Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:03, реферат
Целью данной работы является изучение основных позиций языческой веры как основы мировоззрения древних славян. Для этого необходимо описать черты мировосприятия носителей древней религии; дать характеристику божествам и обрядности язычества.
Введение………………………………………………………..3
Глава 1.Основные признаки язычества………………………5
Глава 2.Представления об устройстве мира…………………7
Заключение……………………………………………………11
Список источников…………………………………………...12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт дистанционного образования
Направление «………………………………»
МИР СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА
Реферат
по дисциплине «Культурология»
Студент 1 курса
1234 группы _______________
(Подпись, дата)
Преподаватель
доцент, к. филос. н._______________
(Подпись, дата)
Содержание
Введение……………………………………………………….
Глава 1.Основные признаки язычества………………………5
Глава 2.Представления об устройстве мира…………………7
Заключение……………………………………………………
Список источников…………………………………………...
Введение
Вопросы вероисповедания и религии в рамках науки культурологии всегда имели первостепенное значение, так как принадлежность общности к той или иной вере может многое сказать о ее культуре. Религиозные убеждения нации определяют специфику миропонимания, образа жизни, менталитета и передаются из поколения в поколение.
Слово «язычество» происходит от церковнославянского
«языцы» (иноземные народы). Ими обозначали
нехристианские религии, которые исповедовали
многобожие. Эти боги олицетворяли
явления природы, а также отдельные
природные объекты. Сущность языческих
культов заключалась в
В Толковом словаре Ожегова «Язычество - общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии».
В Толковом словаре русского языка Ефремовой Т.Ф. «Язычество - религия, основанная на поклонении многим богам (в отличие от христианства, магометанства, буддизма, иудейства); идолопоклонство».[15]
Целью данной работы является изучение основных позиций языческой веры как основы мировоззрения древних славян. Для этого необходимо описать черты мировосприятия носителей древней религии; дать характеристику божествам и обрядности язычества.
Это комплекс религиозных обрядов, верований, представлений о мире, которые послужили причиной единства славянской общности до принятия христианства. Славяне-язычники, прежде всего, обожествляли явления природы, которые не могли превозмочь или объяснить. «Одной из основных черт мировосприятия как древнего, так и средневекового человека была глубокая религиозность и вера в сиюминутное влияние потусторонних сил на его жизнь».[14 с.15] Соответственно изучение данной темы раскроет особенности миропонимания древних славян.
Язычество появилось задолго до начала нашей эры, служило основой миропонимания ни одно тысячелетие и может пролить свет на традиции особенности быта наших предков. Данная религия – важный этап развития культуры наших предков, ее отголоски до сих пор существуют в сознании людей, имеющих славянские корни. Современности очень хорошо известны суеверия, они проявляется в использовании амулетов, татуировок как оберегов или хранителей таинственных сил. Народная демонология хранит языческие образы (это леший, домовой, водяной, кикимора и т.д.). Кроме того на этом этапе развития человеческого сознания сформировались фундаментальные черты менталитета нации, искоренить которые, пожалуй, невозможно.
Глава 1.Основные признаки язычества
Язычество не входит в состав мировых религий вероятно потому, что оно было «искоренено» на ранней стадии своего развития. «Общественное богослужение ещё не установилось, и даже в последние времена язычества видим лишь слабые его зачатки. Незаметно ни храмов, ни жреческого класса; но были отдельные волхвы, кудесники, к которым обращались за гаданиями и которые имели большое влияние на народ. На открытых местах, преимущественно на холмах, ставились изображения Богов, перед которыми совершались некоторые обряды и приносились требы, (жертвы), иногда даже человеческие.»[7 с. 273]
Славяне наделяли сверхъестественными способностями всевозможные предметы, орудия труда, охоты. Это называется фетишизмом. На ранних стадиях развития язычества предмет воспринимается как источник необычайной силы, затем как носитель какой-то, существующей отдельно от него, магии. Тоесть у вещей был своеобразный двойник . «Зримый образ этого "двойника" еще не сложился в сознании людей, и он выступал безликим и бесформенным, не оторванным от предмета. Это уже новая форма развития первобытных верований – анимизм».[9 c.23] Но подобная эволюция не расходится с закономерностями развития других древних религий.
