Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:08, реферат
Исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей. Анализ общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности. Исследование содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи и культуры как одной из технологий самоорганизации общества. Исследование культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.
Введение………………………………………………………………..…...3
1. Предмет, задачи и направления культурологии………..………….4
2. Понятие культуры и ее место в жизни общества………….…..…6
3. Функции культуры………………………………………………....8
4. Место культурологии в системе гуманитарного знания……..…10
Список использованной литературы………………………………….…17
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уфимский
государственный
нефтяной технический
университет»
Реферат
по культурологии
на тему:
«Предмет
культурологии. Место
культурологии в системе
гуманитарных знаний»
План
Введение……………………………………………
Список использованной литературы………………………………….…17
Введение
Интерес к культуре сопровождает всю историю человечества. Но никогда ещё она не вызывала такого пристального внимания, как в наши дни. Поэтому не случайно и появление особой отрасли человеческого знания, изучающей культуру, и культурологии, соответствующей учебной дисциплины.
Любой человек, приступающий к изучению новой для него области знания, сталкивается с проблемой выяснения его специфики, непохожести на другие системы знания, его неповторимости и уникальности.
Культурология – изучает общество и человека, но взятых в их «культурном» бытии, их отношениях по поводу культуры, её возникновения, развития и изменения в будущем.
Культурология – это прежде всего наука о культуре. Часть слова «-логия» применяется для характеристики научного знания, науки, такого типа знания, которое позволяет на основании уже имеющихся данных и логической структуры данного знания делать дедуктивные выводы.
Культурология – это наука, изучающая культуру. Это её специфический предмет, отличающий её от других социальных, гуманитарных дисциплин, делающий необходимым её существование как особой отрасли знания.
Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.
Культурология (лат. cultura – возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος – мысль, причина) – наука о культуре, изучающая наиболее общие закономерности её развития.
Объектом познания культурологии является культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах. Предметом – изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.
В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.
Термин «культурология» был предложен в 1946 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900-1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.
Культурология является интегративной сферой знания, рождённой на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии, культуры и искусствоведения. Однако, в зарубежной научной классификации культурологию как отдельную науку не выделяют.
Феномен культуры в Европе и Америке понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология.
Предмет культурологии – исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусстве, праве.
Предмет культурологии включает следующие аспекты:
- исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;
- исследование общества с точки зренияего способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.
-
Исследования содержания и
-
Исследования культуры как
-
Исследования культурного
Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя.
В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.
Направления культурологии как науки:
Термин культура стал употребляться как самостоятельное понятие лишь с XVIII века, до этого он употреблялся в словосочетаниях, обозначая качество того или иного явления относящегося к неприродной сфере. Например Немецкий правовед и историк Пуфендорф называл культурным человеком, человека подвергшегося воздействию цивилизации, в отличии от человека естественного, природного, то есть собственно дикаря. Этим термином так же обозначали, те формы цивилизации которые создавались отдельными народами, мы и сейчас используем термин культура в этом смысле говоря о национальной культуре.
В
XIX и ХХ веках понятие культуры
вошло в обиход социологов и психологов,
публицистов, политиков и даже широких
слоев населения. В конце XIX века
сложилась характерная для
Описательные методы постижения культуры:
Антропологические – исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей противостоящих природе.
Ценностные – трактуют природу как5 совокупность духовных и материальных ценностей.
Нормативные – исходят из того что содержание культуры составляют нормы и правила регламентирующие жизнь людей.
Адаптивные – трактуют культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый вид деятельности, посредством которой они приспосабливаются к природным условиям.
Исторические подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развиваются путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
Функциональные методы:
Семиотические – рассматривают культуру как систему знаков используемых обществом.
Символические – акцентируют внимание на использовании символов в культуре.
Герменевтические – видят главный путь изучения культуры в множестве текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.
Идеационные – определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти.
Психологические – указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.
Дидактические – рассматривают культуру как то чему человек научился, а не унаследовал генетически.
Социологические
– предлагают изучать культуру как фактор
организации общественной жизни, как совокупность
идей принципов, социальных институтов,
обеспечивающих коллективную деятельность
людей.
3.Функции культуры
Термином функция в социальных науках обозначают предназначения, цель существования какого-либо элемента социальной системы. Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу.
Информация о работе Место культурологии в системе гуманитарных знаний