Молодежная субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:31, контрольная работа

Краткое описание

В этой работе я предприняла попытку рассмотреть сущность молодёжной культуры и механику возникновения её субкультур. Особое внимание уделено причинам появления и родовым особенностям молодёжных организаций, их роли в процессе социализации молодёжи и влиянию образуемых ими субкультур на формирование мировоззрения будущего члена общества.

Содержание

Введение
I. Строение современной молодежной субкультуры в России…………6.
II. Неформальные объединения молодежи……………………………..11
1. Характеристика отдельных субкультур…………………………..12
III. Семья в процессе социализации подростков ………………………16
IV. Особенности молодежной субкультуры……………………………18
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

    С социально-психологической точки  зрения экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодёжь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов.

    Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых В.Т. Лисовскому наиболее значимыми представляются следующие.

    1. Молодёжь живёт в общем социальном  и культурном пространстве, и  поэтому кризис общества и  его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодёжной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка специально молодёжных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество — такова и молодёжь.

    2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека,  как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей "взрослого" мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой — к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь, самими взрослыми приготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, а не подавляемых агентами социализации.

    3. Коммерциализация средств массовой  информации, в какой-то мере и  всей художественной культуры, формирует  определённый «образ» субкультуры  не в меньшей степени, чем  основные агенты социализации  — семья и система образования.  Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением — наиболее распространённые виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодёжная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного (читай: выгодного) зрителя.

    Молодежная  субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II. Неформальные объединения молодежи

    Неформальные  объединения - это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди: дети, подростки, молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников — миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы    правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи". Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по своему борются с коррупцией.

    Выделяют  следующие основные признаки неформалов:

    1) неформальные коллективы не имеют официального статуса;

    2) слабо выраженная внутренняя структура;

    3) с внутренние связи;

    5) очень сложно выделить лидера;

    6) не имеют программы деятельности;

    7) действуют по инициативе небольшой группы со стороны;

    8) представляют альтернативу государственным структурам;

    9) очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.

    Говоря   о самодеятельных объединениях и  их взаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации по их значимости:

    1. сотрудничество;

    2. оппонирование и критика;

    3. оппозиция и борьба.

    Выражаясь   кратко, "неформалы" - это   официально   не зарегистрированная группа людей, которая  возникла по чьей-то инициативе или  спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и  потребностями. 

    
  1. Характеристика  отдельных субкультур
 
    
  1. Хиппи. Социальный состав хиппи неоднороден, но в первую очередь это творческая молодежь: начинающие поэты, художники, музыканты. Музыкальный стиль: из западной музыки хиппи предпочитают психоделический рок, любят группу «Doors». Среди российских исполнителей высоко копируется Борис Гребенщеков. Язык, жаргон: большое количество английских заимствований, таких как «болт» - бутылка, «вайн» - вино, «флэт» - квартира, «хайр» - волосы, «пипл» - люди (распространенные обращения: «человек», «люди»), «рингушник» - записная книжка (от англ. Ring – звонок). Развлечения: из алкогольных напитков хиппи предпочитают вина и портвейны. Замечено частое использование наркотиков (обычно легких). Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» - со всеми вытекающими последствиями. Хиппи не воинственны, они, как правило, пацифисты. Одним из первых был лозунг «Make love, not war». (Занимайся любовью, а не войной). Идеология: сами хиппи часто выражают ее словами «Мир, дружба, жвачка». Типично пренебрежение к материальным ценностям, таким как деньги и дорогие вещи.
  2. В молодежной культуре 90 гг. появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Толкиенисты – поклонники известного английского филолога и писателя Джона Рональда Руэла Толкиена, (на сленге толкиенистов – Профессор), он родился в 1892, а умер в 1973г. Книги Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин колец», «Сильмарион» и другие относятся к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкиен создал в своих произведениях волшебный мир Средиземье, населенный чудесными существами. Толкиенисты вживаются в этот мир, воображая себя его жителями.
  3. Панки (от англ. Punk – отбросы, гнилье, что-то ненужное) в какой-то степени являются антагонистами хиппи, при том, что имеют с ними много сходного. Большинство панков – дети рабочих районов, хотя, разумеется, встречаются исключения. В отличие от хиппи панки из алкогольных напитков предпочитают водку, охотно употребляют наркотики. Интересно еще одно развлечение – «ходить по ништякам», т.е. доедать остатки пищи, недоеденной кем-то, подбирать и докуривать сигаретные бычки. Идеология Панков довольно близка к хипповской во всем, что касается пренебрежения материальными ценностями, однако, если идею хиппи выразить как «зачем деньги, мир и так бесконечно прекрасен», то у Панков скорее это «мир все равно г…о и ничего ему не поможет». В отличие от хиппи панки довольно агрессивны по политическим пристрастиям считаются анархистами (с легкой руки «Sex pistols», написавший культовую для панков пенсию «Anarchy in the UK»).
  4. Скинхеды или скины (от англ. Skin head – бритоголовый, букв. Кожа-голова). Идеология: практически все российские скины исповедаются крайне агрессивный национализм и расизм. Идеальным режимом – немецкий национал-социализм.

    5.Одной из самых «суровых» субкультур, как у нас, так на Западе, всегда считались байкеры (от англ. разг. Bike – велосипед, мотоцикл). Музыкальный стиль: тяжелый рок. Идеология: основное понятие в идеологии байкеров – мотоцикл. Весь мир делится на тех кто передвигается на нем, и на тех, кто предпочитает любой другой способ, причем вторые никакого интереса к себе у байкеров не вызывают.

