Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:03, контрольная работа
Цель контрольной работы – обозначить особенности культуры Древней Руси. Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:
Обобщить научную литературу по данному вопросу
Дать характеристику язычества на Руси. Изучить архитектуру, фольклор, иконопись и литературу древнерусской культуры
Обозначить проблему самобытности русской культуры в осмыслении философов и историков ХIХ–ХХ вв.
Введение……………………………………………………………………..…...3
1. Язычество Древней Руси и принятие христианства. Наследие
византийской культуры. . ……………………………………………………....4
2. Формирование на Руси особого типа духовности и ее воплощение
в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре,
народных ремеслах. ……………………………………………………………………….…..7
2.1 Древнерусская архитектура……………………………………………….7
2.2 Развитие литературы и фольклора в Древней Руси………………….…..9
2.3 Древнерусская иконопись…………………………………………….…..10
2.4 Древнерусские народные ремесла………………………………..……..11
3. Проблема самобытности русской культуры и становление
русского национального характера в осмыслении философов и
историков Х1Х - ХХ вв. ………………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………..…15
Список используемой литературы……………………………………………16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
по дисциплине: Культурология
по теме: 15. Особенности культуры
Древней Руси
Исполнитель: студент
Направление управление персоналом
Профиль
группа УП-13 КФ
Ф.И.О. Мальцев Денис Владимирович
Красноуфимск
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Язычество Древней Руси и принятие христианства. Наследие
византийской культуры. . ……………………………………………………....4
2. Формирование на Руси особого типа духовности и ее воплощение
в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре,
народных ремеслах. ……………………………………………………………………….….
2.1 Древнерусская архитектура……………………………………………….
2.2 Развитие литературы и фольклора в Древней Руси………………….…..9
2.3 Древнерусская иконопись…………………………………………….…..
2.4 Древнерусские народные ремесла………………………………..……..11
3. Проблема самобытности русской культуры и становление
русского национального характера в осмыслении философов и
историков Х1Х - ХХ вв. ………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………16
Введение
История Древней Руси охватывает период с X по XVII в. Несмотря на то что за это время произошли большие изменения в образе жизни и мировоззрении народа, культура данного периода имеет общие типические черты. Она качественно отличается от языческой культуры дохристианской Руси. Древнерусская культура формировалась на основе древнеславянского языка как средства культурного общения и сочетания двух идеологий – христианства и древней языческой традиции.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям – хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории.
На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. В общей культуре Руси отразились как традиции полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась.
Цель контрольной работы – обозначить особенности культуры Древней Руси. Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:
Обобщить научную литературу по данному вопросу
Дать характеристику язычества на Руси. Изучить архитектуру, фольклор, иконопись и литературу древнерусской культуры
Обозначить проблему самобытности русской культуры в осмыслении философов и историков ХIХ–ХХ вв.
1 Язычество Древней Руси и принятие христианства. Наследие византийской культуры.
Языческая культура –
это первый системообразующий
Древние славяне обожествляли природу, признавали наличие за предметами и явлениями внешней природы мыслящей человеческой силы, поклонялись солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням. Все это выражалось в их разных верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожествлении природы. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов. Они поклонялись небу под именем Сварога, солнцу под именем Даждьбога, благодетельному богу скота Велесу, грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, Мокоши – богини плодородия, огню и другим явлениям природы.
Славяне верили в невидимые души умерших, которые подобно дыму от сжигаемых жертв поднимаются к небу и небесным властителям.
С древнейших времен, человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями – оберегами, сплетая охранительную символику в единый образ мироздания
Множество магических обрядов и поверий было связано с постройкой дома. С удивительной строгостью соблюдалась древняя картина мира в системе его архитектурного убранства. Когда человек покидал свой дом-крепость, то овеществленные заговоры, если так можно назвать орнамент, переносились на одежду. Все предметы, связанные с изготовлением полотна для одежды, густо оснащались заклинательными знаками. Сама одежда, особенно женская, была насыщена символикой, опять-таки воспроизводившей макрокосм.
В Х веке языческая культура достигла своего апогея. Стихийно создававшаяся на протяжении многих столетий, она, в условиях сложившейся государственности и в противоборстве с появившимся христианством, вооруженным мощным арсеналом византийской культуры, стала напряженно совершенствоваться, обновлять ритуалы, воскрешать архаичные пласты народной мифологии, соучаствовать в создании нового народного эпического жанра.
В 980 году киевского князь
Владимир Святославович с целью
упорядочить традиционную языческую
религию с ее локальными племенными
культами и привести в соответствие
ее с новым уровнем
Сложившиеся общественные,
политические и идейные особенности
развития образовавшегося молодого
европейского государства Киевской
Руси привели в 988г. к принятию христианской
веры как общерусской государственно
Христианизированная Русь равноправно вошла в круг европейских государств. С ним были установлены дипломатические отношения, двусторонние посольства, совершались династические браки, определившие родственные отношения Руси со многими европейскими странами
Через Византийскую культуру Русь получила возможность ознакомиться в опосредованной форме с традициями античной культуры.
