- традиционность и консерватизм;
- оперирование средней языковой
семиотической нормой;
- занимательность.
Основные признаки массовой
культуры:
серийный характер предметов
се потребления;
примитивные стандарты жизни
и отношений между людьми;
развлекательность, забавность,
сентиментальность;
натуралистическое изображение
и смакование насилия и секса в произведениях
художественной культуры;
культ сильной личности, культ
жизненного успеха.
2.2. Массовый человек
В начале XX в. отметил писатель
и критик Д.С. Мережковский, «небывалое
развитие опытных знаний наложило своеобразную
печать на умственный строй современного
человека, породило непреодолимое инстинктивное
недоверие к творческой способности духа...
В поэзию, в религию, в любовь, в отношение
к смерти и к жизни проникает особенное
трезвое отношение лабораторий, научных
кабинетов и медицинских клиник».5
К настоящему моменту эта внутренняя
недостаточность рационализма, обусловленная
его механистичностью, усугубилась и «внешней»
его недостаточностью, вызванной укреплением
массового общества и усилением иррационализма,
свойственного массовым настроениям.
Наконец, сформировался и доминирующий
в массе этого общества образ жизни, который
отнюдь не располагает к умственным занятиям,
при этом статус образования критически
понизился: об уме человека стали судить
исключительно по его материальному преуспеванию.
Массовизация общества вывела
на передний план огромные массы людей
— практичных и наивных, технически вооруженных
и духовно «неразвернутых». Человек массы
— особая реальность. Современный массовый
человек не похож на человека массы прежних
времен, как современная масса — это не
прежнее «множество неразвитых, но способных
к развитию отдельных существ; она с самого
начала подчинена иной структуре —
нормирующему закону, образцом для которого
служит функционирование машины. Таковы
даже самые высокоразвитые индивиды массы.
Более того, именно они отчетливо сознают
этот свой характер, именно они формируют
этнос и стиль массы»6. Современный массовый человек
является и социально, и психологически
новым образованием. Это своего рода законченное,
завершенное в самом себе образование
без стремления к какому-либо внутреннему
изменению и движению. Размышления заменены
спонтанным проявлением бессознательного,
мотивы - импульсами, определенность —
нетерпимостью; это в какой-то мере регресс
даже по сравнению с «позитивистской»
личностью.
Массовый человек стал выражением
изменений, произошедших в современном
обществе и его культуре. Бурное развитие
техники и технологий сделало культуру
общедоступной и повсеместно присутствующей
в жизни общества, она стала привычным
элементом жизни людей, повседневным и
уже бесценностным фоном. Видимая доступность
культуры негативно сказалась на ее качественной
стороне.
Зиновьев назвал «разжижением
творческого ядра культуры» 7. Многие явления такой культуры
вообще выходят за рамки собственно культуры
и существуют по законам рынка, где ценность
товара определяется не столько реальными
его качествами, сколько спросом на него,
формируемым рекламой и другими вне-художественными
факторами. Рыночная цена вытесняет художественно-эстетическую
оценку произведений искусства, творческая
личность оказывается в зависимости от
менеджеров, рекламодателей, продавцов,
интерпретаторов и критиков, спонсоров
и продюсеров. Это в значительной степени
изменяет культурную психологию, культурно-творческая
позиция утрачивает свой статус и значение,
а место ее занимает потребительская позиция,
что говорит о возрастании внешней активности
человека, направленной на материальный,
вещный мир, о пассивизации его в культурно-творческой
сфере.
В большинстве стран мира телеэкраны
и книжные прилавки заполнены американской
продукцией. То же можно сказать и о России.
Замена отечественной культурной продукции
третьесортной продукцией западных компаний
означает установку на пересмотр прежних
культурных представлений и ценностей,
традиционного образа жизни, характеризующего
бытие народа из поколения в поколение.
Образуемая совокупностью воздействий
реальность буквально навязывает себя
человеку, порождает иллюзорные формы
жизни и самоутверждения. Масскульт и
СМИ пропагандируют внешнюю, потребительскую
и бездуховную жизнь, раздувая мнимые
потребности, провоцируя неадекватные
социальные самоидентификации дезориентированного
массового человека.
