Мировоззренческие основы культуры Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 10:48, контрольная работа

Краткое описание

Китайская культура — одна из древнейших на планете — необычайно самобытна. Для Китая характерна особая картина мира, особое мировоззрение; иначе, чем в других культурах, китайская религия и философия отвечала на вопросы о жизни и смерти, о месте в этом мире отдельного человека.
Китайская цивилизация, как и все древнейшие цивилизации, зародилась в бассейне крупной реки. Река Хуанхе в отличие от Нила, известного своими регулярными и предсказуемыми разливами, была довольно «капризной». Эта «река, надрывающая сердце», могла часто менять свое русло, что приводило к обрушению берегов и затоплению больших площадей. Поэтому необходимо было сооружать и поддерживать плотины и дамбы.

Содержание

Введение 3
1. Особенности мифологического восприятия древних китайцев (культ бога Шанди, культ предков, культ Неба, отношение к природе). 4
1.1. Культ бога Шанди 4
1.2. Культ предков 4
1.3. Культ Неба 6
1.4. Отношение к природе 7
2. Философия, этика и практика даосизма. 8
3. Философско-этическая система конфуцианства, ее роль в культуре Китая. 11

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, даосизм не требует  переделки, перестройки природы. Он нацеливает на чуткое, бережное отношение к ней. Природа существует не для того, чтобы ее изучали, а для того, чтобы ее переживали, извлекали удовольствие от общения с ней.

 

3. Философско-этическая система конфуцианства, ее роль в культуре Китая.

 

Конфуцианство возникло на рубеже VI-V вв. до х.э. Его основоположником считается странствующий проповедник родом из шаньдунского царства Лу - Учитель Кун, в латинской транскрипции Конфуций (551-479), последствии обожествленный. Учитель Кун излагал свою доктрину изустно, в форме диалогического собеседования. Изречения Конфуция были записаны его учениками, а затем сведены в трактат "Луньюй" ("Беседы и суждения"), являвшийся на протяжении веков своего рода катехизисом конфуцианства. Официальная традиция связывала с именем Конфуция исключительный пиетет в Китае к грамотности и книжной учености. По преданию, Конфуций впервые в истории Китая открыл частную школу. Он учил чтению и письму, толкованию древних книг, преданий, западночжоуских обрядов, но главным предметом было преподавание норм морали, методов "самоусовершенствования благородного мужа". В школе Конфуция преобладала практическая философия, нацеленная на проблемы нравственности и управления. Основным вопросом философии Конфуций считал проблемы человека и человеческого общества. Его доктрина носила характер этико-философского и социально-политического учения. Впоследствии конфуцианцы создали свою каноническую литературу, в которую включили будто бы отредактированные Конфуцием "Книгу перемен", "Книгу песен" ("Шицзин"), "Книгу преданий" ("Шуцзин") и лускую летопись "Чуньцю", якобы им написанную.

По конфуцианскому учению, общественное и государственное устройство, как и структура мира, извечно и неизменно. Небом предопределено деление людей на "управляющих" - "благородных мужей" (цзюньцзы), способных к нравственному самоусовершенствованию (к ним Конфуций относил лишь аристократов по рождению), и "управляемых" - "низкий, презренный люд" (сяоминь), аморальный и глупый по природе, которому свыше предназначено заниматься физическим трудом, "кормить и обслуживать" правящую элиту. Конфуцианство требовало неукоснительного соблюдения религиозного ритуала и строжайшего социально-иерархического подчинения: низший беспрекословно повинуется высшему, младший - старшему. Кредо Конфуция: "Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном".

Знаменитая фраза Конфуция "Я  передаю, а не создаю" стала основополагающей для теории и практики конфуцианства, противящегося новому, осуждающего свободомыслие. Идеи конфуцианства о независимости знания от практической деятельности стали препятствием для развития естественнонаучных и прикладных знаний. Пренебрежительное отношение Конфуция к негуманитарным наукам, считавшего наиважнейшим долгом "нравственное самоусовершенствование", сводившееся в конечном счете к "следованию древности", освоению ритуала взаимоотношений между высшими и низшими, сыграло не последнюю роль в том, что естествознание не признавалось в Китае достойным общественного внимания.

