Музейный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:05, лекция

Краткое описание

Музейный фонд России – это тот духовный, культурный «золотой» запас страны, который не подвержен девальвации, неисчерпаем как сама Россия и ее история, который гарантирует преемственность и непрерывность
цивилизационных процессов в стране и обществе.
Сохраняемый, пополняемый, изучаемый и представляемый музеями Музейный фонд страны – это своего рода ДНК общества, позволяющий сохранять национальную и этнокультурную идентичность, воспроизводить единство и целостность страны и нации, формировать в обществе и у каждого человека ценностные ориентиры, способность к творческому.

Вложенные файлы: 1 файл

Doklad.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Доклад

 

Тема: Музейные фонды РФ.

 

 

По данным государственного статистического наблюдения в

Российской  Федерации на 1 января 2010 года насчитывалось 1977 музеев

всех ведомств

2

, имеющих 562 филиала, 95,5% из всех музеев составляют

музеи ведения  органов культуры.

Из названного числа музеев 104 имеют статус музея-заповедника, 37 –

музея-усадьбы, 81 относится к этнографическим  музеям.

Общий состав музейного фонда составляет 82,9  миллионов  музейных

предметов.

В 1883 музеях России ведения органов культуры хранится 70,4

миллионов музейных предметов и музейных коллекций (25% из них – в

музеях ведения  Минкультуры России), входящих в  состав Музейного фонда

Российской  Федерации.

Более 90% из указанного числа музейных предметов и музейных

коллекций относятся  к государственной части Музейного фонда Российской

Федерации и  являются федеральной собственностью.

Без малого половина всего Музейного фонда страны сосредоточена в

музеях Центрального и Северо-Западного федеральных  округов.

С точки зрения соотношения численности населения различных

регионов и  находящихся там музейных фондов ситуация выглядит гораздо

более однородной, за исключением Северо-Кавказского  федерального

округа.

При анализе  количественного состава Музейного  фонда Российской

Федерации видно, что большую часть составляют предметы археологии,

документы и  редкие книги (книжные памятники), нумизматика  и, так

называемые, «прочие» предметы, куда входят предметы быта,  костюм,

мемориальные  фонды и т.д.

Рост количественного  состава Музейного фонда ежегодно  составляет

около 1 миллиона предметов и происходит, преимущественно, за счет тех же

разделов музейных собраний.

Музеи в форме  самостоятельных юридических лиц  имеют не менее 20

различных министерств  и ведомств. В данных государственной  статистики

представлены музеи Министерства  обороны Российской Федерации,

 

2

Формулировка  «музеи всех ведомств» используется в официальной форме статистического

наблюдения 8-НК, однако, не означает, что сведения охватывают действительно все музеи  всех

ведомств. На практике данные представляют музеи Минобороны России, некоторые музеи РАН и

отраслевых  академий наук, Росгидромета и некоторых  других ведомств, чьи музеи вошли  в

официальный перечень федеральных музеев, утвержденный Правительством Российской

Федерации. О ведомствах субъектов Российской Федерации речи не идет.7

Российской  академии наук, Российской  академии художеств, Российской

академии  образования, Российской академии сельскохозяйственных наук,

крупнейших  государственных университетов  России (Московского

государственного университета, Санкт-Петербургского государственного

университета, Казанского государственного университета), Министерства

транспорта  Российской Федерации, МВД России, ФСБ  России, Министерства

связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и ряда других.

Количественный  и качественный состав музейных предметов,

находящихся в пользовании учреждений и организаций, не являющихся

музеями, достоверно не определен.

В  2007-2009  гг. была проведена Комплексная  проверка

3

сохранности

культурных ценностей, находящихся в фондах музеев Российской

Федерации, в ходе которой было установлено, что отсутствуют по

неизвестным причинам (то есть не было зафиксировано краж либо

физического разрушения либо исключения из состава фондов музеев) около

0,5% музейных предметов. Кроме того, проверка выявила 4,8% предметов от

общей численности фондов, не зарегистрированных в учетной документации

музеев, около 1% предметов были дважды записаны в учетной

документации, в 4% проверенных музеев состояние учетной документации

не позволяло достоверно установить количество предметов, которые должны

были находиться в музее.

