Основные тенденции развития культуры России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

Разнообразие проявлений культуры, многоаспектность ее задач на данном этапе истории России остро ставят вопрос активного проявления тех или иных ее форм, жанров, направлений. Анализ показывает, что современная культура испытывает кризис сразу в трёх сферах:

Во-первых - в области жизнеустройства и связанных с ним установок на человека - покорителя природы и истории. Существующее технологические отношение к миру породило глобальные проблемы, обострение которых чревато планетарной катастрофой, угрожающей не только природе, но и ткани человеческих отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Тюменский  государственный нефтегазовый университет»

Институт  менеджмента и бизнеса

 

                                                  
 
 
 
 
 

  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: «Культурология»

на тему: «Основные тенденции  развития культуры России

на современном  этапе. 
 
 
 
 

                                             Выполнил: ст. гр.  ЭПТзс – 10
                                             Царецкая К.П.
                                             Проверил: Пашкова Л.А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень, 2010 г.

 

      Введение. 

     Разнообразие  проявлений культуры, многоаспектность ее задач на данном этапе истории России остро ставят вопрос активного проявления тех или иных ее форм, жанров, направлений. Анализ показывает, что современная культура испытывает кризис сразу в трёх сферах:

     Во-первых - в области жизнеустройства и связанных с ним установок на человека - покорителя природы и истории. Существующее технологические отношение к миру породило глобальные проблемы, обострение которых чревато планетарной катастрофой, угрожающей не только природе, но и ткани человеческих отношений.

     Во-вторых - кризис коснулся общего жизненного тонуса цивилизации и являет заметное снижение мотивационного уровня. "Человек - прежде всего, духовное существо, которое получает свою энергию от всего "космоса" культуры. И если её ценности перестают его воодушевлять, возникает утрата смысла жизни, энергии и инициативы" (А. Иванов).

     В - третьих, по мнению социологов, современный  человек, да и вся культура в целом  как - то незаметно стали терять ориентиры, критерии отличия добра и зла, порока и добродетели, прекрасного и безобразного.

     О подобной ситуации И.А. Ильин писал: "Современное искусство, светски  освободившееся от религиозного чувства, и чутья, идет навстречу потребностям безликой массы: "мода" рождает  модернизм, кинематограф заменяет храм, треск и рев радиоаппарата вытесняют личную культуру музыки и слова".

     Строки, написанные почти 90 лет назад, звучат на редкость злободневно.  

 

      Основные тенденции  развития России на современном этапе. 

     Начало XXI века привнесло в жизнь российского общества относительную стабильность, которая позволяет сделать попытку проанализировать те тенденции, которые появились в сфере культуры с развалом СССР. 

     Процессы  культурного развития не прерываются  с распадом государственных структур и падением политических режимов. Культура России последних полутора десятилетий органически связана с прошлыми периодами истории нашей страны. При этом новая политическая, экономическая и социальная ситуация не могли не сказаться на культурной сфере, поскольку заметно повлияли на менталитет, мировоззрение и интеллектуальные устремления сограждан. 

     В начале 90-х государство перестало  диктовать культуре свои требования, лишив ее таким образом гарантированного заказчика. Однако вместе с идеологической свободой появилась необходимость перехода культуры на самообеспечение, что, конечно же, изменило самый принцип функционирования большей части институтов культуры: повсеместно происходил отказ от порой чисто дидактических принципов в пользу потакания запросам среднестатистического человека, иными словами, востребованная массовая культура наконец-таки получила доступ к глазам, ушам и сердцам людей.

     Вместе  с тем, после того, как из нашей  жизни исчезла "руководящая и  направляющая роль партии", перед  обществом встал вопрос о том, в каком направлении должно происходить развитие. Диапазон поисков был и остается достаточно широким - от следования западным образцам до увлечения Востоком. Нельзя сказать, что российская ситуация в этом смысле уникальна - развитие средств коммуникации привело к активному взаимопроникновению культур, которое хотя и началось еще с позапрошлого века, но подобного размаха достигло только в последние годы, что позволяет говорить о культурном аспекте глобализации. Даже само слово "глобализация", раздающееся на каждом углу, воспринимается простым человеком, не экономистом или политиком, прежде всего как глобализация культурная.

