Наука как вид деятельности и социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:40, контрольная работа

Краткое описание

Наука и техника являются важнейшими составляющими современной культуры. Они взаимосвязаны друг с другом и составляют основу преобразования окружающего человека мира.
Науку как элемент культуры можно рассматривать в четырех аспектах:
-как особую систему знаний;
- как вид духовной деятельности;
- как особый социальный институт;
- как важный фактор, обеспечивающий создание материальных и духовных ценностей.

Содержание

1. Наука как вид деятельности и социальный институт 3
2. Наука и мораль 2
3. Понятие техники 8
Заключение 12
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контр. по культуре.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)


                                   Содержание

1. Наука как  вид деятельности и социальный институт                                      3 
2. Наука и мораль                                                                                                    2 
3. Понятие техники                                                                                                 8

Заключение                                                                                                             12

Список литературы                                                                                                13

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Наука как вид деятельности и социальный институт

Наука и техника являются важнейшими составляющими современной  культуры. Они взаимосвязаны друг с другом и составляют основу преобразования окружающего человека мира.

Науку как элемент культуры можно  рассматривать в четырех аспектах:

-как особую систему знаний;

- как вид духовной деятельности;

- как особый социальный институт;

- как важный фактор, обеспечивающий создание материальных и духовных ценностей.

Наука является системой рационально  и логически обоснованных знаний об окружающем мире. Она также представляет собой механизм получения объективного знания и представляет собой продукт творческой деятельности человека. Познавательная деятельность человека включает в себя объективную и субъективную сторону. Субъективная сторона представлена человеком с его творческим трудом, ценностями, знаниями, навыками. Содержание объективной стороны составляют средства познания, предмет познания и результат. Причем объектом познания является не только окружающий мир, различные формы проявления материи, но и их отражение в сознании (рефлексия) и сам человек. Наука представляет собой и социальный институт, т.е. систему общественных организаций и учреждений, задачей которых является сбор, анализ, обработка, хранение и распространение информации. О науке как социальном институте можно говорить, начиная с XVII века, когда в Европе открылись первые научные общества и академии, а также стали издаваться научные журналы.

Современная наука - это непосредственная производительная сила. В результате НТР сформировалась единая система  «наука-техника-производство», обеспечивающая прямое влияние науки на процесс  создания материальных благ.

Наука играет в культуре важную роль в качестве инструмента познания окружающего мира наряду с другими  формами культуры такими, как религия, мораль, искусство и др. Наука  вырастает из магии и мифологии. Первоначально научное знание существовало в рамках философии и первые философы (Фалес, Анаксимандр, Пифагор и многие другие) были универсальными в научном знании. Выделение различных наук из

 

философии начинается только в период Нового времени в связи с первой промышленной революцией, со становлением мануфактурного производства. Наука включает в себя не только систему знаний о мире, но и механизм получения такого знания. Она ориентирована на предметное и объективное исследование мира, его законов. Предметное, поскольку человек стремится изучать реально существующие явления и процессы действительности. Объективное - то есть такое, которое не зависит от воли и сознания исследователя, от форм и способов познания, но ориентировано на реальное положение дел. Данные характеристики знания очень важны, ибо человек познает мир при помощи своих органов чувств, разума, что накладывает на процесс познания определенный субъективный отпечаток. Научное познание основывается на ряде принципов: 

Принцип объективности, рассмотренный  выше.

 Принцип причинности (детерминизм), ориентирующий на познании причинно- следственной взаимосвязи явлений, что позволяет определить истоки и направления развития исследуемых явлений.

 Принцип рациональности, аргументированности  научных положений. Любой научный  тезис, теория принимаются только тогда, когда они доказаны. Способы доказательств могут быть разными: от математических расчетов до экспериментов, прямых опытных подтверждений.

Принцип воспроизводимости. Необходимо, чтобы факт, полученный, в ходе исследований можно было бы воспроизвести любое количество раз, либо в экспериментальном, либо в теоретическом виде. Иначе факт будет невозможно подвести под закономерность, логически вписать в причинно-следственную картину мира.

 Принцип теоретичности. Для  создания целостного представления об окружающем мире наука обобщает отдельные факты исследования, вплетает их в развернутую, логически замкнутую теоретическую конструкцию.

 Принцип системности. Любое  явление должно трактоваться  как система и как элемент  более сложной системы. Причем система представляет собой не только совокупность составляющих элементов, но и совокупность сложных взаимосвязей между ними.

 Принцип критичности. Ни одна  теория, ни одно утверждение в  науке не могут носить статус абсолютной истины. Если какая-либо теория обнаруживает несоответствие полученным фактам действительности, она должна быть критически перепроверена.

