Особенности культуры Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:03, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – обозначить особенности культуры Древней Руси. Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:
Обобщить научную литературу по данному вопросу
Дать характеристику язычества на Руси. Изучить архитектуру, фольклор, иконопись и литературу древнерусской культуры
Обозначить проблему самобытности русской культуры в осмыслении философов и историков ХIХ–ХХ вв.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…...3
1. Язычество Древней Руси и принятие христианства. Наследие
византийской культуры. . ……………………………………………………....4
2. Формирование на Руси особого типа духовности и ее воплощение
в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре,
народных ремеслах. ……………………………………………………………………….…..7
2.1 Древнерусская архитектура……………………………………………….7
2.2 Развитие литературы и фольклора в Древней Руси………………….…..9
2.3 Древнерусская иконопись…………………………………………….…..10
2.4 Древнерусские народные ремесла………………………………..……..11
3. Проблема самобытности русской культуры и становление
русского национального характера в осмыслении философов и
историков Х1Х - ХХ вв. ………………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………..…15
Список используемой литературы……………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

                                      Контрольная работа

по дисциплине: Культурология

по теме: 15. Особенности культуры

 Древней Руси

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент

Направление управление персоналом

Профиль

группа УП-13 КФ

Ф.И.О. Мальцев Денис  Владимирович

 

 

 

 

                           

     

                           Красноуфимск

                                        2013

                                           

                                        

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…...3

1.  Язычество Древней  Руси и принятие христианства. Наследие 

византийской культуры. . ……………………………………………………....4

2. Формирование на  Руси особого типа духовности  и ее воплощение

 в архитектуре,  иконописи, литературе, фольклоре, 

народных ремеслах. ……………………………………………………………………….…..7

  2.1 Древнерусская архитектура……………………………………………….7

  2.2 Развитие литературы и фольклора в Древней Руси………………….…..9

  2.3 Древнерусская иконопись…………………………………………….…..10

   2.4 Древнерусские народные ремесла………………………………..……..11

3. Проблема самобытности  русской культуры и становление

русского национального  характера в осмыслении философов и

 историков Х1Х - ХХ вв. ………………………………………………………..12

Заключение…………………………………………………………………..…15

Список используемой литературы……………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

                                              Введение

 

История Древней Руси охватывает период с X по XVII в. Несмотря на то что за это время произошли  большие изменения в образе жизни  и мировоззрении народа, культура данного периода имеет общие  типические черты. Она качественно отличается от языческой культуры дохристианской Руси. Древнерусская культура формировалась на основе древнеславянского языка как средства культурного общения и сочетания двух идеологий – христианства и древней языческой традиции.

Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям – хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории.

На развитие русской  культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным  отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. В общей культуре Руси отразились как традиции полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась.

Цель контрольной работы – обозначить особенности культуры Древней Руси. Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:

Обобщить научную литературу по данному вопросу

Дать характеристику язычества на Руси. Изучить архитектуру, фольклор, иконопись и литературу древнерусской культуры

Обозначить проблему самобытности русской культуры в  осмыслении философов и историков  ХIХ–ХХ вв.

                      

                                                               3

 

 

1 Язычество Древней Руси и принятие христианства. Наследие византийской культуры.

 

 

Языческая культура –  это первый системообразующий социокультурный  слой, с которого начинала формироваться  и строиться любая цивилизация. Ее значение в истории русской  культуры определяется прежде всего тем, что она, во-первых, выступила в качестве духовной силы, объединившей многочисленные славянские племена, во-вторых, сумела сохранить и развить архетипы национальной культуры.

Древние славяне обожествляли природу, признавали наличие за предметами и явлениями внешней природы мыслящей человеческой силы, поклонялись солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням. Все это выражалось в их разных верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожествлении природы. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов. Они поклонялись небу под именем Сварога, солнцу под именем Даждьбога, благодетельному богу скота Велесу, грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, Мокоши – богини плодородия, огню и другим явлениям природы.

