Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:31, контрольная работа
Понятие и особенности морали. Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.
Понятие морали. Самодостаточность и универсальность моральных принципов……………………………………………………………………….2-4
Моральный выбор, негативные архетипы морали: агрессивность, лицемерие……………………………………………………………………….5-6
Проблема нравственного прогресса. Нравственное сознание в XX веке……………………………………………………………………………..7-11
Заключение……………………………………………………………………....12
Список литературы……………………………………………………………...13
Содержание
Понятие морали. Самодостаточность
и универсальность моральных принципов………………………………………………………
Моральный выбор, негативные
архетипы морали: агрессивность, лицемерие………………………………………………………
Проблема нравственного прогресса.
Нравственное сознание в XX веке……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Понятие морали. Самодостаточность и универсальность моральных принципов
Понятие и особенности морали. Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.
Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.
В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу. Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека.
Можно выделить
профессиональную мораль, бытовую мораль
и мораль семейную. При этом моральные
требования имеют идейную основу,
они связаны с пониманием того,
как человек должен себя вести. Нравственное
поведение должно соответствовать
соответствующим идеалам и
По определению, мораль - это совокупность установившихся в данном обществе неписаных норм поведения, которые регулируют отношения между людьми. Важно подчеркнуть, что именно в данном обществе, потому что в другом обществе или в иную эпоху эти нормы могут быть совершенно иными. Моральную оценку всегда осуществляют посторонние люди: сородичи, сослуживцы, соседи, наконец, просто толпа. Как заметил английский писатель Джером К. Джером, "самый тяжёлый груз - это мысль о том, что скажут о нас люди". В отличие от морали нравственность предполагает наличие у человека внутреннего нравственного регулятора.
Можно, таким образом, утверждать, что нравственность - это личная мораль, самооценка.
Самодостаточность - это когда тебе достаточно самого себя и ты не боишься одиночества. Когда все важное у тебя есть, когда ты можешь обходиться без других.
Самодостаточность определяется несколькими линиями. Это:
Способность жить своими силами:
То есть обходиться без посторонней помощи, организовывать жизнь вокруг себя самому, за свой счет. Как минимум, кормить и одевать себя на свои деньги, а если всерьез - жить на своей площади. Например, снимать квартиру.
Способность принимать решения самостоятельно, жить своей головой, руководствуясь только собственным суждением:
Что совсем не означает "не слушать никого". Спросить - хорошо, выслушать разумные советы - полезно, но решу я сам.
Привычка жить, не нуждаясь в сторонней поддержке или одобрении:
У вас достаточно сил принимать свои решения без одобрения друзей и других окружающих. Если вы берете на себя полную ответственность за свои поступки, то одобрение или неодобрение окружающих для вас становятся не более чем обратной связью, и только. То же самое касается потребности во внимании окружающих. Это приятно, но для самодостаточного человека уже не очень нужно.
Отсутствие больных привязанностей:
Наличие больных привязанностей говорит об отсутствии самодостаточности.
А за всем
этим стоит отсутствие страхов или
умение их преодолевать. Тревожный
человек - не самодостаточный человек,
или его самодостаточность
Моральный выбор, негативные архетипы морали: агрессивность, лицемерие
Мораль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к сопереживанию другим (эмпатия) и альтруистические позывы. Следование морали возможно и из эгоистических побуждений — в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали. В таком случае оно приводит к улучшению репутации.
Агрессивность - поведение и действие, направленное на нанесение физического или морального ущерба, вреда или уничтожения. Агрессия — реакция на негативные обстоятельства, собственную неправоту, неудачи. Это — устойчивая черта субъекта, в которой кроется архетипическое стремление защитить себя. Фрейд имел в виду, в первую очередь, инстинкты агрессивности и эгоизма, говоря о культурных формах их трансформации и канонизации в обществе.