 

Каждая наука (химия, физика, философия  и т.д.) имеет объект и предмет  исследований. Связано это с ограниченностью  возможностей человека в познании мира и необходимостью конкретизировать направление приложения познавательных усилий человека. Объектом любой науки является вся область явлений, которую данная наука изучает. Предмет науки составляют наиболее существенные для данной науки стороны объекта. Научное знание имеет и свою классификацию. По области исследований (человек или окружающий мир) науки подразделяют на естественные, исследующие явления природы, и социально-гуманитарные, изучающие феномен человека, общество (философия, социология, экономика и т.д.). По степени обобщенности научного знания и его направленности выделяют фундаментальные и прикладные науки. Наука выполняет в обществе три группы основных функций:  

культурно-мировоззренческие функции: познание, описание, объяснение, прогнозирование;

 функции непосредственной производительной  силы. В эпоху НТР происходит  объединение развития науки и техники, науки и производства. Наука начинает все больше сама диктовать направления развития современного производства;

 функции науки как социальной силы. Наука стала важным средством разработки и осуществления масштабных социально-экономических планов и программ, решения глобальных проблем современности.

Наука составляет ядро познавательной структуры культуры. С помощью  науки культура познает и преобразовывает не только окружающий мир, но и саму себя. Научное познание опирается на познавательные способности человека, в первую очередь, на рациональное мышление. Следовательно, в каждую эпоху наука, с одной стороны, стремится дать как можно более полную рациональную картину мира, с другой стороны, отражает пределы познавательных возможностей человека и всей культуры в целом. Одновременно наука стремится расширить пределы человеческого познания и границы восприятия и осмысления мира человеком. Именно благодаря развитию науки на базе западно-европейской культуры возникла мощная индустриальная цивилизация. Научные достижения сегодня не только определяют эффективность познания и освоения окружающего мира, но и оказывают мощное влияние на жизнь и развитие общества. По словам немецкого мыслителя М. Хайдеггера, «в западной части мира на протяжении веков ее истории наука развернула нигде более на земле не встречающееся могущество и идет к тому, чтобы, в конце концов, наложить свою власть на весь земной шар».

                          

                           Наука культура мораль и религия

Наука вступает в довольно противоречивое и сложное взаимодействие с такими элементами культуры, как мораль и религия. Современный ученый стоит перед необходимостью строгой критической оценки направленности и последствий научных исследований, причем не только для человека, но и для окружающей среды, для системы «общество-природа». Задача состоит в том, чтобы действительно поставить науку на службу человека, на решение острых социальных и глобальных проблем. Не менее сложные взаимоотношения существуют в современной культуре между наукой и религией. Наука и религия - это два основных типа мировоззрения и два фундаментальных пласта культуры. Исторически отношения между этими элементами культуры складывались довольно противоречиво. В прошлом, особенно в Средние века, преобладало религиозное мировоззрение. Начиная с периода Возрождения, Нового Времени и до настоящего момента постепенно складывалось доминирующее влияние науки. В чем сходство и различие между данными двумя типами мировоззрения? Сходных черт можно выявить довольно много. Наука и религия являются способами познания мира. Причем их базовые познавательные установки тесно связаны друг с другом. Научное знание не основано полностью на экспериментальной или теоретической доказательности. Целый ряд положений в науке принимается на веру в качестве аксиоматической базы, поскольку они считаются очевидными для познающего разума. В свою очередь, религиозное мировоззрение не сводится лишь к принятию на веру определенных установок. Религиозные идеи также представляют собой систему обобщенного знания, опирающегося на определенные способы доказательности и рациональной аргументации. Рациональное обоснование религиозных положений в системе вероучения получило название теологии и богословия. И религия, и наука стремятся объяснить все явления в мире, хотя и с различных исходных позиций. Наука опирается на разум в познании мира. Религия, также в определенной степени апеллирует к человеческому разуму, подчеркивая самоочевидность тех или иных постулатов, религиозных предписаний. Наука систематизирует, обогащает знание о мире. В свою очередь, религиозное вероучение является строго определенной системой представлений. И наука, и религия стремятся влиять на поведение людей, регулировать направленность социокультурного развития. Не менее значительны и различия между наукой и религией. Религиозное знание основано на вере в существование сверхъестественного мира, на вере в Бога, определяющего развитие природы и человека. Главным источником религиозного мировоззрения выступает откровение, т.е. сверхъестественное знание, данное человеку свыше.