    6. По внешним признакам к байкерам близки металлисты, или металлеры, наверное, самая известная из нынешних молодежных субкультур (сами металлисты протестуют против данного термина, считая его как и название музыкального стиля, «металлом»). По их мнению существуют как минимум три основных направления «металла» (на самом деле гораздо больше): трэш, дум и дэд (от англ. thrash – бить, doom рок, судьба и dead – мертвец соответственно) и, следовательно, трэшеры, думеры и дэд-металлисты. Идеология: из всех движений металлисты наименее идеологичны. В чем-то они близки к панкам, но без презрения к материальным ценностям.

    7. Молодежная субкультура индеанисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индеанисты – нечто среднее между клубом американских индейцев и религионо-мистическим движением1. При всей «этнографической» атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм, - перекликаются с традиционными российскими ценностями. Пик индеанистского движения приходится на 1985-90 гг, к настоящему он пройден.

    8.Хакеры (компьютерные фанаты) – молодежная субкультура, находящаяся в процессе формирования. Численность хакеров пока незначительна – в основном это студенты технических университетов, старшеклассники школ с физико-математическом уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все компьютерные фанаты осознают себя некой общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем. Вероятно, это дело будущего

    9. Криминальная молодежная субкультура. Молодежные группировки, превратившись в структуры организованной преступности, поделили сферы влияния и предпочитают выяснить отношения, не прибегая к массовым дракам. Сведение счетов стало осуществляться в большинстве случаев путем заказных убийств. В середине 90 гг. появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рейверов, роллеров и т.д.

    10. Футбольные болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Футбольные фанаты – сложное по организации сообщество. Выезды в другие города очень часто связаны с драками – нередко уже на вокзальной площади. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых»2.

    11.Субкультура сатанистов. Еще в 80 гг. от субкультуры хэвиметалистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны. К середине 90 гг. уже можно говорить о формировании в России сатанистской субкультуры.

    12. Субкультура рэйва (от англ. Rave – бред, бессвязная речь) возникает в США и Великобритании. В России распространяется с 1990-91 гг. В музыкальном отношении стиль рэйв – преемник стилей техно и эйсидхауса. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни – ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Базовые ценности, лежащие в основе данной субкультуры: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде… Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази».

    13. Роллерами называют любителей роликовых коньков. Идеология роллеров сходна с байкерской, с той разницей, что мотоцикл заменен роликами. В основном роллеры – школьники старших классов (13-16 лет), но есть и студенты, младшие школьники. Интересно, что роллерские компании возглавляются девушками. Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей, что обусловлено, вероятно, не в последнюю очередь ценой роликов – от 50 до 150 долларов и выше3.

    14. Субкультура скейтбордистов, любителей езды на скейтборде (доске на колесах). Идеология и внешний вид схожи с роллеровскими.

    15. Субкультура рэппа. Рэпп – это музыка черных американцев. Субкультура рэппа во многом пересекаются с субкультурами роллеров и скейтбордистов, так как многие роллеры и скейтбордисты слушают рэпп, а рэпперы катаются на роликах и скейтбордах.

 

     III. Семья в процессе социализации подростков 

    Одним из основных звеньев социализации детей  и подростков является семья, хотя и  отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с  происходящими в семье коренными  изменениями. Российская семья сегодня  переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную в подобных случае растерянность населения, озабоченного поиском своего места в новой общественно-экономической структуре.

    Переход от традиционной патриархальной семьи  к современной, основанной на равенстве  супругов, привел к снижению авторитета отца, утрате согласованности воспитательных воздействий родителей. Распространены стали также семьи с одним-двумя детьми, для которых характерен детоцентризм, а отсюда - эгоцентризм детей.

    Одна  из крупнейших и острейших проблем  семьи - проблема разводов. Наряду с  неполными семьями, велико число  нестабильных, конфликтных семей. В  целом по стране из-за разводов каждый год свыше 700 тыс. детей остается без одного родителя, 500 тыс. рождается вне брака (эти цифры неуклонно растут). Во многих семьях раздоры порождают цинизм, полную безответственность. Около 60% детей в таких семьях - сироты при обоих родителях. Каждый шестой хронический алкоголик из почти пятимиллионного их состава - женщина, 80% детей, содержащихся в детдомах, - это сироты при живых родителях.

    Все это крайне отрицательно сказывается  на социализации подростков.

    Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор круга общения расширяется.

    Как показывают исследование, сегодня авторитет  матери как советчицы очень велик: 71% подростков Подмосковья и 66% москвичей советуются именно с матерью по важным для себя вопросам. Нет оснований предполагать, что эту нишу, возникающую в связи со снижением авторитета матери, займет отец. С таким же успехом эту роль будет играть в жизни ребенка любой другой авторитетный в его глазах субъект, что снижает роль семьи как института социализации ребенка.

    В подростковой психологии существует устоявшаяся  точка зрения относительно значимости для подростков-мальчиков присутствие  в семье авторитетного отца, образца для подражания. Сравнивая детей, выросших с отцами и без отцов, исследователи обнаружили, что отец очень важен для правильного развития подростка. Дети выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще возникают невротические симптомы, они хуже налаживают контакты со сверстниками. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и на самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к гипертрофии грубости, драчливости. Материальные трудности сужают круг внутрисемейного общения, от которого зависят воспитательные возможности. Лишенная мужской поддержки, часто психологически  травмированная  женщина-мать, имитируя  отцовскую строгость, часто заботится о формальном послушании, чем об эмоциональном благополучии ребенка. В случае же чрезмерной опеки ребенок вырастает пассивным, физически и морально слабым или же начинает бунтовать, зависимость от матери, часто сопровождается чувством враждебности к ней. Эти и другие факторы, ограничивающие эффективность родительского воспитания, сегодня стали предметом изучения и внимания общества.

Информация о работе Молодежная субкультура