Мирова и отечественная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:57, контрольная работа

Краткое описание

Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культурное воспитание является одним из важнейших механизмов, способствующих самосохранению и саморазвитию общества.

Содержание

1. Введение……………………………………………………..3

2. Культура в странах мира………………………………….4-9

3. Социально-культурные проблемы мира……………….10-14

4. Проблемы культуры в России………………………….15-19

5. Заключение…………………………………………………20

6. Список использованной литературы……………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ мэ готово.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее актуальными проблемами развития художественной культуры являются: снижение уровня художественной культуры населения (неразвитость художественных вкусов, художественно-образного восприятия и мышления); недоступность для жителей города художественных ценностей вследствие сокращения бюджетного финансирования учреждений культуры; недоступность для населения богатств мировой и отечественной культуры (в музеях, по данным Министерства культуры России, экспозиции составляют не более 7% фондов); падение интереса к художественному творчеству, искусству в целом; отсутствие национально ориентированной системы художественного воспитания; ориентация учреждений профессионального искусства и концертных организаций на коммерческий репертуар, на развлекательные представления низкого художественного уровня; резкое сокращение в репертуаре произведений театральной и музыкальной классики, современного высокопрофессионального искусства; невосполнимая; снижение уровня художественного развития детей и подростков вследствие резкого сокращения детской художественной самодеятельности в связи с коммерциализацией культурно-досуговых учреждений; отсутствие условий для художественного развития и дальнейшего профессионального самоопределения одаренных детей, подростков, молодежи и др.

Историческая культура. Данная область проектирования характеризуется наиболее острыми проблемами, свидетельствующими о неблагополучии общества в отношении к собственной истории. Об этом свидетельствует: утрата исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, отсутствие интереса к национальным формам культурного творчества; неразвитость краеведческой деятельности; утрата историко-культурного своеобразия и уникальности территорий; невостребованность историко-культурного потенциала (учреждениями культуры, государственными органами, населением); разрушение памятников истории и культуры (в т.ч. в связи с отсутствием средств на реставрационные работы); отсутствие преемственности в передаче культурных традиций.

Духовно-нравственная и социально-психологическая культура.

Проблемное поле проектирования здесь обусловлено целям рядом негативных тенденций, связанных с утратой значительной частью населения духовно-нравственных идеалов, девальвацией фундаментальных ценностей (добра, сострадания, совести, социальной справедливости). В общественном сознании сохраняются (и даже усиливаются) ориентации, основанные на принципах насилия, борьбы, ненависти, нетерпимости.

Наиболее актуальными проблемами, характерными для данной сферы проектной деятельности, являются: деформация общественной нравственности и криминализация отношений; утрата смысла жизни, духовный кризис у значительной части населения (пожилые, интеллигенция, безработные и т.д.); дефицит милосердия в обществе, рост агрессивности, ожесточенности по отношению к другому человеку, равнодушие к инвалидам, больным, одиноким, лицам, нуждающимся в защите и помощи; отсутствие системы нравственного воспитания школьников; разрушение духовно-нравственного климата семьи (увеличение количества разводов, жестокость родителей, подавление детской инициативы, взаимонепонимание “отцов” и “детей” и т.д.); размывание поведенческих моделей и образцов «мужественности» и “женственности”; утрата чувства долга по отношению к своим; деградация морально-нравственного облика значительной части населения (проституция, наркотики, алкоголь, противоправные формы поведения и др.); криминализация населения, рост преступности, в т.ч. организованной, женской, подростковой. Усиливается тенденция к обесцениванию человеческой жизни (рост числа самоубийств). Невостребованными в сегодняшней социокультурной ситуации оказываются национальные духовные лидеры. Средства массовой информации создают, продвигают и пропагандируют молодежных кумиров, несущих антисоциальные образ жизни и систему ценностей. Растет число участников и расширяется социальная база тоталитарных сект и объединений нетрадиционной религиозной ориентации, способствующих духовно-нравственной и психологической деформации личности.

Еще одной из проблем является усиление конфликтности между субкультурами различных возрастных и социальных групп населения (конфликт ценностей); рост межэтнической напряженности, формирующей негативные этнические стереотипы и национальные предрассудки; взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий, провоцирующее межнациональные конфликты, усиливающее социальную напряженность; неуважение культурных ценностей и святынь других народов, этносов.

Экологическая культура. Актуальность проектного обеспечения воспитания экологической культуры связана с ростом экологических проблем, вызванных, в свою очередь, низким уровнем экологической культуры населения. Суровой реальностью стало растущее загрязнение окружающей среды, нарушение экологического баланса, истощение природных ресурсов, разрушение природного начала в самом человеке. Во многих регионах страны экологическая ситуация становится катастрофической, требует принятия безотлагательных и кардинальных мер, участия широкой общественности в мероприятиях по охране окружающей среды, восстановлению утраченных природных ценностей.