Научное познание основано на разуме человека, на его рациональных познавательных способностях. Источник научного знания - представление об объективной действительности, существующей вне и независимо от человеческого познания. Если наука исследует реально воспринимаемое и непротиворечиво мыслимое бытие, то религия выделяет в изучении мира, в первую очередь, то, что связано со смыслом нашего существования. Наука рациональным и опытным путем познает мир, законы его развития, чтобы объяснить, как устроен мир, как он функционирует и развивается. Религия отвечает на вопрос, почему мир устроен именно так, а не иначе, в чем смысл и цель человеческого бытия. Осмысливая эти вопросы, религия направляет человека к идее Творца мира, Бога. В практическом плане наука ориентирована на познание и преобразование мира для удовлетворения материальных потребностей человека, для обустройства его материального существования. Религия стремится дать человеку представления о долженствующем, о Боге, о добре и зле, о нормах человеческих взаимоотношений, об отношении человека к Богу, к миру, природе. Таким образом, наука изучает сущее, религия говорит о должном. Научное познание ограниченно, оно связано с данным уровнем развития средств познания и накопленного опыта. Наука не дает ответа на важнейшие вопросы человеческого бытия. Эти вопросы освещает религия. Причем осознание человеком ответов связано не с экспериментальным подтверждением, а с универсальной, хотя и глубоко индивидуальной спецификой человеческого переживания. Так, осознание человеком опасности, скрытой в неконтролируемом прогрессе науки, стремление поставить науку под социокультурный, нравственный контроль подчеркивает важность взаимодействия религии и науки. Религия способна дать нравственные ориентиры деятельности ученых, а также своевременно указать на опасность тех или иных научных исследований, выявить гуманитарные проблемы, заложенные в развитии науки. Оценивая отношения религии и науки в современном мире, можно отметить, что они взаимодействуют по принципу взаимодополнительности формально-рационального и интунтивно-этического способов познания и освоении мира. Для культуры сегодня необходимо взаимодействие, взаимодополнение и равновесие науки и религии как единство веры и знания. В современных условиях отчетливо проявляется и разрушительные тенденции прогресса науки. Создание оружия массового уничтожения, обострение глобальных проблем современности в результате развертывания НТР, проникновение науки в тайны человеческой психики и наследственности, развитие генной инженерии, попытки клонирования живых существ, в том числе и человека, особенно остро ставят перед обществом вопрос о необходимости гуманизации процесса развития науки. Смысл гуманизации науки заключается в соответствии научного прогресса социокультурному, нравственному измерению. Научные достижения и знания должны использоваться только на благо человечества.

 

 

Все чаще сами деятели  науки подчеркивают необходимость  этического регулирования науки, необходимость  осознания учеными проблемы своего нравственного выбора, социальной ответственности науки. В основе этического регулирования науки должно быть единство гуманистических идеалов и целей научных исследований, гармоничное сочетание нравственных ценностей человечества и социальной направленности развития науки. Формируется новый взгляд на свободу научного поиска. Если в течении многих веков идея неограниченной свободы творческих исследований играла относительно позитивную роль в научном и социальном прогрессе, то в современных условиях эту идею уже нельзя принимать столь безоговорочно. Многие ученые, политические и общественные деятели, учитывая неограниченность развития таких направлений познания, как генная инженерия, биотехнология, биомедицина и других, призвали остановить ряд исследований, несущих потенциальную опасность для будущего цивилизации. Все больше государств на официальном уровне ставят под запрет проведение тех или иных научных разработок и экспериментов (например, запрет на эксперименты по клонированию человека).

                                       Понятие техники

Понимание места и  роли науки в системе культуры будет неполным без исследования ее взаимоотношения с техникой. В узком смысле слова «техника» - это инструментальные средства, с помощью которых человек преобразует природу. В широком смысле, который включает в себя социокультурное и историко-цивилизационное измерение, «техника» - продукт человеческой цивилизации: инструментальное средство, технико-технологическое знание, составная часть общественного процесса. Феномен техники изучают многие науки, но каждая выделяет свой аспект. 

Инструментально-технологический  аспект, когда исследуется онтологическая природа технического объекта, «логика» его развитие (технические науки).

 Естественный (природный), где акцент делается на взаимоотношении «техника-природа» (естествознание, инженерная экология).

 Индивидуальный человеческий  аспект, исследующий систему «техника-человек» (физиология, антропология, психология, эстетика и др.).

 Социальный, изучающий  систему «техника-общество-бытие  человека» (социология, экономика, политология, культурология).

 

 

Социокультурный, который  сконцентрирован на исследовании взаимоотношения «техника-культура» (культурология). Данный аспект, в отличие от предыдущих, сравнительно мало изучен, хотя знание его для перспектив цивилизации очень велико.

Как социокультурная  ценность техника может рассматриваться, по меньшей мере, в трех измерениях:  

Информация о работе Наука как вид деятельности и социальный институт