Миф и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 14:22, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является анализ мифа как формы культуры.
Задачами данной контрольной работы является:
1. Определить понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека;
2. Изучить основные тематические циклы мифов и их содержание;
3. Рассмотреть выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии;
4. Изучить соотношение мифологии с другими.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………. 3
Глава I. Миф и культура
§ 1. Понятие мифа и мифологии и их значение
в жизни человека…………………………………………………………..….4
§ 2. Основные тематические циклы мифов и их содержание…………..….6
§ 3. Выражение общечеловеческих ценностей и
социальных норм в мифологии………………………………………..…… 9
Глава II. Соотношение мифологии с другими
философскими понятиями…………………………………………………….12
ЗАКЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………. 17

Вложенные файлы: 1 файл

КР.docx

— 42.60 Кб (Скачать файл)

Вера свойство человеческого  сознания, есть вера в идеалы в любом мировоззрении. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь преодолеть человеку относительную изменчивость его бытия. и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного.

Религия помогает человеку преодолеть житейские трудности. Главная и самоценная идея Бога. Из нее выводится все остальное содержание. Идея Бога является не только принципом, сколько такой идеей, которая связывает человека с нравственной идеей.10

Религия ответ на вопрос о смысле жизни. Религия, как и миф, выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхъестественные силы человека, и прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей. Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т. д.

Главное почти во всякой религии это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии.11

Параллельно с мифом  и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Искусство продуцирует  свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Слово философия  греческого происхождения, в буквальном переводе означает оно "любовь к мудрости". "Любовь к мудрости" всегда состояла в стремлении ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека, приоткрыть тайну смысла и цели общественной жизни, человеческой деятельности. Рождение европейской философии было связано с работами древнегреческих мыслителей, среди которых особое место принадлежит Платону и Аристотелю. Необходимо увидеть, в чем состояло коренное отличие философского подхода к анализу этих вопросов от мифологического.12

В самом деле уже  в мифах, как известно, были предприняты попытки ответить на вопросы о происхождении Вселенной (космогонические мифы), человека и человеческого общества (антропогонические мифы), культурно-историческом прогрессе (мифы о культурном герое). Знаменита концепция Гесиода о "пяти веках" человеческой истории: золотом, серебряном, медном веках, веке героев, железном веке. Каждый из пяти веков результат творения богов, которые и определяют и их смену.

Философский анализ общественной жизни отличается от того, что содержится в мифах, многим: миф не знает отличия между обществом и природой, не выделяет общество из природы философия исходит из специфики общественной жизни, общества, миф выражает свои взгляды в форме конкретных, живых героев или символов философия формулирует свои наблюдения в строго определенных понятиях, миф не стремится к доказательству, проверке истинности содержащихся в нем положений философия исходит из необходимости доказательного, научного, последовательного изложения результатов анализа, миф живет в конкретном мире образов, символов, эмоций философия мыслит умозаключениями и теоретически обоснованными положения ми, миф исходит из веры в него философия из уверенности в том, что полученное знание может быть осмыслено разумом, рационалистически.13

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и  расцвет древних цивилизаций  была царством мифа, созданного воображением человека. Воображение – великий  дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия.

Миф – не сказка. Сказка – вымысел и осознается как вымысел, увлекая человека мечтой об иной действительности. Миф отождествляет  мечту с реальностью. Сказка –  дитя уже более поздней эпохи. Миф – древнее. Он не мирится с  сомнением. Человек, создавая его, как  бы осуществлял свое абсолютное знание истины.

Миф рождается и  господствует в культуре на стадии архаичного сознания. Но с развитием  рефлекторного сознания полностью  не уходит со сцены не только в виде сказок и литературных произведений, но периодически воспроизводится в  культуре через социально мифологические конструкции.

Чрезвычайно важным стало преодоление мифа философией. Миф был первой формой мудрости, которая есть постижение смысла жизни  и человеческого смысла мироздания.

Искусство также  выделяется из мифа, одновременно преодолевая  его. Корни искусства лежат в  мифологических церемониях и ритуалах, где человек переживал смысл  и красоту, вдохновлялся жизнью как  воплощением божественных сил и  сам становился таким воплощением. Однако подобные ритуалы еще не были искусством в подлинном смысле этого  слова, ибо они носили прежде всего  магический характер и были направлены не на эстетические, а на мистические  и одновременно сугубо практические цели (например, соединиться с богами, чтобы попросить у них удачи  на охоте).

В заключении необходимо отметить, что миф есть страшно консервативная и устойчивая система. И если он рано или поздно начинает уходить в прошлое, то причиной этого является вовсе не накопление знаний (ибо миф сам программирует, как интерпретировать мир и какие знания накапливать). Миф разрушается по мере того, как человек получает возможность осуществлять таящуюся внутри него свободу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Введение в культурологию / Под ред. Е. В. Попова, - М., 1995. 264 с.

2. Гердер И. Г.  Идеи к философии истории человечества. - М., 1977. 158 с.

3. Кессиди Ф. Х., «От мифа к логосу», - М., 1972. 76 с.

4. Парандовский  Я.В. Мифология. - М., 1991. 362 с.

5. Учебное пособие  по культурологии. / Под ред. Г. В. Плеханова, - М., 1994. 546 с.

6. Культурология  : Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. - М., 2007. 566 с.

1 Учебное пособие по культурологии. / Под ред. Г. В. Плеханова, - М., 1994.. – С. 22.

2 Парандовский Я.В. Мифология. - М., 1991. С. 17.

3 Парандовский Я.В. Мифология. - М., 1991. С.18.

4 Кессиди Ф. Х., «От мифа к логосу», - М., 1972. С. 5-6.

5 Культурология : Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. - М., 2007. С. 25-26.

6 Учебное пособие по культурологии. / Под ред. Г. В. Плеханова, - М., 1994. С. 25-26.

7 Введение в культурологию / Под ред. Е. В. Попова, - М., 1995. С. 128-129.

8 Парандовский Я.В. Мифология. - М., 1991. С. 23.

9 Учебное пособие по культурологии. / Под ред. Г. В. Плеханова, - М., 1994. С. 34.

10 Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 78.

11 Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972, С.68.

12 Культурология : Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. - М., 2007. С. 34-36.

13Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972. С.70-71.

 


Информация о работе Миф и культура