     Каких хобби сейчас только не встретишь! Одни увлеклись китайской кухней, другие подались в индуизм и ездят  прочищать чакры в Индию, третьи ходят в одежде цветов национального флага Ямайки, называют себя растаманом и хотят, чтобы Джа забрал их в Эфиопию, а четвертые уже жить не могут без расплодившихся, как грибы после дождя, даже в спальных районах Москвы японских сусечных, а обычную еду едят исключительно палочками. Параллельно у общества появилась потребность, обусловленная, по всей видимости, неким коллективным инстинктом сохранения собственной идентичности, - в исконно русских элементах культуры. Снова, как и на рубеже XIX-XX веков, "наевшись" европейской культуры, образованные слои населения потянулись к истокам: в моду входит все русское и народное, порой не без оттенка лубочности. Встретить по весне в метро юношу с длинными волосами и в косоворотке - далеко не редкость, а уж какой размах год от года приобретают празднования исконных языческих праздников - Масленицы, Ивана Купалы, Святок и пр.! Учитывая современные экономические условия, эту русофилию нельзя списать только на очередную "высоколобую" идею сохранения национального самосознание, возникшую как реакция отторжения на распространение "буржуйских" праздников типа дня св. Валентина и дня св. Патрика. Дело еще и в том, что для простых людей, лишившихся в своей массе доступа к культуре, народные праздники остаются практически единственно возможной формой досуга. И, правда, чем не заманчиво провести всей семьей или с друзьями день на свежем воздухе, поучаствовать в народных играх, попробовать блинов и медовухи, попрыгать через костер? В то же время, успокоившись после взрыва демократии начала 90-х, люди, которые еще застали Советский Союз, стали испытывать ностальгию по атрибутам советского застоя. Вовремя сориентировавшиеся владельцы клубов и заведений общепита могут за умеренную плату предоставить возможность почувствовать себя членом партийной элиты и поужинать в заведении, копирующем интерьеры номенклатурно ориентированных ресторанов эпохи Советов.

     Переход телевидения на самоокупаемость  привел к тому, что эфир заполняется  тем, что лучше смотрится, а рейтинг  определяет сетку телевещания. Очевидно, что развлекательные программы привлекают больше телезрителей, чем, скажем, образовательные. В итоге, большая часть каналов носит практически стопроцентно развлекательный характер. Количество телешоу, не сильно отличающихся друг от друга, не поддается исчислению, занимая самое прайм-таймовое время, а у производителей всенародно любимых латиноамериканских сериалов, похоже, начался творческий кризис: сюжеты их кино-шедевров не укладываются в мозгу психически здорового человека. Поняв, что домохозяйки - вполне интересная целевая аудитория для многих рекламодателей, теледеятели соревнуются изо всех сил, стараясь не дать заскучать хранительницам домашнего очага. Похоже, уже ни у кого не осталось сомнений в том, что лучше всего готовится борщ и протирается пыль именно под аккомпанемент ток-шоу и сериалов. Однако прайм-тайм - тоже не время, когда телевидение может позволить себе интеллектуально напрячь уставшего после работы зрителя. Если советское телевидение было одним для всех, то сейчас программы стали точно ориентироваться на свою узкую целевую аудиторию. Надо отметить, что в последние год-два появились тенденции создания универсального телепродукта (сериалы "Московская сага" и "Идиот" были лидерами по рейтингу и обсуждались с одинаковым интересом и в очереди в поликлинику, и в коридорах вузов, и в курилках офисов). Но, даже несмотря на подобные всплески интеллектуального единения, создается ощущение, что средства массовой информации навязывают некую интеллектуальная стратификацию населения. 

     С началом рыночных отношений исчезла былая советская расслабленность граждан. Принцип "солдат спит - служба идет" сменился на "волка ноги кормят". Вот почему у экономически активного гражданина становилось все меньше и меньше времени на массовые мероприятия из разряда митингов и демонстраций - после ненормированного рабочего дня идти на улицу в поддержку кого бы то ни было уже не хочется. Таким образом, политика становится развлечением студентов и пенсионеров, а остальные, погрузившись в политическую апатию, предпочитают участвовать в событиях неполитической направленности - концертах, open - эйрах, многодневных музыкальных фестивалях. 

     В сфере музыки с появлением специализированных телеканалов и музыкальных FM-радиостанций, деление музпроизведений стало  происходить по принципу "формат" / "не формат". Стремление вписаться в "формат" заставляет музыкантов идти на компромисс: рокеры попсеют, появилось понятие рокопопс, поп-исполнители не брезгуют кожаными куртками и гитарными запилами, а оперные певцы превращаются в звезд шоу-бизнеса.

     Если  происходящее в музыкальной сфере  можно обозначить как практически  безграничное разрастание мэйнстрима, то с книгами происходит обратное. При советской власти идеологически  не подходящая литература, "неформат" в нынешних терминах, просто не печаталась, в то время как сейчас издается всё и даже больше. Видимо, подобное изобилие, которое положило конец книжному дефициту, привело к потере книгой былого сакрального значения, когда не дай Бог, загнешь уголок страницы или поставишь галочку на полях. Хорошие книги были дефицитом, а приличные библиотеки собирались из поколения в поколение. Издательский бум, когда российские читатели наверстывают многолетнее отставание от западного мира и знакомятся с десятками и сотнями давно ставших классиками в западном мире авторов всего в течение нескольких лет, - приводит к тому, что простому человеку достаточно сложно сориентироваться на просторах книжных магазинов. Тут на помощь приходят специальные программы о книжных новинках на телевидении и рубрика "книги", присутствующая в любом уважающем себя глянцевом журнале. Появилась и концепция книги для отдыха или книги для "чтения в метро". Даже формат у них специальный - легко влезает в карман или небольшую женскую сумку. Содержание таких книг не должно нагружать мозг, стиль должен быть простым, а сюжет интересным. Поскольку второй раз читать подобную книгу не будешь, то по своей сути она приравнивается к газете, которую, прочитав, можно использовать в хозяйственных целях. Собирание "библиотеки" превратилось в тяжелую задачу, и вовсе не из-за дефицита книг, а наоборот - непонятно, где стоящая литература, которая будет актуально годы спустя, а где - просто макулатура. 