«Сегодня многочисленные «творцы
искусства», не подозревая о великом опыте
эстетической мысли, выпускают произведения,
лишенные глубинного смысла, художественной
ценности, тем самым по своему невежеству
попирают все законы искусства. И нужно
бороться, чтобы не утонуть в пошлости
и безвкусии современной массовой культуры,
примитивной и агрессивной, не признающих
никаких этических и эстетических норм».8
3.Элитарная культура
Элитарная культура — это культура
привилегированных групп общества, характеризующаяся
принципиальной закрытостью, духовным
аристократизмом и ценностно-смысловой
самодостаточностью, включающая в себя
искусство для искусства, серьезную музыку,
высокоинтеллектуальную литературу. Пласт
элитарной культуры связан с жизнью и
деятельностью «верхушки» общества —
элиты. Художественная теория считает
элитой представителей интеллектуальной
среды, деятелей науки, искусства, религии.
Поэтому элитарная культура связана с
частью общества, наиболее способной к
духовной деятельности или обладающей
властными возможностями в силу своего
положения. Именно эта часть общества
обеспечивает общественный прогресс и
развитие культуры.
Круг потребителей элитарной
культуры — высокообразованная часть
общества — критики, литературоведы, искусствоведы,
художники, музыканты, завсегдатаи театров,
музеев и т.п. Иными словами, она функционирует
в среде интеллектуальной элиты, профессиональной
духовной интеллигенции. Поэтому уровень
элитарной культуры опережает уровень
восприятия среднеобразованного человека.
Как правило, она выступает в форме художественного
модернизма, новаторства в искусстве,
а ее восприятие требует специальной подготовки,
характеризуется эстетической свободой,
коммерческой независимостью творчества,
философским проникновением в сущность
явлений и души человека, сложностью и
разнообразием форм художественного освоения
мира.
Элитарная культура сознательно
ограничивает круг ценностей, признавших
их истинными и «высокими», последовательно
противостоит культуре большинства во
всех ее исторических и типологических
разновидностях — фольклору, народной
культуре, официальной культуре того или
иного сословия или класса, государства
в целом и т.п. Более того, она нуждается
в постоянном контексте массовой культуры,
поскольку основывается на механизме
отталкивания от ценностей и норм, принятых
в ней, на разрушении сложившихся в ней
стереотипов и шаблонов, на демонстративной
самоизоляции.
Философы рассматривают элитарную
культуру как единственно способную к
сохранению и воспроизводству основных
смыслов культуры и обладающую рядом принципиально
важных особенностей:
сложностью, специализированностью,
креативностью, новационностью;
способностью формировать сознание,
готовое к активной преобразующей деятельности
и творчеству в соответствии с объективными
законами действительности;
способностью концентрировать
духовный, интеллектуальный и художественный
опыт поколений;
наличием ограниченного круга
ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;
жесткой системой норм, принимаемых
данной стратой в качестве обязательных
и неукоснительных в сообществе «посвященных»;
индивидуализацией норм, ценностей,
оценочных критериев деятельности, нередко
принципов и форм поведения членов элитарного
сообщества, становящихся тем самым уникальными;
созданием новой, нарочито усложненной
культурной семантики, требующей от адресата
специальной подготовки и необъятного
культурного кругозора;
использованием нарочито субъективной,
индивидуально-творческой, «отстраняющей» интерпретации обычного и
привычного, что приближает культурное
освоение реальности субъектом к мысленному
(подчас художественному) эксперименту
над нею и в пределе замещает отражение
действительности в элитарной культуре
ее преобразованием, подражание — деформацией, проникновение
в смысл — домысливанием и переосмысливанием
данности;
смысловой и функциональной
«закрытостью», «узостью», обособленностью
от целого национальной культуры, что
превращает элитарную культуру в подобие
тайного, сакрального, эзотерического
знания, табуированного для остальной
массы, а ее носители превращаются в своего
рода «жрецов» этого знания, избранников
богов, «служителей муз», «хранителей
тайны и веры», что часто обыгрывается
и поэтизируется в элитарной культуре.