Основные проблемы экологической культуры заключаются в слабой информированности населения об экологической ситуации; недооценке роли природоохранной деятельности со стороны властей; негуманном отношении к природе, вызванном недооценкой ее фундаментальной ценности как среды обитания; несформированности общественного мнения по отношению к организациям и лицам, ответственным за ухудшение экологической ситуации; отсутствии системы экологического воспитания; неразвитости природоохранных форм самодеятельности, отсутствии у населения интереса к этим видам социокультурного творчества; разрушении уникальных природно-ландшафтных зон, имеющих историко-культурное значение.

Политическая культура. К числу таких проблем можно отнести: низкую политическую активность населения, падение интереса во многих странах к политической жизни, вызванные неуверенностью граждан в свои возможности влиять на принятие политических решений; низкую компетентность граждан в вопросах социально-политической жизни; низкую социально-культурную и политическую активность подростков и молодежи; отсутствие реальных механизмов и условий участия молодежи в решении актуальных вопросов экономики, политики, культуры.

Профессиональная культура. Основные проблемы здесь вызваны целым рядом неблагоприятных обстоятельств и тенденций, характерных для системы трудового воспитания и профессионального самоопределения личности, а также связанных с условиями самореализации человека в сфере его профессиональной деятельности, а именно: утратой ценности труда как смысла жизни; трудностями профессионального самоопределения в связи с коммерциализацией образования (недоступность платного высшего образования широким слоям населения в России); снижением образовательного уровня вследствие деформации мотивов получения образования (престиж, статус, диплом и т.п.); изменением социальной структуры студенчества вследствие поляризации доходов родителей; трудностями профессионального самоопределения; деформацией профессиональной этики представителей ряда профессий; внешней и внутренней “утечкой мозгов”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы культуры в России

Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества оценивается как крайне тяжелое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье – причина многих бед. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия – злая поросль на почве бездуховности.

Сегодня на культуру расходуется мизерная часть государственного бюджета. Многие очаги культуры закрываются, не имея возможности справиться с финансовыми трудностями. Большинство оставшихся, чтобы не угаснуть совсем, вместо того, чтобы нести людям искусство и творчество, вынуждены заниматься коммерцией.

С помощью новейших достижений НТР, средств массовой информации духовные ценности, накопленные человечеством, становятся более доступными, но каждому человеку еще нужно «прикоснуться» к ним, чтобы стать духовно богаче. Все дело в том, что тот, кто ищет в культуре только развлекательность, не найдя её, легко находит заменитель. Культура, нравственность создаются людьми, культуре обучаются, поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. В результате усвоения культурных ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности и регулирование её поведения. Поэтому возрождение культурных и нравственных ценностей – одна из значимых задач любого общества, народа, государства.

В социальной сфере все более заметной становится тенденция социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус. Одним из источником социально-культурных и личностных проблем являются интенсивные миграционные процессы, разрушающие культурную целостность поселений, «выключающие» из процесса культурного саморазвития большие социальные группы. Социально-экономические преобразования, массовая миграция, насильственная политика предыдущих десятилетий, направленная на преодоление различий между городом и селом, разрушили традиционные формы связи и отношения человека с социальной, природной и культурной средой, вызвали отчуждение человека от земли, от жизни общества, от собственной судьбы. Социально-культурный кризис в обществе усугубляется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, исторической памяти. Все более заметным становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни. Но наиболее существенные проблемы связаны с общим состоянием духовной жизни российского общества. Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры, возрастает опасность ее вестернизации, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов. Коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаев, традиций и образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности. Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. В частности, многочисленные исследования фиксируют очевидное падение уровня художественного вкуса (если в 90-х годах 20 века достаточно высокая художественная эрудиция отличала 36% горожан и 23% сельских жителей, то сейчас, соответственно, 14 и 9%). Глубокий кризис переживает киноиндустрия. Видеорынок монополизирован  пиратской индустрией. Происходит резкое снижение роли телевидения в приобщении населения к искусству. Почти полностью отсутствует в предпочтениях населения современное отечественное искусство. Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения. Анализ этических проблем культуры побуждает хотя бы вскользь остановится на феномене глобальной поп-культуры, которая, хотя повсюду встречает сопротивление, неостановимо завоевывает страны мира и в том числе Россию. Глобализация, в той мере в которой она транслирует общие стандарты и образы, усредняет уровень и углубляет кризис традиционной культуры. Массовая культура медленно, но верно отвоевывает власть у видов высокого искусства: шоу-бизнес – у театра, оперы, балета; футбол – у гимнастики, шахмат, плавания; телевизор – у книги; индустрия развлечений – у домашнего досуга. Техническое обеспечение сохранности архивных, музейных и библиотечных фондов находится в катастрофическом состоянии — в реставрации сегодня нуждается от 30 до 50% музейных фондов. Разрушается инфраструктура издательской деятельности, культурно-досуговой сферы. Многие театры, музеи, библиотеки, спортзалы находятся на грани исчезновения. Коммерциализация культуры разрушает ее собственные системные правила функционирования, а значит, искажает культуру.