     Нельзя  не упомянуть и о таком новом  феномене современной общественной жизни, как Интернет. Сложно переоценить значение Интернета в современной культуре, ведь он является уникальным средством коммуникации и местом хранения информации, которые делают культуру более доступной, демократичной и дают возможность развиваться различным маргинальным направлениям в культуре и искусстве, которые не выжили бы в реальном мире. Особое значение имеет Интернет для провинции: люди из маленьких городов, да и из больших городов за пределами Центральной России получают возможность участвовать в культурной жизни столицы и всего мира.  

     «Массовую культуру» нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, ее считают результатом  обнищания и деградации культуры «элитарной», т.е. культуры как таковой. С другой, - вполне закономерным результатом  эволюции культуры, меняющей свой облик вместе с обществом в целом. Однако на деле это не просто ухудшение каких-либо параметров или сторон культуры «высокой». Это явление совершенно иного порядка. Ее особенностями являются общедоступность, серийность, машинная воспроизводимость, а также то, что она создает собственный знаковый код, символическую надстройку над структурами реальной повседневной жизни, которая миллионами людей воспринимается как полноценный эквивалент самой реальности.

     Почему  она так легко воспринимается именно молодым поколением? Потому что «поколение отцов» само признает за собой некую «отсталость» в вопросах развития современной жизни. Это выражается в отсутствии у многих навыков применения компьютеров и информационных технологий, мобильных телефонов и других «молодых» явлений в жизнеобеспечении современного человека. Между тем, вхождение  этих средств в широкий обиход необратимо, поскольку является удобным,  и в понимании людей, которые умеют этим грамотно пользоваться, просто необходимо. Молодежь легче поддается внедрению новшеств, особенно технических (как части той же «массовой культуры»), быстрее их осваивает. В то же время от современных возможностей отстает подготовка квалифицированных работников - ученых, педагогов, сотрудников  средств массовой информации и общественных учреждений и т.п. - которые могли бы с уверенностью работать в таких новых областях, как коммуникативные технологии, информатика, реклама, дистанционное образование и др. Статус специалистов, занятых данными видами деятельности, пока тоже не определен. А молодежь стремится найти свое место в жизни и занять незаполненные ниши. Как отмечает Ю.М.Вахтель из Московского городского университета управления Правительства Москвы: «Вузовское образование формирует не интеллигента, а интеллектуала западного образца,  не человека долга, а дельца, который стремится подороже продать свои знания.  Интеллектуал - неразвитая в духовном плане личность, его современность заключается в прозападной духовной ориентации, это человек, который при дилемме: личный    интерес или общественное благо - выберет первое». И для молодого интеллектуала это  шанс состояться в тех областях, которые по ряду причин не доступны старшему поколению.

     Вместе  с тем, исторический анализ позволяет  сделать вывод о том, что российская молодежь идет уже известным путем. Все, что вызывает бурное обсуждение у нас сегодня, уже пройдено на Западе вчера. Положение молодежи в современной России диктует условия ее выживания. Неустойчивое положение, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, стабильности, гарантий - отсюда и ориентация не на духовное развитие, а на обеспечение материального достатка. Это также вынуждает идти в ногу со временем и формирует молодежную субкультуру, ориентированную на личные интересы.

     Отметим, что в оценках феномен «массовой  культуры» зачастую дается в искаженном виде. Когда о «массовой культуре» говорят как о падении культуры вообще, думается, это не совсем соответствует действительности. Культура как таковая существует, ее продукты во все времена ценились и будут цениться впредь определенными категориями людей. Здесь возраст не имеет принципиального значения. Духовная полноценность человека в значительной мере формируется им самим. И хотя пропаганда тоже имеет немалое значение, но умение формировать ценности (что предполагает культура) возникает у человека в зависимости от среды и условий его существования. Поэтому культуру как таковую (равно как и «массовую культуру») можно оценивать, исходя из общего  состояния общества, страны и мира. Это и  уровень образованности людей, и уровень их достатка и общая способность восприятия окружающей действительности. «Массовая культура» - это не всегда упадок и китч, но это также продукт взаимодействия промышленности, науки, образования, условий и характера жизнедеятельности в обществе. 

Информация о работе Основные тенденции развития культуры России на современном этапе