Итоги данной проверки показали, что  учетная документация в

большинстве музеев ведется с многочисленными  нарушениями. Это связано

как с неисполнением музеями  установленного порядка учета музейных

предметов, отсутствием возможности  повышать квалификацию сотрудников

отделов учета и хранителей, но, главное, с архаичностью самой системы

учета, которая до настоящего времени  ведется на всех этапах в рукописном

виде. Для сохранения рукописных книг учета существуют и объективные

причины – рукописные тексты хранятся существенно дольше, чем цифровые

документы, - однако массовый характер выявленных нарушений в ведении

учетной документации с очевидностью требует некоторой модернизации

системы учета музейных предметов.

Помимо этого установлено, что  в отношении 90% музейных предметов,

поступивших в музеи после вступления в силу Федерального закона  от

26.05.1996 № 54-ФЗ "О Музейном фонде  Российской Федерации и музеях  в

Российской Федерации", документы о включении их в состав Музейного

фонда Российской Федерации не оформлены

 

.

Лишь 10% музеев располагают квалифицированными кадрами

реставраторов, способных выполнять  сложные работы на особо ценной части

музейного фонда.

В музеях России трудятся 71,8 тысяч сотрудников (49,3 тыс. – в музеях

субъектов Российской Федерации и 22,5 тыс. – в федеральных музеях), число

научных сотрудников (хранителей) составляет около 30% от общей

численности занятых. Средняя заработная плата в музеях составляет 7562

рубля в месяц, что лишь на 30% превышает официально установленный

прожиточный минимум и более  чем вдвое ниже среднего значения по стране.

Ежегодно музеи России посещают более 77 миллионов человек, более

23 миллионов из которых составляют  дети и молодежь до 18 лет.

Средняя цена одного посещения музея  по России составляет менее 65

рублей.

Для размещения музеев используются 8734 строения, общей площадью

4148 тысяч кв. м. Музеи федерального  ведения занимают 1894 здания общей

площадью 1318 тысяч кв. м, из которых хранение фондов размещено на 131

тысяче кв. м, что составляет 10% от площади всех помещений.

Состояние музейных зданий и помещений  характеризуется тем, что

40,5% от общего количества требуют  капитального ремонта и почти  20% из

них признаны аварийными. Не более 10%  всех музеев располагают

отдельными приспособленными зданиями для размещения фондов, и только

единицы музеев используют специально спроектированные сооружения для

надлежащего хранения фондов.

В целом по стране потребность в  строительстве новых фондохранилищ

составляет  около 500 тысяч кв. м.

Территории, занимаемые музеями, имеют площадь  около 4800

квадратных  километров, более 60% этих площадей составляют территории

музеев-заповедников и музеев-усадеб. Необходимо иметь  в виду, что

поскольку до настоящего времени ни одно достопримечательное место либо

архитектурный ансамбль статуса историко-культурного  заповедника не

имеет, сведений о территории объектов культурного  наследия, на основе

которых создавались российские музеи-заповедники, не имеется, равно как и

сведений  об официально установленных зонах  охраны этих объектов. На

сегодняшний день под территорией музея или  музея-заповедника понимается

только  и исключительно тот земельный  участок, который передан данному

юридическому  лицу в пользование на основании соответствующих решений

и актов. В большинстве случаев эти  решения принимались и принимаются,

исходя  из возможного, а не необходимого. Эта  ситуация с особой 9

наглядностью  проявилась в «земельно-музейных»  скандалах последних лет,

связанных и с Государственным Бородинским военно-историческим музеем-

заповедником, и с Государственным музеем-усадьбой «Архангельское», и с

Государственным мемориальным и природным заповедником «Музей-

усадьба Л. Н. Толстого  «Ясная Поляна». Проблемы усугубляются тем, что

даже переданные музеям и музеям-заповедникам земельные участки во

многих  случаях в земельном кадастре не отмечены как земли историко-

культурного назначения, поскольку изменение  вида кадастрового учета

требует подготовки документов и совершения действий,  имеющих

достаточно высокую стоимость.

На содержание музеев ведения органов культуры в 2009 году было

выделено 28,9 млрд. рублей, из них лишь 12% – на содержание имущества.

