Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:41, курсовая работа
монах должен отречься не только от мира и от мирских привязанностей, но и от своей воли, поскольку она, воля человеческая, стремится противопоставить себя воле Божьей. Монах должен смириться перед Господом и преодолеть в себе всяческое самоутверждение и гордыню. Смирение, отказ от своей воли, полное «отвержение себя» и есть задача монашества. Монашество живет молитвой, постом и послушанием.
Целью работы является описание возникновения и распространения монашества. Выяснение роли монашества в развитии христианства.
Введение………...……………………………………………………………………3
1.Монашество………………………………………………………………………..4
2.Роль монашества в Богослужении………………………………………………..7
3.Христианство при монашестве……………………………………………………9
4.Роль монашества в христианстве…………………………………………………11
5.Список использованных материалов……………………………………………..12
Государственное автономное образовательное
учреждение
высшего профессионального
"Московский
государственный институт
КАФЕДРА
"Социологии и права"
Дисциплина : культурология
Контрольная работа
Тема : Монашество, как культурная форма и его роль в развитии христианства.
1 курса 317 ТС учебной группы
Факультета заочного обучения
Погодина Е.А.
Проверил : преподаватель
к.э.н. доц. В.П. Белова
Москва 2013
Содержание.
Введение………...…………………………………………
1.Монашество………………………………………………
2.Роль монашества в
Богослужении………………………………………………
3.Христианство при монашестве…
4.Роль монашества в
христианстве………………………………………………
5.Список использованных
материалов……………………………………………..
Введение.
Монашество думает о своем спасении не
из эгоистических побуждений, а по любви
к Богу. Душа человеческая принадлежит
творцу, и подвижник хочет отдать ее Богу
в достойном состоянии. Протоиерей Валентин
Свенцицкий приводит гениальный по простоте
пример для понимания сказанного: «Представь
себе послушного сына, который по–настоящему
любит своего отца. Ему хочется хорошо
учиться, потому что так хочет любимый
отец, и успехи в учении будут ему приятны.
Он не думает о личной пользе от учения.
Он боится огорчить отца леностью и всеми
силами стремится достигнуть наибольших
успехов, чтобы доставить радость отцу.
Вот именно такой «учащийся сын» – каждый
монах. Это не эгоистическое самоспасение,
а это самоотверженное учение. Подвиг
монаха полон любви к Богу, желания угодить
Ему, порадовать своим исправлением, отдать
на это все свои силы, чтобы по возможности
успешно окончить курс»
Итак, монах должен отречься не только
от мира и от мирских привязанностей, но
и от своей воли, поскольку она, воля человеческая,
стремится противопоставить себя воле
Божьей. Монах должен смириться перед
Господом и преодолеть в себе всяческое
самоутверждение и гордыню. Смирение,
отказ от своей воли, полное «отвержение
себя» и есть задача монашества. Монашество
живет молитвой, постом и послушанием.
Целью работы является описание возникновения
и распространения монашества. Выяснение
роли монашества в развитии христианства.
1. Монашество.
Монашество - (от греч. Monachos-отшельник) – социальная религиозная группа члены которой берут на себя обязательство:”уход из мира”, как правило отказ от имущества, воздержание (обязательно безбрачие), разрыв старых родственных и социальных связей, прикрепление к монастырю, подчинение его уставу. В действительности жизнь значительной части монахов далека от аскетизма.
Аскетизм, как принцип воздержания, во всей силе предносился к древним христианам. Победа над плотскими страстями, самоотречение, через что христиане достигали высшей нравственной чистоты и “святого” хождения, по справедливости доставили им имя по истине “святых”. Сущность древнего христианского аскетизма состояла в безбрачии и всегдашнем девстве. Остальные соблюдавшиеся христианскими аскетами отречения-самоограничения, как-то бодрствование во время ночи, особенно посты служили лишь средством подчинения тела духу. Во II-ом веке апологеты указывают на христиан, которые ради Христа, до старости вели воздержательный образ жизни, пребывали всегда в девстве. В сочинениях писателей III-го века аскетизму уделяется значительное место. Философия того времени, неоплатонизм, отождествляя материю со злом, видел основу добродетельной жизни в освобождении от чувственного. Подобно неоплатоникам, александрийцы Климент и Ориген считают самоотречение, самоотвержение и с христианской точки зрения необходимым средством, чтобы стать совершенным христианином(гностиком). Как существенное, в христианском аскетизме остаётся постоянное девство; с ним связано бегство от мира, освобождение от земных занятий и общения с миром, чтобы можно было без помехи, беспрепятственно отдаться созерцанию или углублению в христианские истины.