Для Руси благоприятным обстоятельством было то, что родственная Болгария вела богослужение на славянском языке и к концу Х в. создала большой запас переводов христианской литературы, вполне доступный по языку и для русских. В городах Киевской Руси строились церкви; они снабжались богослужебными книгами, утварью, обслуживались причтом; вокруг городов, сразу за крепостными стенами, возникали монастыри, явившиеся «узлами прочности» церковной организации.
Греческое христианство застало на Руси значительно развитую языческую культуру со своей мифологией, пантеоном главным божеств, жрецами, и, по всей вероятности, со своим языческим летописанием. Формально Русь приняла крещение, и язычество начало свой долгий путь слияния с христианством.
Христианство закономерно наслоилось на язычество, впитало отдельные языческие традиции. В данном случае мы наблюдаем не смену устаревшего языческого типа культуры возникающим новым – христианским, а наслаивание нового на сохраняющееся (может быть несколько трансформируемое) старое. В соответствии с новыми условиями создается своеобразная амальгама старых и новых форм, названная двоеверием. Двоеверие – это система религиозных представлений, в которых языческие и христианские верования пересекались, взаимодействовали и проникали друг в друга.
Однако было бы несправедливо связывать все богатство древнерусской культуры с христианством. Больше всего оно воздействовало на официальный слой культуры. Культура народная также испытывала это воздействие, но в меньшей мере, а само влияние распространялось на нее гораздо медленнее. Говоря о влиянии византийской культуры на древнерусскую, следует иметь в виду, что это не было явлением засилья. Во-первых, византийское влияние было не источником, а следствием развития древнерусской культуры, оно вызывалось внутренними потребностями древнерусского общества, его готовностью к восприятию достижений более высокоразвитой культуры. Во-вторых, оно не было насильственным. Русь не была пассивным объектом его приложения, наоборот, она играла активную роль в этом процессе. В-третьих, заимствованные культурные достижения подвергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций, творчески перерабатывались и становились достоянием самобытной древнерусской культуры.
Христианство, несомненно, сообщило мощный импульс культурному развитию, но это не дает основания говорить о том, что русская культура родилась вместе с христианством: с его принятием сменился лишь тип культуры.
Самобытная культура Древней Руси, развивавшаяся в постоянных контактах с культурами других стран и народов, стала важным компонентом культуры средневекового мира.
2. Формирование на Руси особого типа духовности и ее воплощение
в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре,
народных ремеслах
По мнению церковных историков, только с принятием христианства началось приобщение славян к духовным ценностям и именно в церкви родилась русская национальная культура. Данная точка зрения не плод нынешних размышлений. Основным тезисом славянофилов, к примеру, было убеждение, что верования восточной православной, т.е. греческой (византийской), церкви суть фундамент русского национального духа.
Влияние православия на формирование русской духовности в научной литературе оценивается неоднозначно. Одни исследователи формирование духовности связывают с крещением Руси. Другие авторы оценивают уровень развития наших предков в доправославный период как достаточно высокий, позволивший принять христианство и, учитывая накопленный опыт, синтезировать его с национальными мировоззренческими установками.
2.1 Древнерусская архитектура
Основные принципы
храмовой архитектуры на Руси пришли
из Византии, но с течением времени
создалось самостоятельно существующее
явление мировой культуры - архитектура
Древней Руси. В создании удивительного
своеобразия древнерусской архи
В Х-ХI вв. Русь называли страной городов: их было почти три сотни. В городах строились оборонительные сооружения, жилые дома, княжеские палаты, монастыри и соборы.
Древнейшие сохранившиеся до наших дней каменные постройки - это храмы середины XI в. Русью тогда правил Ярослав Мудрый, столицей государства был Киев. В этом городе, на месте победоносной битвы киевлян с печенегами, Ярослав Мудрый велел заложить в 1037 г. собор Святой Софии.
Внутри собор украшен цветными мозаиками и фресками. По свидетельству летописцев, в Европе тогда не было сооружений, способных сравниться с киевской Софией.
На протяжении нескольких столетий «второй столицей» (после Киева) был Новгород Великий. В 1045-1050 гг. повелением князя Владимира, сына Ярослава Мудрого, был возведен один из самых известных соборов Древней Руси - София Новгородская, ставшая символом города. Она в меньшей степени связана с византийской традицией. Можно сказать, что по выразительности и лаконичности внешнего облика и убранства родственна суровой северной природе.
К концу XII в. возвысилось
Владимиро-Суздальское
Москва первоначально
была пограничной крепостью