При этом почти 60% от суммы бюджетных ассигнований пришлось на 58

музеев федерального ведения. На содержание музеев субъектов и

муниципальных музеев в этот же период выделено 13,7 млрд. рублей, при

этом 40% из этих средств приходится на музеи (70) Москвы и Санкт-

Петербурга. На содержание имущества музеев субъектов Российской

Федерации и  муниципальных музеев (без Москвы и Санкт-Петербурга)

выделяется ежегодно до 850 млн. рублей, то есть в среднем на один музей  в

России пришлось около 500 тысяч  рублей, направленных на содержание

имущества (в том числе и на обеспечение сохранности и безопасности

музейных предметов).

В целом, расходы на все музеи  России в год составляют менее 0,06% от

валового  внутреннего  продукта, и 0,11% от расходной части

консолидированного бюджета России. В структуре затрат

консолидированного бюджета на социально-культурные цели вся культура

составляет всего 3,5%, а затраты  на сохранение Музейного фонда страны и

деятельность музеев – менее 1%.

Проведенная в 2007–2009 годах Комплексная  проверка сохранности

культурных ценностей, находящихся в музеях Российской Федерации,

подтвердила, что сохранность и  безопасность Музейного фонда Российской

Федерации можно обеспечить только  посредством масштабной

модернизации материальной и технологической  базы музеев России, причем

преобладающим в этом процессе должно быть участие федерального центра,

поскольку 90% музейных предметов являются федеральной собственностью.

В связи с приведенными цифрами  необходимо отметить, что подходы  к

статистическому наблюдению за деятельностью  музеев практически не

изменились еще с позднесоветского времени.  Более того, отказ от попыток

разрабатывать единые классификаторы специфических показателей

деятельности музеев сделал существующую статистику еще менее

информативной, нежели в 1970-х – 1980-х  годах.

Собственно, до 2010 года включительно параметры статистического

наблюдения отличались от упомянутого  выше периода только введением

позиций о наличии в музеях компьютеров, интернета и электронной почты. 10

Надо признать, что полученные результаты на 01.01.2010 года несколько

обескураживают: на один среднестатистический музей приходится менее 10

персональных компьютеров, 45% музеев имеют подключение к сети

Интернет (правда неизвестно какое), а  вот электронную почту имею почему-

то не 45%, а только 44% всех музеев. И только с 2011 года государство в

лице Министерства культуры Российской Федерации решило узнать  – у

скольких музеев имеются собственные  веб-сайты. Очевидно, что и старые

позиции, и вновь включенные практически  ничего не дают для анализа

музейной деятельности, поскольку содержат только количественные

показатели.

Гораздо большие проблемы создают позиции  по общей характеристике

фондов, в которых классификатор музейных предметов также сохраняется  с

середины XX века. В результате, 27% всех музейных предметов попадают в

графу «прочие», а это более 20 миллионов  экспонатов.

С 2011 года в этом разделе статистической формы произошли

некоторые изменения: произведения декоративно-прикладного  искусства,

бытовые предметы и предметы этнографии соединены  в одной графе,

«редкая книга» и «документы» разведены  по разным графам, а также

добавлена графа «предметы печатной продукции».  За исключением

обособления позиции «редкая книга», связанного с введением в

законодательство  категории «книжные памятники» и  необходимости их

государственного  учета, две остальные вызывают некоторое  изумление. Что

общего  нашли у французского гобелена  XVI века (декоративно-прикладное

искусство), таза для варки варенья начала  XX века (бытовые предметы) и

характерной только для данной конкретной губернии центральной России

техники плетения лаптей (этнография) предположить затруднительно, но при

определенной  изворотливости ума можно. Но вот, к  сожалению, такого

понятия, как «предметы печатной продукции» не знает ни одна из

существующих  ныне энциклопедий. Если речь идет о полиграфической

продукции, то сюда попадут и книги, и газеты, и эстампы, и открытки, и т. п.

Если  «печатная» значит любой оттиск на бумаге, то к вышеназванному

придется  добавить все виды гравюр, монотипию, фотографию, бонистику,

знаки почтовой оплаты… В общем, «прочее».

Проблема  здесь возникает не из слов, а  оттого, что данные

государственной статистики, так или иначе, используются для

прогнозирования бюджетных расходов, увеличения или  сокращения

численности учреждений и работающих в них сотрудников, для согласия или

отказа  в расширении занимаемых музеями  помещений. Даже оттого,

насколько адекватна используемая в государственной  статистике

классификация музейных предметов, зависит точное и эффективное

Информация о работе Музейный фонд РФ