Великий александрийский учитель Ориген был сам совершеннейшим образцом аскетической жизни. В своей ревности он зашел так далеко, что даже оскопил себя. Его строго-воздержанная и только занятиям и созерцанию высших истин посвященная жизнь, возбуждала многих из его учеников к подражанию ему. Около Гиерокла, александрийского учителя к III-му веку, кажется, уже образовался союз христианских аскетов, которые проповедовали что-то вроде общинной жизни. Некоторые воздержанники имели жилище в просто сложенных домах, в не городов, чтобы беспрепятственно отдаваться умерщвлению плоти и созерцанию. Нарцисс, епископ иерусалимский, оставил свою общину вследствие злых наветов и скрывался много лет в уединенной местности, там он, как говорит Евсевий, достиг любомудренной жизни. Святой Павел Фивейский (род. в 228г.) еще в юные годы нашел пещеру в отдаленной горе и прожил в ней, пользуясь пальмовым деревом для питания и одежды, 90 лет, посвящавши все время молитве, созерцанию и воздержанию; только не задолго до его смерти (340г.), когда ему было 113 лет, его нашел Святой Антоний, который сделался основателем монашества. Антоний Великий родился около 250 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в благочестии. Восемнадцати лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой. Однажды он шел в Церковь и размышлял о своих апостолах, как они оставили все чтобы идти за Господом. Входит в храм и слышит евангельские слова: “ Если хочешь быть совершен, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною”. Антоний поручил свою сестру известным ему христианским девственницам и оставил город и дом, чтобы жить в уединении и служить одному Господу. Посещал и других отшельников живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его называли «другом Божиим». Наконец Святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собою хлеба на 6 месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле.
У таких мужей дух торжествовал над плотью, благодать над природою, божественная сила христианства над миром, потворствующим порокам. В время Декиева и отчасти Валерианова гонения многие христиане бежали в пустыни и подолгу оставались там. Ко времени Диоклетиана число пустынников стало еще больше. Они в особенности держались указания Господа касательно добровольной нищеты.
Святой Антоний скончался в 356-м году в возрасте 106 лет и за свои подвиги заслужил наименование Великого. Преподобный Антоний основал монашество отшельническое. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника (аввы, евр.слово – значит «отец»), жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались здесь посту, молитве, трудам на пользу свою и бедных (плели корзины, циновки и т.п.). Несколько скитов, соединенных под властию одного аввы, назывались лаврою. Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли труды каждый по своей силе и способности на общую пользу и подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями, или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритамию Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий.
В своих монастырях он ввел
определенные правила, обязательные для
всех. Основаниями этого устава были:
целомудрие, смирение, отречение от
всего земного и
Один из учеников святого Антония, Илларион, перенес монашество на свою родину – в Палестину и основал обитель близ Газы. Отсюда монашество распространилось по всей Палестине и Сирии. Василий Великий, посетивший по окончании своего образования обители в Палестине и Египте, насадил монашество в Каппадокии и дал ему строго определенный устав, который сделался всеобщим на Востоке. Один из подвижников V-го века, Савва Освященный (т.е. соединявший с званием инока сан священника), учредил обитель близ Иерусалима, в скале, у потока Кедронского, и ввел здесь строго определенный богослужебный устав. Восточное монашество нашло себе особенное убежище на горах Олимпийской и Афонской. На последней (на протяжении 30-ти верств в длину и 20-ти в поперечнике) находится около двадцати монастырей, до 800 скитов и около 8 тысяч подвижников. Здесь можно видеть разные образцы жизни монашеской – от уединенных пещер и келий до многолюдных лавр. Отсюда монашество перешло и к нам в Россию.
Отшельничество и общежитие суть наиболее распространенные виды монашества на Востоке. Но кроме этих видов известно еще столпничество и юродство о Христе. Основателем первого почитается святой Симеон, родом сириянин, живший в V веке. Много лет он подвизался в молитве, не сходя со столпа и подвергаясь всем воздушным переменам. Юродивые старались побороть главный корень всех грехов – гордость, и преимущественно гордость ума. Имея высокое духовное просвещение, иногда владея замечательным светским образованием, они нарочно принимали вид простых людей, чтобы не возбудить каких-либо себе похвал. Из юродивых в особенности известен святой Андрей, который за свое смирение удостоился во Влахернском храме видения Богоматери, что воспоминается церковью в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
На Западе монашество распространилось с Востока. Святой Афанасий Великий, во время своего пребывания там, описал жизнь преподобного Антония Великого и возбудил во многих желание подражать его подвижнической жизни. Такое же влияние оказал на ревнителей благочестия знаменитый учитель Западной церкви блаженный Иероним жизнеописанием преподобного Павла Фивейского. Многие из знатных римлян, мужчины и женщины, отказались от мира для жизни уединенной в пустыне. Первый женский монастырь основал святой Пахомий для своей сестры Марии. Отсюда пошли и другие женские монастыри. Богатая римлянка – Мелания Старшая, приятельница Руфина, основала монастырь на Масличной горе, а римлянка Павла (404 г.) учредила монастырь для нонн. Позже Мелания Младшая (439 г.) прославилась основанием многих монастырей. Западные монахи и ноны жили в Палестине в полном подражании египетским образцам.