Славяне верили в невидимые  души умерших, которые подобно дыму от сжигаемых жертв поднимаются  к небу и небесным властителям.

С древнейших времен, человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями – оберегами, сплетая охранительную символику в единый образ мироздания

Множество магических обрядов  и поверий было связано с постройкой дома. С удивительной строгостью соблюдалась  древняя картина мира в системе  его архитектурного убранства. Когда человек покидал свой дом-крепость, то овеществленные заговоры, если так можно назвать орнамент, переносились на одежду. Все предметы, связанные с изготовлением полотна для одежды, густо оснащались заклинательными знаками. Сама одежда, особенно женская, была насыщена символикой, опять-таки воспроизводившей макрокосм.

                                                      4

 

В Х веке языческая  культура достигла своего апогея. Стихийно создававшаяся на протяжении многих столетий, она, в условиях сложившейся государственности и в противоборстве с появившимся христианством, вооруженным мощным арсеналом византийской культуры, стала напряженно совершенствоваться, обновлять ритуалы, воскрешать архаичные пласты народной мифологии, соучаствовать в создании нового народного эпического жанра.

В 980 году киевского князь  Владимир Святославович с целью  упорядочить традиционную языческую  религию с ее локальными племенными культами и привести в соответствие ее с новым уровнем государственной  жизни, предпринял религиозную реформу, не выходившую за пределы традиционного славянского язычества. Владимир Святославович стал княжить один в Киеве и «поставил кумиры на холме за теремным дворцом: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами и Хорса, Дажьбога и Стрибога и Симаргла, и Мокошь». Так называемый «Пантеон Владимира

Сложившиеся общественные, политические и идейные особенности  развития образовавшегося молодого европейского государства Киевской Руси привели в 988г. к принятию христианской веры как общерусской государственной религии.

Христианизированная Русь равноправно вошла в круг европейских  государств. С ним были установлены  дипломатические отношения, двусторонние посольства, совершались династические  браки, определившие родственные отношения  Руси со многими европейскими странами

 Через Византийскую культуру Русь получила возможность ознакомиться в опосредованной форме с традициями античной культуры.

Для Руси благоприятным  обстоятельством было то, что родственная  Болгария вела богослужение на славянском языке и к концу Х в. создала большой запас переводов христианской литературы, вполне доступный по языку и для русских. В городах Киевской Руси строились церкви; они снабжались богослужебными книгами, утварью, обслуживались причтом; вокруг городов, сразу за крепостными стенами, возникали монастыри, явившиеся «узлами прочности» церковной организации.

                                                      5

Греческое христианство застало на Руси значительно развитую языческую культуру со своей мифологией, пантеоном главным божеств, жрецами, и, по всей вероятности, со своим языческим летописанием. Формально Русь приняла крещение, и язычество начало свой долгий путь слияния с христианством.

Христианство закономерно  наслоилось на язычество, впитало отдельные  языческие традиции. В данном случае мы наблюдаем не смену устаревшего языческого типа культуры возникающим новым – христианским, а наслаивание нового на сохраняющееся (может быть несколько трансформируемое) старое. В соответствии с новыми условиями создается своеобразная амальгама старых и новых форм, названная двоеверием. Двоеверие – это система религиозных представлений, в которых языческие и христианские верования пересекались, взаимодействовали и проникали друг в друга.

Однако было бы несправедливо  связывать все богатство древнерусской культуры с христианством. Больше всего оно воздействовало на официальный слой культуры. Культура народная также испытывала это воздействие, но в меньшей мере, а само влияние распространялось на нее гораздо медленнее. Говоря о влиянии византийской культуры на древнерусскую, следует иметь в виду, что это не было явлением засилья. Во-первых, византийское влияние было не источником, а следствием развития древнерусской культуры, оно вызывалось внутренними потребностями древнерусского общества, его готовностью к восприятию достижений более высокоразвитой культуры. Во-вторых, оно не было насильственным. Русь не была пассивным объектом его приложения, наоборот, она играла активную роль в этом процессе. В-третьих, заимствованные культурные достижения подвергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций, творчески перерабатывались и становились достоянием самобытной древнерусской культуры.

