Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:46, реферат
Пользуясь этой техникой, человек неолитического времени мог с большим успехом, чем прежде, придавать камню желаемую форму. В результате широко распространились новые, ранее неизвестные или известные только в самых примитивных формах каменные изделия, в первую очередь связанные с собирательством и затем с земледелием: утяжелители для палок-копалок в виде массивных дисков или колец с отверстием посредине, песты, ступки, зернотёрки, а также такие важные орудия, как мотыги.
Ещё важнее была роль
фратрий в случае конфликтов, грозивших
единству племени, например, когда случалось
убийство внутри племени, а также во всех
других случаях, когда тот или иной вопрос
выходил за рамки данного рода, например
при выборе вождей.
Во время межплеменных
войн у индейских племён фратрии были
естественной формой военной организации.
Каждый род выступал в бою в составе своей
фратрии. Каждая из двух фратрий племени
шла отдельным строем, с собственным значком,
под начальством собственного вождя. На
этом фратриальном членении строилась
вся военная организация.
Две фратрии составляли
племя. Каждое племя имело собственную
территорию, включавшую как область его
непосредственного расселения, так и территорию
для охоты и рыбной ловли. Каждое племя
имело, разумеется, и собственное имя.
Роды, входившие в племя, говорили на одном
общем для них диалекте. Племя осуществляло
контроль над жизнью отдельных родов.
Оно утверждало или даже смещало выбранных
родами старейшин, а также военных вождей,
избиравшихся специально для руководства
военными действиями.
Для этого и для ведения
общих дел существовал общеплеменной
совет родовых вождей, действовавший на
основе единогласия. Совет племени регулировал
отношения с другими племенами. Он принимал
и отправлял посольства, объявлял войну
и заключал мир. Иногда во главе племени
стоял верховный вождь, с весьма ограниченными,
однако, правами. Он должен был в особых
случаях, требовавших немедленных мер,
принимать их до того, как соберётся совет
племени.
Дальше таких племенных
объединений американские индейцы в развитии
своей общественной организации в большинстве
случаев не пошли. Но кое-где всё же имели
место и более широкие объединения, включавшие
уже несколько родственных племён. Такова
была знаменитая в истории североамериканского
континента федерация ирокезских племён.
Племена эти, насчитывавшие в целом до
20 тыс. человек, были связаны кровным родством
и общим языком, распадавшимся на родственные
диалекты. Они заключили между собой «вечный
союз» и имели союзный совет, состоявший
из 50 старейшин, представлявших определённые
роды и племена. Каждое из племён могло
собрать совет, но по собственному почину
совет собираться не мог. Заседания совета
происходили в присутствии всех племён,
причём каждый ирокез мог взять слово,
решение же выносил совет. Как и в племенных
советах, все решения принимались единогласно.
Союз имел двух высших военных вождей
с равными полномочиями и одинаковой властью.
Эта стройная и законченная во всех её деталях организация, явившаяся вершиной развития первобытно-общинного строя, закономерно вытекала из рода как основной его ячейки. Род, фратрия и племя представляли собой, указывает Ф. Энгельс, три естественно связанные друг с другом степени кровного родства. «Поэтому,-- говорит он, ссылаясь на описанный выше племенной строй ирокезов,--встречая у какого-нибудь народа род как основную общественную ячейку, мы должны будем искать у него и организацию племени, подобную той, которая здесь описана» (Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, стр. 98--99.).