Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 05:59, контрольная работа
Античное искусство - название древнегреческого и древнеримского искусства, что зародилось в южной части Балканского п-ва, на о-вах Эгейского архипелага и западном побережье Малой Азии и пережило наивысший расцвет в Древней Греции в 5-4 вв. до н. э. В эпоху эллинизма его влияние распространилось на обширные территории, прилегающие к Средиземному и Черному морям, а также на Ближний и Средний Восток (вплоть доИндии), где сложились местные школы эллинистического искусства. Традиции древнегреческого и эллинистического искусства получили новое развитие в искусстве Древнего Рима.
Введение.
1. Периодизация античного искусства.
2. Крито-микенский или эгейский Гомеровский период;
3. Архаический период;
4. Классический период;
5. Эллинистический период.
Вывод.
Человеческое тело, как средоточие единства природы и свободы, находится в центре античной культуры. Отношение к собственному телу самым ярким образом выделяет античного человека и античную культуру на фоне других культур древнего мира. Характерный пример этого различия дает нам отношение греков и других народов к украшениям. Гомеровский эпос изобилует пространными описаниями украшений: так, например, подробно рассказывается о происхождении скипетра Агамемнона, о мечах и военном снаряжении героев Троянской войны. Известно, что многие народы древнего мира ценили украшения, служившие признаком роскоши. Однако если царь персов украшает свое тело как некую данность, остающуюся неизменной, то грек прибегает к украшениям для того, чтобы изменить свое тело. Поэтому ближайший духовный интерес заключается в том, чтобы сделать тело совершенным органом воли, причем это искусство может, с одной стороны, в свою очередь служить средством для достижения других целей, а, с другой стороны, оно само может являться целью. У греков мы находим это бесконечное стремление индивидуумов показывать себя и наслаждаться таким образом... Таково субъективное начало греческого искусства, в котором человек вырабатывает из своей телесности, в свободном красивом движении и с мощным искусством, художественное произведение. Греки сперва сами преобразовали себя в прекрасные формы, а затем объективно выражали их в мраморе и на картинах. К пластическим искусствам, репрезентирующим телесность (скульптура, танец и т.д.), следует добавить и атлетические состязания, включавшие борьбу, кулачный бой, бег, метание диска, копья, стрельбу из лука и т.д. Вряд ли следует, несмотря на внешнее сходство, в атлетических состязаниях греков видеть некий аналог современного спорта. Дело в том, что в рамках самой античной культуры развитие тела прочно связывалось с теми сферами деятельности, которые сейчас назвали бы чисто интеллектуальными. Можно сказать, что древний грек мыслил всем телом. Тело грека - не пластически-выразительная опора "мыслящей головы", а нечто, тождественное самой мысли. В этом отношении тело грека и есть его "Я". Для греческой культуры важна не мыслящая голова, а мыслящее тело. Сферой существования мысли еще не могла быть логика, научная рациональность, этой сферой являлась пластика, скульптура, ритмика движений. Уверенность современного европейца, что для мышления необходимо иметь исправно функционирующий мозг, показалась бы древнему греку элементарным заблуждением. Величайшие философы Древней Греции могли с гордостью носить титул олимпийского чемпиона, так как в их представлении для того, чтобы хорошо мыслить, было необходимо хорошо бегать, хорошо метать диск и т.д.
Что касается античной культуры, то здесь символическая связь костюма и телесности осложняется описанным выше отношением грека к своему телу. Индивидуальное тело уже не является данностью, которую можно использовать по-разному, в том числе и для создания костюмированной композиции тела первопредка, наделяемого сверхчеловеческими возможностями. В античной культуре тело воспринимается как пластическая, податливая субстанция, которая меняется не потому, что в эту субстанцию откуда-то извне воплощается душа, а потому, что эта субстанция и есть изменчивая душа. Душа, согласно определению Аристотеля, и есть форма телесного бытия человека. Поэтому пластические искусства, играют ту же роль в античной культуре . какую в западноевропейской играет музыка.
Казнь Сократа, одно из самых трагических и величественных событий античной истории, является также и потрясающей демонстрацией пластической выразительности и неприкосновенности человеческого тела. Однако эта пластика и эта неприкосновенность потеряли бы всякий смысл, если бы Сократ согласился бы с предложением своих учеников и спасся бы бегством от казни. Вся античная культура является демонстрацией независимости индивидуальности, однако демонстрируется эта независимость не любознательному историку наших дней, а немой субстанции рода. Видимо, для подобной демонстрации телесная пластика была самым эффективным материалом для греков, так как даже античные боги мыслятся по «образу и подобию человека», антропоморфно, то есть становятся в противостоянии индивидуального и безличной стихии родового и природного на сторону человека.
Список используемой литературы:
1.Античная Греция. В 2-х тт. - М., 2000
2.Асмус В.Ф. Платон: эйдология, эстетика, учение об искусстве. / Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. - М., 1999
3.Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 2001
4.Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М., 2003
5.Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М., 1999
6. Историография античной истории (под ред. В.И. Кузищина)
7. Источниковедение Древней Греции (эпоха эллинизма)
8. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. - М., 2004
9. Лосев А.Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии. - М., 1999
10.Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. - М., 2001
11.Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. - М., 1999