Христианство, несомненно, сообщило мощный импульс культурному  развитию, но это не дает основания говорить о том, что русская культура родилась вместе с христианством: с его принятием сменился лишь тип культуры.

                                                        6

Самобытная культура Древней Руси, развивавшаяся в  постоянных контактах с культурами других стран и народов, стала важным компонентом культуры средневекового мира.

2. Формирование на  Руси особого типа духовности  и ее воплощение

 в архитектуре,  иконописи, литературе, фольклоре, 

народных ремеслах

 По мнению церковных историков, только с принятием христианства началось приобщение славян к духовным ценностям и именно в церкви родилась русская национальная культура. Данная точка зрения не плод нынешних размышлений. Основным тезисом славянофилов, к примеру, было убеждение, что верования восточной православной, т.е. греческой (византийской), церкви суть фундамент русского национального духа.

Влияние православия  на формирование русской духовности в научной литературе оценивается  неоднозначно. Одни исследователи формирование духовности связывают с крещением Руси. Другие авторы оценивают уровень развития наших предков в доправославный период как достаточно высокий, позволивший принять христианство и, учитывая накопленный опыт, синтезировать его с национальными мировоззренческими установками.

2.1 Древнерусская архитектура

Основные принципы храмовой архитектуры на Руси пришли из Византии, но с течением времени  создалось самостоятельно существующее явление мировой культуры - архитектура  Древней Руси. В создании удивительного  своеобразия древнерусской архитектуры участвовали, кроме греков-византийцев, мастера из Болгарии и Сербии, Италии и Германии, Чехии и Польши, позже Франции, Англии, Швейцарии. И все равно архитектура Древней Руси - уникальное, яркое выражение национального духа.

В Х-ХI вв. Русь называли страной городов: их было почти три сотни. В городах строились оборонительные сооружения, жилые дома, княжеские палаты, монастыри и соборы.

                                                               7

 

Древнейшие  сохранившиеся до наших дней каменные постройки - это храмы середины XI в.  Русью тогда правил Ярослав Мудрый, столицей государства был Киев. В этом городе, на месте победоносной битвы киевлян с печенегами, Ярослав Мудрый велел заложить в 1037 г. собор Святой Софии.

Внутри собор украшен цветными мозаиками и фресками. По свидетельству летописцев, в Европе тогда не было сооружений, способных сравниться с киевской Софией.

На протяжении нескольких столетий «второй столицей» (после Киева) был Новгород Великий. В 1045-1050 гг. повелением князя Владимира, сына Ярослава Мудрого, был возведен один из самых известных соборов Древней Руси - София Новгородская, ставшая символом города. Она в меньшей степени связана с византийской традицией. Можно сказать, что по выразительности и лаконичности внешнего облика и убранства родственна суровой северной природе.

К концу XII в. возвысилось  Владимиро-Суздальское княжество. Владимирские зодчие создавали храмы удивительной красоты. Особо выделяется церковь  Покрова на реке Нерль (1165 г.). К шедеврам древнерусского зодчества относятся также Успенский (1158-1160 гг.) и Дмитровский (1193-1197 гг.) соборы и Золотые ворота (1164 г.) во Владимире.

Москва первоначально  была пограничной крепостью Владимиро-Суздальского княжества. В XIII-XIV вв., оказавшись на пересечении  оживленных торговых путей, она быстро развивалась, а с образованием Московского княжества стала его столицей. Расцвет московского зодчества начинается в конце XV в., когда завершилось объединение русских княжеств в единое государство и князь Московский Иван III стал великим князем всея Руси. В те годы и началась перестройка Кремля - центра Москвы со времен ее основания.

Информация о работе Особенности культуры Древней Руси