Конфуцианство наложило глубокую печать на все стороны жизни китайского общества, в том числе и на функционирование семьи. Семья считалась сердцевиной общества, ее интересы намного превосходили интересы отдельного человека, который рассматривался лишь в аспекте семьи, сквозь призму ее вечных интересов. Подрастающего сына женили, дочь отдавали замуж по выбору и решению родителей, причем это считалось настолько нормальным и естественным, что проблема любви при этом не вставала.

В целом древнее конфуцианство  отличалось архаичностью и огромной ролью в нем культа предков, включавшего в себя и объекты тотемического характера. Чрезвычайно сильными оставались в нем пережитки мифологического и социоантропоморфического сознания с характерной для него связью космоса и социума и неотделенностью физического от морального. Представления о прямой зависимости природных явлений от добродетельного поведения правителя и духовно-нравственного состояния общества пронизывают всю мировоззренческую систему древнего конфуцианства, построенную по модели триады: Небо-Земля-Человек, с присущим ей гомоморфизмом макро- и микрокосма. Конфуцианство восприняло традиционные раннечжоуские теистические представления о Небе (Тянь) как верховном божестве и высшей нравственной силе, Воле Неба (Тяньмин) и правителе как Сыне Неба (Тяньцзы).

 

Заключение

 

Культура древнего Китая заложила основу дальнейшего культурно-исторического  развития китайской цивилизации  и оказала глубокое влияние на культуру всего дальневосточного региона.

Характерную особенность древнекитайской  цивилизации составлял культ  образованности и грамотности. Основные направления философско-теоретического мышления древнего Китая придавали исключительную важность гуманитарному фактору, признавали человека венцом природы и ставили его вровень с небом и землей; в этой космической триаде человек, как связующее звено, обусловливал единство мира. Непреходящие ценности общечеловеческой морали заключены в идеях раннего конфуцианства об изначальной доброте человеческой природы. Только сейчас человечество стало осознавать актуальность экологического мышления, которым проникнута вся даосская философия. Высочайшие образцы творческой мысли дал миру древний Китай в области стихийно-диалектического мировоззрения.

Таким образом, китайский этнос  создал особый тип культуры, во многом отличающийся от культур других народов. Китайской культуре присущи такие ценностные черты, как трезвость и консерватизм мышления, высокая оценка как самой жизни, так и умения прожить ее достойно в соответствии с эталонами высшей добродетели, любой четкой организации и порядком.

Все эти черты прослеживаются на протяжении многих веков. К тому же социальная этика и административная практика здесь всегда играли более значимую роль, чем мистика и поиски личного спасения.

 

Список использованной литературы

 

  1. Бондаренко Ю.Я. Этика парадоксов: очерк этики и философии даосизма. — М.: Знание, 1992.
  2. Васильев В. С. История религий Востока. — М.: Высшая школа, 1983, с. 284.
  3. Кобзев А. И. Ван Янмин и даосизм // Дао и даосизм в Китае. М. Наука. 1982, с. 80 — 106.
  4. Культурология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 208 с.
  5. Стулова Э.С. Даосская практика достижения бессмертия // Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984. С. 230—270.
  6. Учебный курс по культурологии. Ростов-н/Д.; Издательство «Феникс», 1999 г., 576 с.
  7. Фицжеральд С.П. Китай, краткая история культуры — СПб.: Евразия, 1998.
  8. Шкуркин П.В. Очерк даосизма: Даосизм. Ба Сянь // Вестник Азии. 1925. № 53. С.121-125.

Информация о работе Мировоззренческие основы культуры Древнего Китая