Особенности культуры Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 06:54, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является ознакомление и исследование культурных особенностей Киевской Руси. Культура и ее познание было актуально во все времена.
Задачами данной темы является:
• Определение влияния христианства на русскую культуру;
• Раскрытие общего представления о литературе и летописании данной эпохи;
• Рассмотрение особенностей материальной культуры киевской Руси.

Содержание

Введение
1. Становление христианства
2. Литература и летописание Киевской Руси
3. Особенности материальной культуры Киевской Руси
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. по культурологии.docx

— 29.55 Кб (Скачать файл)

Новосибирский государственный  технический университет

Кафедра теории и истории  культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

«Особенности культуры Киевской Руси»

Заочный факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки: Иванова Н.С.

Шифр: 080109

Группа  ЗФ-003

Преподаватель: Климакова Е.В.

 

Новосибирск

2011

Содержание

 

Введение

1. Становление христианства

2. Литература и летописание  Киевской Руси

3. Особенности материальной  культуры Киевской Руси

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры связан с формированием древнерусской народности и охватывает период с момента выделения восточных славян и единой славянской общности в XI в. до времени заката Киевской Руси – периода феодальной раздробленности в конце XII-XIII вв. Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о призвании на княжение в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса  и Трувора, либо определять временем киевского похода легендарного похода вещего Олега в 882 г. Завершают период Киевской Руси княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.) или доводят до времени Владимира Мономаха (1113 – 1125 гг.). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси: середина IX – начало XII вв.

Целью данной работы является ознакомление и исследование культурных особенностей Киевской Руси. Культура и ее познание было актуально во все времена.

Задачами данной темы является:

    • Определение влияния христианства на русскую культуру;
    • Раскрытие общего представления о литературе и летописании данной эпохи;
    • Рассмотрение особенностей материальной культуры киевской Руси.

Особенно интересна культура Киевской Руси тем, что от современной  эпохи  ее отделяет огромный промежуток времени, очень многое изменилось, но какие-то моменты связывают нас  с этой эпохой до сих пор.

 

 

 

 

1.Становление  христианства

 

Во второй половине 9 в. на территории Восточной Европы в результате объединения союзов славянских племен сложилось Древнерусское государство со столицей в городе Киеве. Культура Киевской Руси — самая молодая в Европе.

Языческая религия не способствовала созданию единого государства, но прежде чем упразднить ее, князь Владимир в 980 г. провел языческую реформу, пытаясь заставить всех славян поклоняться одним и тем же богам, но в разных местах славяне по-прежнему поклонялись своим идолам.

Древнерусский политеизм  был мало пригоден для налаживания  контактов с другими странами. Он не помогал вхождению Древнерусского государства во вселенскую историю, традиции которой основывались на христианстве, кроме того, язычество закрепляло отжившие патриархально-родовые отношения: кровную месть, многоженство, обычай человеческих жертвоприношений, сжигание жен со своими мужьями, поощряло рабство. Поэтому понадобилась религия с единым абстрактным, лишенным этнических признаков, богом. Эта религия уравнивала прежние родоплеменные традиции и утверждала принцип единения людей исключительно по вероисповедальному принципу.

Поэтому в 988 году князь Владимир официально принял христианство. Христианизация Руси — это сложный длительный процесс, в котором можно выделить три периода:

1. Предфеодальный, когда христианство начало проникать к славянам, жившим еще в условиях патриархально-общинного строи,

2. Период становления и развития феодализма, когда в конце X века христианство стало государственной религией;

3. Период дальнейшего укрепления феодальных отношений, когда в XIII веке была закончена христианизация Руси.

Для Владимира Святого  было очень важно, чтобы Русь была самостоятельна от Византии, несмотря на то, что православную церковь  возглавлял византийский патриарх и  император. Русь оставалась дружественным  по отношению к Византии, но суверенным государством.

С введением христианства создается особая форма принятия княжеской власти — обряд возведения на престол князя, соответствующий византийскому обряду венчания на царство. Если раньше князь просто избирался и был главой племенного союза, то теперь власть князя была освящена Богом.

Если раньше на Русь смотрели как на варваров, то теперь русские  люди стали уважаемыми единоверцами. Они были включены во вселенскую историю, и эта реформа позволила устанавливать более тесные контакты — экономические, политические, социальные - с Европой (Русь стала уважаемым государством в Европе и с ней было почетно породниться).