Индивидуально-личностный характер
элитарной культуры является ее специфическим
качеством, который проявляется в политической
деятельности, в науке, искусстве. В отличие
от народной культуры не анонимность,
а личное авторство становится целью художественно-творческой,
научной и пр. деятельности. В разные исторические
периоды вплоть до наших дней авторскими
являются опусы философов, ученых, литераторов,
зодчих, кинорежиссеров и пр.
Элитарная культура противоречива.
С одной стороны в ней достаточно явственно
выражается поиск нового, еще неизведанного,
с другой - установка на консервация, сохранение
уже известного, привычного. Поэтому, вероятно
в науке, художественном творчестве новое
добивается признания, преодолевая подчас
немалые трудности.
Элитарная культура, включая
ее эзотерические (внутренние, тайные,
предназначенные для посвященных) направления,
входят в разные сферы культурной практики,
выполняя в ней разные функции (роли): информационно-познавательную,
пополняя сокровищницу знаний, технических
достижений, художественных произведений;
социализационную, включая человека в
мир культуры; нормативно-регулятивную
и др. На первый план в элитарной культуре
выходит культуротворчесткая функция,
функция самореализации, самоактуализации
личности, эстетико-демонстрационная
( ее иногда называют выставочной).
3.1.Современная
элитарная культура
Главная формула элитарной
культуры – «искусство для искусства».
К элитарной культуре можно отнести авангардные
направления в музыке, живописи, кинематографе.
Если говорить об элитарном кинематографе,
то это арт-хаус, авторское кино, документальные
и короткометражные фильмы.
Арт-хаус - фильм, нацеленный
не на массовую аудиторию. Это некоммерческие,
самостоятельно сделанные фильмы, а также
фильмы, снятые маленькими киностудиями.
Отличие от голливудских фильмов:
-социальный реализм
-авторское видение режиссёра
-фокус на мыслях и
ощущениях персонажа, а не движение
по сюжетным поворотам.
В авторском кино на первом
месте находится сам режиссер. Он автор,
творец и создатель фильма, именно он источник
основной идеи. В таких фильмах режиссер
пытается отразить какой-либо художественный
замысел. Поэтому просмотр таких картин
рассчитан на зрителей, которые уже имеют
представление об особенностях кино как
искусства и соответствующий уровень
личного образования, из-за чего прокат
арт-хаус кино, как правило, ограничен.
Зачастую бюджет арт-хаусного кино ограничен,
поэтому создатели прибегают к нестандартным
подходам. Примерами элитарного кино могут
служить такие фильмы, как «Солярис», «Сны
на продажу», «Все о моей матери».
Элитарное кино очень часто
не пользуется успехом. И дело не в работе
режиссера или актеров. Режиссер может
вложить глубокий смысл в свое произведение
и передать его по-своему, но зрители не
всегда в состоянии найти этот смысл и
понять его. Вот здесь и отражается это
«узкое понимание» элитарной культуры.
В элитарной составляющей культуры происходит
апробация того, что, спустя годы, станет
общедоступной классикой, а возможно и
перейдет в разряд тривиального искусства
(к которому исследователи относят так
называемую "поп-классику" - "Танец
маленьких лебедей" П.Чайковского, "Времена
года" А.Вивальди, например, или еще
какое-нибудь чрезмерно растиражированное
произведение искусства). Время стирает
границы между массовой и элитарной культурами.
То новое в искусстве, что сегодня является
уделом немногих, через столетие будет
понятно уже значительно большему числу
реципиентов, а еще позже может стать в
культуре общим местом.
Заключение
Культура современного общества
сложна и многообразна. Если говорить
только о художественной культуре, то
здесь можно выделить различные пласты:
"высокую" ("ученую") культуру
академического плана, демократические
и элитарные направления, универсальные
массовые формы профессиональной культуры
и народного творчества, народную культуру
и собственно коммерческую массовую культуру.
Человек, оказавшийся высоко урбанизированной,
поликультурной среде должен найти свое
место под солнцем, свое социально-культурное
пространство. Массовая культура создает
такое пространство (или его иллюзию),
на первый взгляд уютное и комфортное,
предоставляющее необходимую информацию,
развлекающее, обеспечивающее отдых, психологическую
разрядку.