Происходит значительная переориентация общественного сознания с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия. Исследование Российского Института искусствознания показало, что за последние годы произошли существенные изменения в системе ценностных ориентаций: на шкале ценностей населения заметна ориентация значительной части граждан России на материальное благополучие как главную цель жизни. Если в начале 1990-х годов в системе ценностных ориентаций и городских, и сельских жителей “лидировали” мысли о счастливой семейной жизни, о желании иметь хороших, верных друзей и другие гуманистические мотивы, а отсутствие материальных затруднений казалось первоочередной заботой 41% людей в городах и 36% в селах, то сегодня о материальном благополучии как самом главном говорит 70% горожан и 60% сельских жителей. Во многом утеряны такие нравственные ценности как любовь к «малой родине», взаимопомощь, милосердие. По существу культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии, т.е. отсутствием норм поведения, лишением функциональности. Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы.

Однако известно, что ценностное отношение к собственной культуре тесно связано и корнями уходит в такие глубинные основания социума, как его социальная идентичность, национальный менталитет, патриотизм, но его состояние у современной российской молодежи, мягко говоря, наводит на размышления. Результаты опроса общественного мнения 2010 года о гражданстве и патриотизме показали, что 84% граждан России считает себя ее патриотами (41% - безусловно да, 42% - скорее да), но при вопросе, в чем выражается Ваш патриотизм, выяснилось, что у большинства «патриотов» он выражается в том, что они считают себя членами своей семьи и в заботе о ней. Это говорит о том, что важнейший социально-политический параметр состояния нации в общественной психологии трансформирован в сугубо семейные, индивидуальные, а не социальные ценности, в семейную, фактически биологическую, идентификацию. В логически завершенном виде он будет означать, что россиян как нации на деле не существует.

Таким образом, сегодня перед российским обществом встало несколько взаимосвязанных проблем: обеспечения места России на мировой карте многообразия культур, сохранения собственной российской социокультурной идентичности, социализации российской молодежи как ее субъекта, носителя и производителя путем приобщения ее к историко-культурному наследию страны, использования для этого новых технологий информационного общества и развития новых моделей деятельности как по формированию и содержательному представлению объектов культуры, так и по взаимодействию субъектов в различных отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На рубеже тысячелетий человечеству брошен вызов в виде глобальных проблем, перед лицом которых ему предстоит выступать в качестве единого субъекта, принимающего осознанные и согласованные решения. В этом созидании общечеловеческого единства решающая роль принадлежит взаимообогащающему диалогу различных культур, мировому культурному процессу.

Перед современной культурой стоит сложная задача – выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Решение этой глобальной задачи чрезвычайно сложно, так как упирается в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих нашей культуре на всем протяжении ее исторического развития.

Наша культура вполне может дать ответ на вызовы современного мира. Но для этого надо перейти к таким формам ее самосознания, которые перестали бы воспроизводить одни и те же механизмы непримиримой борьбы, жесткой конфронтационности, отсутствия «середины».

У России особая цивилизующая и организующая функция в мировом социокультурном пространстве. Положение в культуре нашего отечества оценивается как крайне тяжелое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье – причина многих бед. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия – злая поросль на почве бездуховности.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Кризис современной культуры http://www.culturanew.ru/?show_news=44;

2. Лысикова, Н. П. Социокультурные проблемы современного образования: учебно-методическое пособие. / Н. П. Лысикова, Алимаева О.И., Вакулич Н.Р. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009 – 74 с.;

3. Поликультурное воспитание в новых социокультурных условиях: Грушова, Л. Д. №1 (05) 2011;

4. Развитие информационного общества в российских регионах// Информационное общество. 2010, № 4. С.17.;

5. Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов университета / колл. авт.; под ред. Н.Б.Шебаршовой и С.М. Богуславской. – Изд. 2-е, перераб. - Оренбург: ИПК ГОУОГУ, 2009. - 161 с.

 

 

Информация о работе Мирова и отечественная культура