Уникальность язычества заключается в отсутствии храмов, вере в силы природы, особая вера в загробный мир.
Места поклонения Богам, существующие как в современных, так и древних религиях, играли огромную роль в совершении обрядов. В язычестве же их практически не существовало. «Так, в Киеве на холме стоял идол Перуна, перед которым в 945 году Игорь приносил клятву в соблюдении заключённого с греками договора. Владимир, утвердившись в 980 году, поставил здесь на холме идол Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждьбога, Стрибога и других Богов, которым князь и народ
приносили жертвы». [7 с. 273] «До нас дошло большое количество древних святилищ, где в урочное время производились торжественные обряды, далекими отголосками которых являются хороводы и детские игры, дошедшие до наших дней».[14 c. 20]
Отсутствие храмов объясняется, прежде всего, тем, что славяне считали своих Богов вездесущими. Не требовалось идти в специальное место, их услышат в любом месте. Существуют мнения, что не было у язычников даже идолов, их имели народы, жившие рядом с ними, поэтому идолопоклонство незаслуженно приписывают и нашим предкам. Но это только предположение.
Неоднозначно рассуждают и о фактах человеческих жертвоприношений и поклонении «черным» Богам. Чаще всего в качестве аргументов приводят цитаты из летописей и «Велесовой книги». Однако достоверных доказательств наличия или отсутствия данных явлений не найдено. «Подлинность «Велесовой книги» также вызывает у специалистов сомнения»[4 с. 237] Славянская письменность появилась поздно, поэтому религиозных языческих текстов не существует. Фольклор, мифология являются основными источниками, сохранившими сведения о язычестве.
Среди язычников не было равенства людей перед Богами, они прославляли природную силу человечества. Вождями становились те, кто олицетворял грубую и жестокую силу. Тот сильнее других, кто превосходит физически.
Языческая религия насчитывает около 400 богов и божественных, потусторонних существ. Но множественность верований и привязанность к природе не способствовали выработке общих духовных и нравственных ориентиров. Большую роль в жизни племен играло жречество (ведуны, кудесники – выполняли их функции).
Глава 2.Представления об устройстве мира
Среди язычников не было равенства людей перед Богами, они прославляли природную силу человечества. Вождями становились те, кто олицетворял грубую и жестокую силу. Тот сильнее других, кто превосходит физически.
Обряды древних славян имели жизненно важное значение. Одни были направлены на получение хорошего урожая, удачной охоты, другие – служили для устройства жизни и продолжения рода.
Обряд жертвоприношения (жрания) происходил под руководством жрецов. Жертвой служили домашние животные и птицы, хлеб, каша, хмельное зелье, деньги и другие ценности. Вид жертвы зависел от значимости события и божества, которому ее приносят. Погребальный обряд в сознании восточных славян стоял в одном ряду со свадебным и родильным обрядом как «обряд перехода». «Они были связаны с магией смерти и возрождения: в свадебных ритуалах жених и невеста «умирали» в прежнем социальном статусе и «рождались» в новом».[5 c. 275] Во время свадьбы молодых обсыпали зерном, хмелем, чтобы передать им плодородие земли. Родильный процесс сопровождался принятием младенца из «нечистоты» в свой мир и признанием его отцом. Обряд погребения как сжигание тела предусматривал очищение души огнем и немедленного попадания в рай. Вместе с умершим мужем иногда на костер шла и вдова, чтобы попасть с ним в рай. Хоронили людей и в земле, могилы обкладывали камнями или насыпали холмы (курганы).
После окончания посевных работ, после
плача и великого вопля женщин
устраивались общие пляски и пение.
Так совершался обряд перехода от
смерти к жизни и у людей, и
в природе. А после того, как
заканчивались
Мир славянства был уникален: земля, двойные небеса и подземно-водная среда.
Земля представлялась полоской, окруженной водой, тоесть море (где ловят рыбу, плавают на кораблях) находилось на краю земли. Представления о небе зависели от рода занятий: охотникам нужно было знать звезды и ветры, а земледельцев в большей степени интересовали тучи, тепло и солнце.
