Общественно-историческая культурологическая школа (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2014 в 19:08, контрольная работа

Краткое описание

В современном значении слово «культура» стало употребляться в XVII веке. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста и историографа Самуэля фон Пуфендорфа (1632-1694). Сегодня под культурой понимается все то, что создано, модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью индивидов, взаимодействующих друг с другом. Это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобщения. Культура состоит из материальных объектов (орудий, приспособлений, предметов), а также действий, верований, установок, функционирующих в символах.
Культурология возникла на пересечении ряда наук, таких как история, философия, социология, этнография, социальная психология, педагогика, этика, эстетика, искусствознание. Перечень подобных взаимосвязей можно продолжить.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурологические школы.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Заключение

В культурологии к концу ХХ века сложилось множество направлений, подходов исследования. Имеются достаточно сложившиеся школы и влиятельные концепции. В то же время, это многообразие культурологического знания не привело к созданию общепризнанной теории культуры. Это свидетельствует о том, что культурология, несмотря на свою востребованность практикой, ещё не завершила переход от эмпирической стадии исследования, когда она выступала скорее в форме «культурографии» подобно тому, как это было характерно для «географии», «этнографии» и других наук. Значит, культурологическое знание носит ещё переходный характер. В конце этого перехода культурология должна превратиться в теоретическую науку, в полной мере исполняющую роль непосредственной производительной силы, выполняющую прогностическую и преобразующую функции в обществе.

Главная черта натуралистической культурологической школы — стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, значительно преувеличивая ее.

Социологическая школа объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры не в истории и самопроизвольном, «божественном» развитии человеческого духа, не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в его общественной природе и организации. В центре их культурологического внимания находится само общество, его структура и социальные институты.

Символическая школа, нередко претендующая на монополизацию культурологии как своей «вотчины», объединяет, прежде всего, лингвистов, специалистов по семиотике, некоторых искусствоведов и специалистов по информатике. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются ими как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через нее — и к взаимной информации.

 

 

Список литературы

  1. Мамонтов С.П. Основы культурологии - М.: Олимп, 2009
  2. Культурология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н.Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012
  3. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н. Г.Багдасарьян. - М.: Высш. шк., 2011
  4. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2011
  5. Кармин А.С. Культурология. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2009

 

1 Культурология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н.Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С.35

2 Мамонтов С.П. Основы культурологии - М.: Олимп, 2009. С.44

3 Мамонтов С.П. Основы культурологии - М.: Олимп, 2009. С.50

4 Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н. Г.Багдасарьян. - М.: Высш. шк., 2011. С.51

 


 



Информация о работе Общественно-историческая культурологическая школа (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби)