Особенности культуры Возрождения. Наука, литература и общественная мысль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:44, контрольная работа

Краткое описание

Термин «Возрождение» был впервые введен в XVI в. известным итальянским художником, архитектором и историком искусства Джорджио Вазари. Эпоха Возрождения – это эпоха больших экономических и социальных преобразований в жизни многих государств Европы, эпоха гуманизма и просвещения.
В этот исторический период в различных областях жизнедеятельности человеческого общества возникают благоприятные условия для небывалого взлета культуры. Развитие науки и техники, великие еографические открытия, перемещение торговых путей и появление новых торговых и промышленных центров существенно расширяло и изменяло представление человека об окружающем мире. Меняются представления о самом человеке. Важнейшей чертой мировоззрения эпохи Возрождения был индивидуализм. Другой характерной чертой нового мировоззрения было пробуждение национального самосознания. У людей возникает чувство патриотизма, формируется понятие отечества.

Содержание

Введение …………………………………………………………………......3
1.Термин “Возрождение”……………………………………………………3
1.1. Особенности культуры Возрождения…………………………………3
1.2. Основные черты культуры Возрождения………………………….....4
2.Наука, литература и общественная мысль………………………………9
2.1.Наука в эпоху Возрождения……………………………………………9
2.2.Литература в эпоху Возрождения……………………………………..10
2.3.Общественная мысль………………………………………………........12
Заключение……………………………………………………………….....14
Используемая литература………………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

МИРОВАЯ КУЛЬТУРА.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Во Франции, С самого начала XVI в. в литературе сказывается нарождение новых веяний. Это стремление к новшествам отметил поэт Гренгуар: «Оставлены, — говорит он, — приёмы старых учёных, над старыми музыкантами смеются, в презрение впала старая медицина, изгоняются старые архитекторы». Идеи гуманизма и реформации нашли себе высокую покровительницу в лице Маргариты Наваррской, сестры Франциска I. В XIV – XVI вв. во французской литературе проходили те же процессы, что и в литературе Италии и Германии. Дворянская, куртуазная культура постепенно теряла свое значение, и на первый план выходила городская, народная литература. Впрочем, открытого противостояния не было. Строго говоря, во Франции, как и в Германии, и в Англии, вплоть до конца XV в. были очень сильны тенденции средневековой культуры. Французский гуманизм оформился лишь в начале XVI столетия, развивался преимущественно в ключе придворной культуры.

В то же время, во Франции уже в XIV в. позиции светской образованности были довольно сильны. Во многих французских городах возникли университеты, которые,  в отличие от парижской Сорбонны, были мало связаны со схоластической традицией.  Итальянский гуманизм конца XIV – начала XV в. оказал большое влияние на эти университеты, где формировалась историко-философская мысль и естественные науки, прославившие французскую культуру в XVII –XVIII в.

 

Общественная мысль в эпоху Возрождения

В эпоху Возрождения в философии и социологической мысли выделяется три этапа: гуманистический (середина XIV - середина XV в), противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку и его отношениям с миром; неоплатоновский (середина XV - первая треть XVI в) связанный с возникновением проблем бытия; натуралистический (середина XVI - начало XVII в), связанный со стремлением применять законы природы к познанию социальной действительности, реальности в обществе. Великие гуманисты наступившей эпохи Возрождения Франческо Петрарка, Боккаччо, Пизано, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Ультрих фон Гуттен, Сервантес, Томас Мор, Томазо Кампанелла и многие другие отказываются признать греховную телесную природу человека. Человеческие потребности, нужды, интересы, стремление человека к чувствам и радостям считаются естественными. Гуманисты считали ненормальным и не естественным проповедуемый церковью теизм, т.е. существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственно воздействующего на все материальные и духовные процессы, на личность и общественную жизнь людей, проповедующий отрешение от чувственности. Если человеку его чувственные потребности даны самой природой, то, очевидно, они одинаковы у всех и служат основой для равных отношений. Все люди рождаются одинаковыми и требуют равенства в реальной жизни. Признание личного достоинства каждого человека, независимо от происхождения и общественного положения, направлено против феодально - сословного неравенства. Гуманисты видели идеальное в единении природы и человека, искали гармонию такого единения, защищали необходимость восприятия всех радостей земного бытия человеком, стояли за признание достоинства личности, проповедовали культ знания, образованности, духовности и труда. Гуманисты стремятся увидеть деятельную сторону человеческой истории, пытаются проникнуть в закономерную сущность исторических явлений, вытесняя мистику.

Из знаний древних греков и римлян, вавилонян, китайцев и индусов передовые мыслители - гуманисты черпали суждения о государстве как общем деле народов. Мыслители эпохи Возрождения не только порождали, но и развивали традиции античных философов и политиков, считали, что судьба человека определяется не его знатным происхождением, званием, конфессионным статусом, а исключительно его активностью, благородством, добропорядочностью, честностью, мудростью, доблестью. Возобновлялась древняя концепция общественного договора, естественного права и т.п. Зарождается критически - рационалистический подход к изучению общественных явлений, вытесняющий теологию. Простое перечисление событий заменяется концептуальным анализом фактов, явлений, событий и т.п.

В эпоху Возрождения певцом свободы человека, его гармонического развития выступает Франческо Петрарка (1304 - 1374 гг.), философ - моралист, основоположник гуманизма Возрождения. Его сборник из 366 стихов "Книга песен" - лирический дневник, образец поэтического самовыражения, проникнутого противоречиями между аскетическим средневековым мироощущением и новым видением мира. Увлекшись античной культурой, идеи которой широко исповедовал в новых исторических обстоятельствах, Франческо Петрарка в труде "О средствах против счастливой и несчастливой судьбы" осветил существование двух начал в человеке - Добродетели и Судьбы. Человек не может найти счастье в богатстве, потому что богатство источник зла, зависти. Феодальную раздробленность Италии, которая разъединила общество, пагубно отражалась на судьбах людей, Франческо Петрарка переживает болезненно. Постоянные междоусобные войны, ведущиеся между правителями земель Италии, ведут к разорению страны, держат в страхе народ. Обращаясь к случайным властителям замученных земель Италии, Франческо Петрарка обвиняет их в народном страдании и несчастье, в стремлении к наживе за счет человеческих бедствий и страданий.

Выдающийся историк эпохи Возрождения и гуманизма Леонардо Бруни (настоящее имя Арэтино) (1370 - 1444 г), основатель гуманистической историографии, в трудах "Данте", "Жизнь Петраки", "История Флоринтийского народа" и "Записки о событиях моего времени" ищет способы раскрытия сущности исторических явлений и событий, определения их места в развитии человеческого общества, подчеркивая, что люди творят историю, их взаимодействие способствует полному раскрытию талантов каждого человека. В историческом выступлении флоринтийцев против Медичей за установление республиканского строя в Италии Леонардо Бруни видел свидетельство того, что гражданские свободы - серьезный фактор исторического процесса и выступил идеологом гражданской свободы жителей вольных городов Италии, в которых появились зачатки капиталистических отношений. Убедительно обосновывая необходимость всестороннего развития личности, Леонардо Бруни видит решающую роль в развитии и гуманитарных наук. Провозглашая право каждого человека на жизнь, Леонардо Бруни подчеркивает, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Государством должны запрещаться принудительный труд, применение пыток, жестокое или неуважительное отношение, унижающее достоинство человека.

Валла Лоренцо (ок.1405 - 1457 гг.) - видный ученый - философ, филолог, политический деятель, посвятивший деятельность дальнейшему углублению учений гуманизма. Лоренцо Валла развивает теологическую этику Эпикура и утверждает, что коль человек есть творение Бога, как и природа, то он должен развиваться вместе с природой, ему должны быть присущи все чувства, потому что сама природа создала наслаждение и дала душу, жаждущую его. Ничто так не присуще живым существам, как стремление к сохранению своей жизни. Лоренцо Валла разоблачает стремление римского папы к утверждению власти католической церкви во всех государствах бывшей Западной Римской империи.

Одной из заслуг мыслителей эпохи Возрождения есть расчистка общественно-политической мысли от теократических теорий государства и права, схоластики и т.п., подготовка почвы политико-правового мировоззрения. Они считали, что основу комплексно-правового мировоззрения составляли положения о том, что божественное право заменяется человеческим, а государство заменяет в сознании людей церковь. Для юридического мировоззрения обязательна идея равенства всех перед законом, естественное право и договорное происхождение государства. Возрождение в Италии отличалось сочетанием гуманизма и реформаторского движения, пересмотром идеи господства церкви в обществе, в мире. Стремление понять действительное назначение человека в обществе, мире, раскрыть его свободу и созидательные силы неминуемо приводило к столкновению с традициями восприятия христианства. Мыслители позднего Возрождения Челио Секондо Курпоне, Цвигли и Кальвин, Марселий Падунский и др. решительно критиковали римские порядки, отвергали церковную иерархию, осуждали деятельность папской курии. И хотя Курпоне в трудах о власти отождествляет Бога с природой, со всем сущим считал, что тот кто охватывает Вселенную, присутствует везде, он все же выступает за отделение церкви от светской власти, государства. Мыслители эпохи Возрождения стремились создать светскую теорию государства и власти, оторвать учение о государстве и праве от мистики и теологии.

Заключение

«Со времен возникновения науки о культуре проблема Возрождения считается одной из самых трудных и сложных», - пишут Хурсан и Гайдуль. Я согласна с ними и рада, если смогла отразить в своем реферате, сколь сложен и противоречив Ренессанс.

Конечно, очень многое осталось за пределами реферата, многое стало еще загадочней и непонятней, чем было раньше. Но польза от проделанной работы несомненна.

Изложу вкратце главные выводы, к которым мне удалось прийти.

1. Ренессанс был одним из самых  выдающихся периодов в истории  человеческой культуры.

2. Наши предки принимали полноценное  участие в формировании и развитии  Возрождения. И современную белорусскую  культуру нельзя представить  без тех элементов, которые нам принесла та великая эпоха.

3. Ренессанс был переходным этапом  между Средними веками и Новым  временем, между феодализмом и  капитализмом, между аскетизмом  и либерализмом.

4. Это весьма насыщенный и  противоречивый период, который  нельзя оценивать по системе «хорошо – плохо». Хорошее и плохое здесь тесно переплетаются или же сменяют друг друга. Многие гении проявляли качества достойные сожаления, а некоторые злодеи не лишены добродетелей.

5. Сохранению и восстановлению  античной культуры мы во многом обязаны эпохе Возрождения.

6. Люди данной эпохи были многосторонними  личностями, наделенными яркими  талантами и огромной энергией.

7. Среди видных деятелей эпохи  Возрождения, к сожалению, нет женщин. Что свидетельствует о том, как  мало способствовал Ренессанс освобождению «прекрасного пола».2 Женщина стала модным объектом искусства и наслаждения, но не сделалась активным субъектом, не смогла вложить свой ум и свою душу в развитие человечества. Прекрасные гуманистки мелькают в качестве вдохновительниц или покровительниц великих мастеров, но сами не могут добиться общественного признания.

8. Возрождение подарило нам прекрасное  гуманистическое мировоззрение, которое  способно делать людей добрее  и справедливее, а человеческую  жизнь разумней и прекрасней.

9. Изложения истории Возрождения  полны неточностей и противоречий. Ученые расходятся не только в оценке эпохи – у них по-разному излагаются одни и те же факты, приводятся разные даты одних и тех же событий. Так, у одних Леонардо да Винчи умер в Париже, у других во Флоренции. У некоторых историков получается, что Франциск Скорина стал дипломированным ученым в детском возрасте. Все это доказывает, что ученым-историкам предстоит еще много сделать для изучения Ренессанса.

Еще больше предстоит сделать мне, чтобы разобраться во всех тех проблемах, что затронуты в настоящем реферате. И это не потому, что я хочу стать историком, а потому что эпоха Возрождения не исчезла бесследно. Она продолжается в нашей культуре, она живет в нашей душе. И еще много раз в этой жизни придется возвращаться к тем проблемам, которыми жили не только великие, но и простые люди XIII-XVI вв.

Я твёрдо убеждена: изучение эпохи Возрождения – незаменимый урок на все времена, и особенно он важен в такое противоречивое время, как наше.

 

Используемая литература

«Энциклопедия для детей: Всемирная история», «М.. Аванта+», 2002.

«Энциклопедия для детей: Искусство», М. «Аванта+», 2002, части 1, 2, 3.

Разин Е.А. «История военного искусства», СПб «Полигон», 2000.

Бердяев Н.А. «Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Разложение 

 человеческого образа» (электронная версия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Особенности культуры Возрождения. Наука, литература и общественная мысль