Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 14:22, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является анализ мифа как формы культуры.
Задачами данной контрольной работы является:
1. Определить понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека;
2. Изучить основные тематические циклы мифов и их содержание;
3. Рассмотреть выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии;
4. Изучить соотношение мифологии с другими.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………. 3
Глава I. Миф и культура
§ 1. Понятие мифа и мифологии и их значение
в жизни человека…………………………………………………………..….4
§ 2. Основные тематические циклы мифов и их содержание…………..….6
§ 3. Выражение общечеловеческих ценностей и
социальных норм в мифологии………………………………………..…… 9
Глава II. Соотношение мифологии с другими
философскими понятиями…………………………………………………….12
ЗАКЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………. 17
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
Глава I. Миф и культура
§ 1. Понятие мифа и мифологии и их значение
в жизни человека…………………………………………
§ 2. Основные тематические циклы мифов и их содержание…………..….6
§ 3. Выражение общечеловеческих ценностей и
социальных норм в мифологии………………………………………..…… 9
Глава II. Соотношение мифологии с другими
философскими понятиями……………………
ЗАКЮЧЕНИЕ………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………. 17
ВВЕДЕНИЕ
Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ демонов и богов.
Особенно сильно значение мифологии проявляется при изучении философских понятий и исторически сложившейся системы человеческих ценностей. Это определяет необходимость изучения мифологии всесторонне во взаимосвязи ее с другими науками и философскими понятиями и категориями.
Целью данной контрольной работы является анализ мифа как формы культуры.
Задачами данной контрольной работы является:
ГЛАВА I. МИФ И КУЛЬТУРА
§ 1. ПОНЯТИЕ МИФА И МИФОЛОГИИ И
ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Миф наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социо-культурной действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.1
В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве.
Но в развитых
культурах подобные явления
Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.
Мифологическое мировоззрение начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом.
Значительную часть мифологии составляют космологические мифы. Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям.
Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.2
Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический принцип сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.
Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека
§ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ МИФОВ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их космогонические мифы мифы о происхождении мира и вселенной, антропогонические мифы, мифы о происхождении человека и человеческого общества, мифы о культурных героях мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ, эсхатологические мифы, мифы о "конце света", конце времен.3
Космогонические мифы, как правило, делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.
Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек створяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).
Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе "мыслящий прежде", "предвидящий") наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.4
Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе": грядет второе пришествие Христа Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец времен", и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.
Сказанного достаточно,
чтобы подтвердить
В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое.
В мифе нет абстрактных понятий, в нем все очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.
Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.
Миф живет в своем, особенном времени, времени "первоначало", "первотворения", к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.
Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.
Мифы по своему объясняли мир, природу, общество, человека. Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества. Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания. 5
§ 3. ВЫРАЖЕНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ В МИФОЛОГИИ
Мифология выполняет функцию объяснения и легитимации социальных норм. Соответствующая мифическая версия санкционирует определенный (наличный, естественный) порядок, выступая, одновременно, в качестве основы его происхождения, идеологического оправдания его существования и неизменного сохранения.
Миф выражает и кодифицирует верование, придает престиж традиции, руководит в практической деятельности, учит правилам поведения.
Характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике правил человеческого поведения и человеческих установлений вообще, об обусловленности норм человеческого общения (дозволений и запретов) более широкими и глобальны ми отношениями, общемировыми (космическими) процессами и порядками (с теми или иными изменениями и модификациями) сохраняют свое значение и в дальнейшем, в условиях формирования государственности.6
Соответствие земных, человеческих порядков, отношений норм и правил поведения божественным началам является само собой разумеющимся моментом общемифологического представления о всемогущих, всеопределяющих богах, создателях неба и земли, человека и уклада его жизни. Естественное (природное) согласно подобным воззрениям тоже божественно, а все человеческое правильно и достойно положительной оценки в той мере, в какой оно соответствует божественным (естественно-божественным) установлениям и желаниями. Причем в соответствии с иерархическими взаимоотношениями самих мифических богов между собой, в качестве первоисточника всего положительного, социально и этически наиболее важного и ценного выступает сам верховный бог. Кроме того, один из богов (в разных мифах и на разных этапах мифотворчества одного и того же народа эта роль может приписываться раз личным богам) специально олицетворяет правду и справедливость.
Согласно божественной справедливости, все люди равны по природе и наделены богами равными возможностями. На рушение такого рода равенства в человеческих отношениях является свидетельством отступления людей от божественного закона. Существенным фактором и мотивом, поддерживающим божественно освященные устои официального порядка (тесно взаимосвязанные между собой представления о божественной справедливости, правила религиозного ритуала, принятые обычаи и нравы, установления властей и судов), был страх перед наказанием при жизни или неминуемо после смерти за те или иные прегрешения или проступки. Этот страх успешнее всего культивировался там, где упирался на стойкую веру в бессмертие души и загробный суд богов.7
Мифологически и религиозно окрашенные представления о дозволенном и недозволенном, справедливом и несправедливом существенным образом влияли на источники древнего права нормы обычного права, законодательство, административные распоряжения и судебные решения.
Правосудие осуществлялось самими должностными лицами, жрецами и чиновниками.
Мифология отражает интенции ее носителей, и в результате, герои полностью вытесняется из жизни.
Миф выступает способом существования права. Закон фундируется мифом, а миф настраивает на веру в правосудие.8
В специфичном контексте мифологической интерпретации победа добра над злом несомненно значима и для человеческих отношений, принципом упорядочения которых, по смыслу мифа, выступает божественная справедливость. Победа справедливости есть вместе с тем, согласно логике мифа, утверждение правового начала и права вообще как торжества права над неправом. Миф тем самым отражает представление о божественном происхождении, источнике и характере справедливости и права как принципе взаимоотношении в божественных и человеческих делах.
Политико-правовые умения и знания людей возводятся к некоторому нечеловеческому (по смыслу и божественному) источнику и авторитету.
В ряде мифологических сказаний и гимнов в качестве покровителя справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог, жестоко карающий все злое, лживое, несправедливое и неправое. Всякого, кто нарушит путь правды, справедливости и права ждет по тогдашним прав о представлениям неминуемая и суровая кара.9
ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ МИФОЛОГИИ С ДРУГИМИ ФИЛОСОФСКИМИ ПОНЯТИЯМИ
Мифология находится в тесном взаимодействии с религией. Спецификой религии является то, что основой здесь является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Миф в той мере религиозен, в какой он включен в культовую систему. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия, придает им особую ценность.