черт). Субкультура городских производителей на заре цивилизации формировалась как ремесленно-торговая, а позднее стала называться буржуазной (бюргерской), промышленной, пролетарской, пост - буржуазной (социалистической) и т.п., хотя функционально оставалась той же самой. Третья социальная субкультура – элитарная. Под этим словом обычно подразумевают особенную утонченность, сложность и высокую качественность культурной продукции. Ее главная функция – производство социального порядка, а также обосновывающей этот порядок идеологии. Элитарную субкультуру отличает очень высокий уровень специализации, высочайший уровень социальных притязаний личности. Разрыв между обыденной и специализированной составляющими этой социальной субкультуры так же, как и в буржуазной субкультуре, до недавнего времени был не очень велик. Усвоенные с детства знания и навыки аристократического воспитания, как правило, позволяли без дополнительного обучения исполнять обязанности рыцаря, офицера, придворного, чиновника любого ранга, да и монарха. Пожалуй, лишь функции священнослужителей требовали специальной подготовки. Такая ситуация продержалась в Европе до XVIII-XIX веков, когда элитарная субкультура начала сливаться с буржуазной, превращаясь в высший слой последней. Одновременно существенно возросли требования к профессиональной подготовленности исполнителей элитарных функций, что привело к возникновению соответствующих учебных заведений (военных, дипломатических, политико-административных).
1.2 Основные проявления, направления и жанры массовой культуры
Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:
Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, которая задается жесткими структурными условиями текста. Для массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и отчетливое членение на жанры. Это же требование справедливо для массового кинематографа. Жанры четко разграничены, и их не так много. Главные из них: детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов, фантастика, порнография. Пользуясь терминами семиотики, можно сказать, что жанры массовой культуры обладают жестким синтаксисом - внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать глубокий смысл. В ХХ в. массовая культура заменила фольклор, который тоже в синтаксическом плане построен чрезвычайно жестко. Наиболее ясно это показал в 1920-х гг. В. Я. Пропп, проанализировавший волшебную сказку и показавший, что в ней всегда присутствует одна и та же синтаксическая структурная схема, которую можно формализовать и представить в логических символах. Повторяемость - это свойство мифа - в этом глубинное родство массовой и элитарной культуры. Разновидностью текстов массовой культуры являются культовые тексты. Их главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в массовое сознание, что продуцируют интертексты, но не в себе самих, а в окружающей реальности. Элитарная культура, которая по своей внутренней структуре построена сложно и утонченно, так влиять на вне текстовую реальность не может.
1.3 Элитарная культура, как антипод массовой культуры
В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологии, является высший привилегированный слой общества - элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Определение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно. Итальянские социологи Р. Михельс и Г. Моска считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высокая степень деятельности, продуктивности, активности. Однако в философии и культурологии получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями. С точки зрения этого подхода, понятием элита обозначается не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе, она часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях Л. Шопенгауэра и Ф. Ницше. В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление», Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части: «людей гении» (т. с. способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и «людей пользы» (т. е. ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность). В культурологических концепциях Ф. Ницше, элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью. В XX веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше были резюмированы в элитарной культурологической концепции X. Ортега-и-Гассета. Основное отличие нового искусства от старого - по Ортеге - заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к его массе. Поэтому совершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни. «Дегуманизация» и есть основа нового искусства XX века. «Вот почему новое искусство разделяет публику на два класса - тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются. Новое искусство - это чисто художественное искусство». Элита - по Ортеге - это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та часть общества, которая обладает особым «органом восприятия». Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу. И именно к ней должен обращаться своими произведениями художник. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западноевропейской художественной культуры.
2 Взаимосвязь между массовой и элитарной культурами
Традиционное
Например, влияние времени. Джером Джером в своей книге “Трое в лодке, не считая собаки” писал: “Ведь все теперешние сокровища искусства три-четыре века тому назад были банальными предметами повседневного обихода. Я часто спрашиваю себя, действительно ли красивы старинные суповые тарелки, пивные кружки и щипцы для снимания нагара со свечей, которые мы так высоко ценим, или только ореол древности придает им прелесть в наших глазах. Старинные синие тарелки, украшающие теперь стены наших комнат, несколько столетий тому назад были самой обычной домашней утварью, а розовые пастушки и желтенькие пастушки, которыми с понимающим видом восторгаются все наши знакомые, в восемнадцатом веке скромно стояли на камине, никем не замечаемые, и матери давали их пососать своим плачущим младенцам”.
Заурядные произведения массовой литературы восемнадцатого века, вырванные из контекста, превращаются в произведения высокой культуры, будучи правильно введенными в контекст современного сознания. То же происходит и с вполне утилитарными произведениями советского авангарда двадцатых годов.
Лексикон или словарь. Это то, что объединяет людей и мнения. Словарь есть пересказ окружающего мира, сведение беспорядка и разнообразия к алфавитному порядку. Словарь есть структурирование мира, формализация восприятия. Массовая культура стремится к формализации отражаемого, упрощению технологии высказывания. Словарь создает идеальный способ чтения - постоянное (и бесконечное) перечитывание. Тот баланс между ожидаемым и новым, который приносит успех произведениям массовой культуры, в словаре присутствует по определению. Актуальная культура создает собственный лексикон. Обычные слова становятся архетипическими понятиями в разговоре о массовой культуре.