Натуралистическая школа в культурологии (З.Фрейд, К.Г.Юнг). Культура и её критика у З.Фрейда. Механизм сублимации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:27, контрольная работа

Краткое описание

В самом широком смысле культура понимается как оппозиция природе. Природа и культура соотносятся как "естественное" и "искусственное". В современной культурологии, культура предстает как нечто отличное от природы, передающееся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования. Культура представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также и индивидуально значимые действия.

Содержание

1.Введение
2.Зигмунд Фрейд
3.Юнг Карл Густав
4. Натуралистическая школа в культурологии.
5. Критика культуры у З. Фрейда.
6.Механизм сублимации
7.Заключение
8.Список литературы
9.Словарь ключевых понятий

Вложенные файлы: 1 файл

я- культурология.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

На протяжении всего своего творчества Фрейд называл сублимацией в экономическом и динамическом смысле некоторые виды деятельности, побуждаемые желанием, явно не направленным к сексуальной цели: это, например, художественное творчество, интеллектуальное исследование и вообще ценные с точки зрения общества вида деятельности. Побудительную причину такого рода поведения Фрейд видел в преобразовании сексуальных влечений: "Сексуальное влечение обеспечивает культурный труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способность менять первоначальную сексуальную цель на иную, несексуальную, но психологически ей близкую, называется сублимацией". Сублимация затрагивает прежде всего частичные влечения, особенно те, которые не входят в окончательную форму гениталь-ности: "Силы, необходимые для культурного труда, берутся большей частью за счет подавления так называемых извращенных элементов сексуального возбуждения". Фрейд сделал два предположения относительно механизма сублимации. Первое основано на теории примыкания сексуальных влечений к влечениям самосохранения. Подобно тому, как несексуальные влечения могут заражаться сексуальностью (психогенные расстройства питания, зрения и т.д.), так и пути, передающие воздействие сексуальных расстройств другим телесным функциям, предназначены у нормального субъекта для осуществления другого важного процесса. Они должны способствовать обращению силы сексуального влечения на другие, несексуальные цели, т. е. служить сублимации сексуальности". Это предположение лежит в основе фрейдовского изучения Леонардо да Винчи. Понятие сублимации, выдвинутое Фрейдом в первой четверти прошлого столетия, не претерпевает в текстах Юнга особых изменений, а понятие инстинктивных влечений, репрезентированных в психике, успешно развивается в теорию архетипов. При возвращении этого онтологического понятия в лоно клинической психиатрии выясняется, что архетипический образ теряет первоначальное содержание: множественность и свойство быть врожденным культурно-историческим образованием.

 

 

 

 

 

 

                          

                                       7. Словарь включенных понятий.

 

Культура - в переводе с латинского означает «возделывание», «взращивание». Культура - это то, что связано с человеческой деятельностью. Под культурой понимают приемы, способы и результаты человеческой жизни и деятельности, что выделяет человеческое существование из природного бытия и составляет содержание и смысл человека.

Культурология – наука, формирующая на стыке социального и гуманитарного знания об особенностях развития, функционирования и воспроизводства культур, об исторических типах культур и методах их исследования.

Либидо – вожделение, похоть.

Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) - слово или словосочетание, точно и однозначно именующее понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы. Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерных для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. В отличие от слов общей лексики, которые зачастую многозначны и несут эмоциональную окраску, термины в пределах сферы применения однозначны и лишены экспрессии.

Пансексуализм - оскорбительное название, часто употребляемое в отношении классической фрейдистской точки зрения ее критиками, которые считают неоправданным сильный акцент на сексуальных детерминантах, делаемый этим направлением

Сублима́ция — (лат. sublimo - возвышаю) - переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные). Согласно З.Фрейду, СУБЛИМАЦИЯ — это процесс, заключающийся в том, что влечение (ЛИБИДО) переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, а энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую, нравственно одобряемую.

 

                                           

                                            8.  Заключение

Культурологическое  понимание учения Фрейда связано  прежде всего с выявлением последовательности перехода ученого от узконаучного знания к формированию комплекса идей, которые относятся к философии, эстетике, этике, религии, шире – теории и истории всей человеческой культуры.

Фрейд – атеист. Он склонялся к выводу о врожденном характере религиозной потребности, рассматривая религию как «коллективный невроз навязчивости», как «массовую иллюзию». Религия – спасительное средство от индивидуальных форм невротизации. Помимо обращения к мировым культурным вершинам, Фрейд не обходит вниманием и низовые сферы культуры (например, опыт создания различных сонников), и факты, связанные с обыденным сознанием. Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания и в этом его огромная заслуга перед человечеством. Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии, а может быть и направил ее по определенному пути развития.

 

 

 

 

 

                                9. Литература:

 

1.Кармин А.С.  Культурология: Учебник.5-е издание,  стер. -СПб: Издательство «Лань»;»  Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009,-928с.

2.http://ru.wikipedia.org/wiki/Культура

3.http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1401

4.http://publ.lib.ru/ARCHIVES/F/FREYD_Zigmund/_Freyd_Z..html

5.http://www.it-med.ru/library/p/ps_analiz.htm

6.http://kulturoznanie.ru/?div=freid

7.http://psichology.vuzlib.net/book_o572_page_51.html

8.http://ru.wikipedia.org/wiki/Сублимация_(психология)

http://vocabulary.ru/dictionary/492/word/%D1%F3%E1%EB%E8%EC%E0%F6%E8%FF

9.http://wap.althotes.forum24.ru/?1-12-0-00000027-000-0-0

10.http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1171/СУБЛИМАЦИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

 


Информация о работе Натуралистическая школа в культурологии (З.Фрейд, К.Г.Юнг). Культура и её критика у З.Фрейда. Механизм сублимации