Массовая культура: условия возникновения, функции и типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 12:02, реферат

Краткое описание

Массовая культура представляет собой новую, более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, интересами и потребностями. Это — способ существования современной культуры. В таком качестве она пересекается с популярной культурой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.1 Понятие массовой культуры……………………………………………..5
1.2 Условия возникновения массовой культуры……………………………..8
1.3 Функции массовой культуры…………………………………………….11
1.4 Основные типы массовой культуры…………………………………….13
Заключение……………………………………………….……………………..15
Список литературы……………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.63 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

1.3 Функции массовой культуры

Создание феноменов массового  искусства осуществляется на таком  высоком техническом уровне, что  вызывает искреннее восхищение не только у массового потребителя, но и  у представителей художественной классики. Основные функции массовой культуры следующие: 
- снятие психологического напряжения и выход из конфликтных ситуаций путем обучения способам поведения в разных нестандартных ситуациях, моделируя которые, она дает представление, как действовать в тех или иных условиях; 
- упрощение поиска и отбора информации, выбора вариаций поступков, мнений, суждений в этом неустойчивом, постоянно меняющемся мире; 
- формирование национальных идеалов, стандартов - ориентиров «высокого» образа жизни, достойного подражанию.

Считается, что существует более десяти основных направлений  современной массовой культуры. Ограничимся  теми, которые, на наш взгляд, могут  непосредственно выступать как  условия развития туризма:

- индустрия развлекательного  досуга, включая массовую художественную  культуру, массовые постановочно-зрелищные  представления (от спортивно-цирковых  до эротических), профессиональный  спорт (как зрелище для болельщиков), учреждения по проведению организованного  развлекательного досуга (клубы,  дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды шоу;

- индустрия оздоровительного  досуга (курортная индустрия, оздоровительные,  спортивные и фитнес-центры, медицинские, фармацевтические, парфюмерные и косметические центры, кабинеты, лечебницы), включая оздоровительный и спортивный туризм;

- индустрия интеллектуального  досуга (художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки и клубы  по интересам, общества любителей  и поклонников чего бы то  ни было, научно-просветительские  учреждения и объединения), включая  «культурный», религиозный, экологический  туризм;

- система учреждений  и организаций, стимулирования  и управления потребительским  спросом на вещи, идеи, услуги  индивидуального и коллективного  пользования (реклама, мода, дизайн, имиджмейкерство и т.п.), формирующая стандарты социально престижных образов, стилей жизни, интересов и потребностей;

- разного рода игровые  комплексы (от механических игровых  автоматов до систем виртуальной  реальности, включая развивающие  и развлекательные комплексы  и парки).

Массовая культура - результат  формирования общенациональных культур. Она развивается именно там, где  преодолены или изживаются тоталитарно-политические, сословные и классовые «перегородки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Основные типы массовой культуры

Современные культурологи дают такую типологию массовой культуры.

 Кич-культура – массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Само слово «кич» происходит от немецких глаголов «kitschen» (халтурить, создавать низкопробные произведения) и «verkitschen» (дешево распродавать, продавать за бесценок). Если первые проявления кича широко были распространены лишь в прикладном искусстве, то по мере его развития область кича стала захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. При этом специалисты отмечают (Т.А. Фетисова и др.), что в каждой стране можно четко определить специфические национальные черты кича: «слащавую пошлость» немецкого кича, «откровенную скабрезность» – французского, экстатическую сентиментальность – итальянского, плоскую примитивность – американского. Как правило, произведения, принадлежащие к кич культуре, мимикрируют под настоящие произведения искусств, но таковыми, разумеется, не являются. К ее основным характеристикам можно отнести:

  • упрощенную подачу проблематики;
  • опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты;
  • ориентированность на обывателя, чья жизнь протекает скучно и однообразно.

Кич однозначен: он не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий, сложного психологического дискомфорта. Кич-культура получила особое распространение в формировании жанра «бульварной прессы», кино и видео продукции; в различных формах стандартизированного бытового украшения. Кич, как элемент массовой культуры – точка максимального отхода от элементарных ценностей и одновременно – одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации в искусстве. В настоящее время в ндустриально развитых странах наблюдается преобладание именно кич-культуры.

Что касается мид-культуры, то, прежде всего, следует отметить ее двойственный характер. Она обладает некоторыми чертами традиционной культуры, но в тоже время включает в себя черты массовой культуры. По отношению к кич, эта форма массовой культуры оказывается более высокой. Можно сказать, что мид-культура задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.

Арт-культура, рассчитанная на самую образованную часть публики. Главной задачей арт-культуры является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.

Некоторые специалисты  считают необходимым выделять еще  два особых типа массовой культуры, а именно – поп-культуру и рок-культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Массовая культура - результат  формирования общенациональных культур. Она развивается именно там, где  преодолены или изживаются тоталитарно-политические, сословные и классовые «перегородки».

В результате устанавливаются  равноправные отношения между художниками - деятелями искусства - и аудиторией. Каждый человек, каждый слой общества или социальная группа реализуют  свое право любить или не любить, смотреть или не смотреть, слушать  или не слушать художественное произведение, т. е. реально поддерживать то искусство, которое им нравится. Массовая культура - порождение рыночной экономики - органично вписывается в демократическую организацию общества, в правовое государство. Массовая культура и порождает, и обеспечивает постоянно расширяющееся потребление в самых различных сферах и формах. Формы потребления, обеспечивающие снятие физического, психологического, интеллектуального и эмоционального напряжений, являются основой туристской деятельности. 

Таким образом, массовая культура представляет собой новую, более  развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы  инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, интересами и потребностями. Это — способ существования современной культуры. В таком качестве она пересекается с популярной культурой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Акопян К.З. Массовая культура: Учебное пособие 2004 г.
  2. Костина А.В. Популярная культура  // Энциклопедия гуманитарных наук // 2005 №3 С.213-215
  3. Пархоменко И.Т Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах    2001 г.
  4. Радугина А.А. Культурология 2001 г. 
  5. Руднев В.П. Словарь Культуры XX века 1999.
  6. Теплиц К.Т. Всё для всех. Массовая культура и современный человек. //Человек: образ и сущность 2000 г.
  7. Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность 1998 №6
  8. Энциклопедический словарь по культурологии 1997.
  9. Материалы сайта http://countrystudies.ru/mas_kultura.html
  10. Материалы сайта http://www.grandars.ru/college/sociologiya/massovaya-kultura.html

 


Информация о работе Массовая культура: условия возникновения, функции и типы