Солнце ценилось земледельцами как источник света, тепла и условие произрастания всего в природе. Но «здесь был исключен элемент случайности, элемент капризов божественной воли – солнце было воплощением закономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов построен на четырех солнечных фазах и подчинен 12 месяцам».[14 c.17] По убеждениям большинства народов древности солнце было символом добра, света, разгоняющего тьму и холод. Солнце на закате опускалось в подземный океан, а утром выплывает на другом конце земли.
Мифические существа объясняли сущность природных стихий.
Леший – это злой и коварный дух, хозяин леса и зверей, который мог быть ниже травы и выше деревьев. Поэтому в былинах обычно люди боязливо относились к лесам (риск заблудиться, погибнуть от хищника).
Водяной – это дух водной стихии, который воспринимался в образе безобразного старика, опутанного тиной, с длинной бородой и зелеными глазами. Люди также страшились погибнуть в омуте.
Водяницы (русалки) – женские воплощения этого же злого духа.
Полудница – полевой дух в образе женщины в белой одежде. По поверьям того времени она сворачивала головы тем, кто трудится в полуденной жаре.
Домовой (домовик, хозяин) – покровитель семьи, домашнего очага и скота. Живет обычно за печкой или под порогом, иногда может принимать обличие старика с лицом, покрытым белой шерстью. Он требует к себе уважения и небольших жертвоприношений: хлеб, соль, каша. Может наказывать ленивых и благоволит к трудолюбивым.
То есть одни из них покровительствовали человеку, если тот поладил с этими духами, а другие в различных случаях могли быть серьезной угрозой для жизни. Во всяком случае, бесам религиозное сознание славян приписывало злонамеренности и губительную силу. В повседневной жизни, как правило, господствовали эти (низшие) силы, находящиеся всегда рядом и нуждающиеся в постоянном общении на бытовом, обыденном уровне. Самой простой формой взаимодействия между собой человека и низшего мира была магия (ведьмы, колдуны, знахари, ворожеи). На поздних этапах развития язычества взаимоотношение человека и природы осуществляли боги, к которым наши предки обращались в процессе ведения хозяйства: Велес – бог скотоводства), Макошь – богиня плодородия, мать урожая. Природные явления, законы мироздания по представлениям язычников также были во власти богов: Белбог – управляет небесами, Зимцерла – богиня рассвета, Перун – бог грозы и молнии, Немиза – бог воздуха, Зорька, Денница, Вечерка – явления природы.
Культу предков и отношениям внутри рода уделялось особое внимание. Лада, Прикипала, Берегиня – к этим божествам обращались по вопросам брака, любви, деторождения. Представление о том, что перешедшие в «иной мир» родственники имеют особую власть над обстоятельствами земной жизни семьи, было очень распространено. Например, ранней весной жгли костры (имитация погребального), прыгали через них, призывая души умерших «отогреться». И одновременно с этим в домах выставляли пищу для этих душ. В разгар же весны происходило поминание усопших, которое совершалось на кладбищах с поеданием пищи, окликом по именам умерших, рыданиями женщин. Затем это действо переносилось в селение, где совершали обряд посвящения молодоженов под покровительство предков.
Заключение
Языческая религия представляется нам дробной, бессистемной. Может быть, она таковой и была, а может до нас дошло слишком мало сведений и наши представления неполные или даже искаженные. После христианизации Руси все языческое было враждебным, нечистым. Напрасно ли данной вере приписывают безнравственность, или так было на самом деле? Известно только одно: отголоски язычества встречаются каждый день в нашей повседневной жизни. Ведь до сих пор люди верят в домового, злых духов, носят амулеты, празднуют Масленицу и многое другое. И уже на протяжении многих веков эти верования передаются от поколения к поколению.
Можно сделать вывод, что древнее религиозное верование, получившее название язычество имеет огромное значение в формировании основной структуры связи человека с миром духовных ценностей.На на этом этапе развития человеческого сознания сформировались фундаментальные черты менталитета нации, искоренить которые, пожалуй, невозможно.
Список источников