2.Роль монашества в Богослужении.
Чтобы понять ту
исключительную роль, которую сыграло
монашество в истории
3. Христианство при монашестве.
С первых же времен христианства отдельные лица, по указанию Евангелия и по примеру апостольскому, в бедности и отречении от благ мира посвящали себя исключительно проповеди слова Божия; другие, отрекаясь от брака и имущества, посвящали себя служению бедным и нуждающимся в помощи членам христианских общин. Идея воздержания и отречения с распространением христианства испытала на себе новые влияния. Во-первых, аскетические еврейские секты (ессеи, терапевты), давшие, вероятно, очень много последователей христианства и, может быть, даже совершенно поглощенные им, должны были содействовать созданию стремления к уединенной, аскетической, созерцательной жизни. Во-вторых, соприкосновение христианства с греко-римским миром вызывало потребность все резче и резче отрицать основные черты этого мира, как царства греха и дьявола, все резче подчеркивать разницу жизни "по плоти" и жизни "по духу", указывать, что "помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир"), что "плотские помышления суть вражда против Бога" и "живущие по плоти Богу угодить не могут" (Рим., VIII, 6, 7—8) и призывать к "умерщвлению духом дел плотских" . Наряду с этим сравнительно рано было сформулировано мнение, что в Евангелии даны два образца жизни и святости: один — обязательный для всех, другой — добровольный, предлагаемый стремящимся к высшей святости (мнение, резко отрицаемое протестантством). Далее оказывали влияние идеи александрийских неоплатоников об очищении духа воздержанием от телесных наслаждений и в особенности идеи гностиков. Привлеченные к христианству высотой евангельского учения и чистотой жизни христиан первых веков, гностики внесли в теоретическое объяснение сущности новой религии чуждые ей черты своего учения: они резко противопоставили Богу, творцу духов, мир материи, мир чувственной ограниченности и конечности, мир зла; они учили, что человеческий дух есть искра Божия, плененная враждебным ей плотским началом, миром чувственного, что спасение наше через Христа есть освобождение духа от телесности, восстановление чистой духовности нашего существа; отсюда — высшей целью человеческих стремлений должно быть полное обуздание плоти, полное отречение от злого начала, воссоединение с первоисточником духа, божеством. Эти дуалистические воззрения древнего гностицизма, а впоследствии монтанизма и особенно манихейства были отвергнуты церковью, но выдвинутый ими аскетический идеал полного отречения от царства материи как царства зла отразился до известной степени на развитии идеи христианского аскетизма. В Египте, наконец, существовало отшельничество приверженцев культа Сераписа, по внешним формам имевшее нечто общее с христианским. Наряду с развитием идеи М. шли попытки обособления от мира и всецелого посвящения себя служению Богу. Уже в кн. Деяний (IX, 36—41) и в I послании к Тимофею (V, 3—16) есть указания на "вдовиц", посвящающих себя молитвам и христианской благотворительности; можно предполагать, что это был особый класс женщин, живших общей жизнью в обособлении от мира, причем название "вдовиц" можно и не понимать буквально ввиду упоминания в краткой редакции послания Игнатия к смирнцам "девушек, называемых вдовами" (τάς παρθένους τάς λεγομένας χηρας). В IV в. вследствие широкого распространения христианства большинство верующих не отличалось уже той высоконравственной жизнью, какую вели первые христиане; даже церковная иерархия, постоянно соприкасаясь со светским полуязыческим обществом и невольно заимствуя некоторые формы его организации, постепенно "обмирщилась". Не находя удовлетворения среди христианского общества — и вместе с тем не отрицая его, как это делали аскеты-еретики, приверженцы монтанизма, — особенно ревностные христиане стали обособляться от него. Сначала стремившиеся к такому обособлению оставались в населенных местах, даже в семье, порывая лишь все сношения с окружающими и поселяясь иногда в кельях около церкви, в которую ходили молиться (эта древняя форма М. надолго сохранилась в Греции, а затем перешла и в Россию, отчего у нас церковную ограду и до сих пор иногда называют "монастырем")
Информация о работе Монашество, как культурная форма и его роль в развитии христианства