Агрессивность делится на доброкачественную и злокачественную:
Агрессивность «доброкачественная» (инструментальная агрессия)
Термин введён Э. Фроммом для обозначения тех форм агрессивного поведения, которые «обслуживают жизнь» и не несут первично деструктивного заряда. К подобным формам, в частности, относится псевдоагрессия, а также «агрессия обороны». Последняя форма поведения имеет сложный генез, часто мотив обороны является лишь пусковым механизмом подлинной агрессивности: «тронь меня, и я убью тебя».
Агрессивность «злокачественная» (враждебная агрессия)
Неадаптивная
форма агрессивности, присущая, согласно
Э. Фромму, исключительно человеку и
имеющая не столько биологические,
сколько социальные корни. Это различные
формы жестокости и насилия, несексуальный,
анально-накопительский и иные формы
садизма и некрофилия — как
наиболее ярко выраженная форма разрушительного
и саморазрушительного
Лицемерие — отрицательное моральное качество, суть которого состоит в том, что заведомо безнравственное действие, совершаемое в эгоистических целях, по низменным мотивам, трактуется как моральное. Лицемерие порождает вероломство, клевету, хамство.
Проблема нравственного прогресса. Нравственное сознание в XX веке
Проблема нравственного
Нравственное сознание XX века. Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на нравственность. Всеобщие законы нравственной жизни, преломляясь через конкретно-исторические условия, национальные, классовые, групповые различия, порождают многообразие нравов. Однако в этом многообразии можно выделить и общие тенденции, которые характерны для той или иной эпохи. В XX веке усиливается общечеловеческое начало в нравственности. Экономика, политика, торговля, средства коммуникации настолько прочно связали все части света между собой, что народы все в большей мере осознает свое единство. У человечества единая моральная история и каждый народ вносит свой вклад в общее нравственное развитие.
У
всех народов одинаково
устроено моральное сознание, все
пользуемся одними и теми же
понятиями добра, чести,
Коренная
гуманизация всего
Ряд нравственных проблем обусловлен научно-технической революцией. НТР привела к серьезным изменениям в условиях жизни людей. Здесь необходимо подчеркнуть, что сущность человека, нравственные основы бытия не определяются напрямую наукой и техникой. Они имеют более глубинные основания. Более того, многие мыслители вполне резонно отмечают, что естественные науки не в состоянии ответить на смысложизненные вопросы, обосновать те или иные ценности. В начале века С.Н. Булгаков писал, что перед последними вопросами жизни и смерти, добра и зла наука стоит безответно теперь, как и прежде. «Наука не решает вопрос о ценностях», - утверждал Б.Рассел. Если свести жизнь человека к познанию мира, то обедняется эмоциональная сфера личности, расцветает прагматизм, когда окружающие люди превращаются в средство для достижения научной цели. Наука, однако, не единственная форма общественного сознания, и в сфере определения ценностей человеческой жизни руководствоваться только ее советами недостаточно. Исходные постулаты морали не доказываются таким же образом, как геометрические теоремы. Они в определенной мере обосновываются чувством, принимаются на веру.
Научно-техническая
революция не в состоянии
Таким образом,
современная научно-
Заключение
Мораль используется, как правило, для обозначения некоторого феномена (например, особого рода норм, социального института, формы сознания, типа поведения, учения о добре и долге), а не для оценивания чего бы то ни было.
Тем самым
мораль предстает одновременно и
как знание о некотором объективно
сущем "ценностном предмете" (знание,
которое в принципе может быть
истинным или ложным), и как сам
этот "предмет", и как ценностная
позиция человека. Этот методологический
и мировоззренческий
Мораль проявляется на общественном и личном уровне. Индивид усваивает моральные нормы в процессе социализации, ориентации на добродетельное - на гуманное, доброе, честное, благородное, справедливое. Человек приобретает сведения о том, что такое порядочность, честь, совесть. При этом мораль изменяется в процессе нормотворчества людей, самостоятельно, со всей ответственностью за моральность своего выбора принимающих решения о выборе целей и средств.
Список литературы
Информация о работе Мораль как гуманистическое основание культуры