Христианство создавало  основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа па основе общих духовных и нравственных принципов. Церковь была основным институтом культуры Древней Руси.

Но христианство не уничтожило язычество, складывалось двоеверие, или православно-языческий синкретизм. Мифологическое мировоззрение продолжало жить под покровом православных христианских обрядов. На стенах храмов эпохи «двоеверия» изображались не только лики святых и Христа, но также языческая символика, орнаментальные узоры-переплетения — отголоски узелковой письменности древних славян. Православие стало вытеснять древнюю культуру и веру славян не ранее XI в. — много позднее, чем у других европейских народов.

Человек Древней Руси ощущал себя в большом мире ничтожной  частицей, но не случайной: он сам творение бога и участник мировой истории. Христианские священники, преимущественно иностранцы, жестоко искореняли языческие традиции, поэтому большинство памятников язычества (идолов) было уничтожено. После принятия христианства Русь восприняла многое из культуры Византии, но это не было простым заимствованием. Получился сплав славянских и византийских традиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Литература и  летописание Киевской Руси

 

Русский язык — один из славянских языков, относящийся к индоевропейской  группе, прошел долгий путь развития. В  VII – VIII веках можно предположить существование восточнославянских племенных диалектов, на основе консолидации которых возник древнерусский язык. Он сформировался в XI—XIV веках. Старославянский язык пришел на Русь с богослужебной литературой. Славянская азбука была составлена греками Кириллом и Мефодием с учетом специфики славянской речи на основе греческого скорописного ми добавлением букв из коптского и самаритянского алфавитов. Один из письменных памятников Киевской Руси «Русская правда» написан подлинно народным, простым, ясным языком. Этому языку не страшны были «влияния». Он мог только обогащаться не теряя своего национального облика.

Славянская письменность, литература в XI—XII веках достигла своего расцвета. За менее чем 150 лет Русь прошла путь от периода бесписьменности к вершинам словесного искусства. Язык величайшего произведения «Слово о полку Игореве » корнями уходит в народную устную поэзию, откуда автор черпал свои образы, эпитеты, сравнения. «Слово» уникально, оно наиболее полно отражает дух эпохи, ее мировоззрение. Для истории русской культуры важно подчеркнуть еще одно свойство. Русский язык, литература при наличии особенностей народных говоров прочно внедрились на всей территории Руси. От севера до юга в юридических документах, исторических повестях, стихах, прозе звучал гибкий, образный русский язык.

От XI—XII веков дошло более,80 духовных и светских книг. древнерусские авторы предпочитали оставаться неизвестными. Литература Древней Руси быстро стала самостоятельной. Она взяла на себя как бы все функции по воспитанию народа. Церковная литература сформировалась в различных жанрах — притчи, жития, поучения («Поучения Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе»). К первой половине XI века относятся истоки философской культуры. Их связывают с религиозно-философским произведением «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона.

Древнерусскую литературу можно  рассматривать как литературу одной  темы и одного сюжета. Этот сюжет  — мировая история.Тема — смысл человеческой жизни. Многотомные великие Четьи Минеи (то есть чтения, расположенные по месяцам года), летописи («Повесть временных лет» и др.), хронографы, «хождения (описания путешествий) — все это свидетельствовало о чувстве величия мира древнерусским человеком. Литература этого периода носила поучительный характер, рассказывала не о придуманном, а о реальном. До XVII века она не знает почти условных персонажей. Имена действующих лиц исторические. Литература Руси видела свою главную роль в просвещении, проповеди светской жизни, введении русской культуры в мировую христианскую культуру. Высокого уровня достигло законодательство Древней Руси. Правовой кодекс «Русская правда» поражает развитой для своего времени правовой культурой.  

В Киевской Руси сложились  литературные школы, начал формироваться  национальный эпос. Его героями были Илья Муромец, Алеша Попович и  Добрыня Никитич, а также Микула Селянинович, олицетворявший мощь и другие качества древнерусского крестьянина. В былинах созданы также образы женщин-богатырок, совершавших удивительные подвиги.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности  материальной культуры Киевской  Руси

 

От  Киевской Руси до на дошли только памятники церковной архитектуры: церкви, монастыри.  Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства по заказам государства, князей в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную (Десятинную церковь, построенную в честь принятия христианства), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, золотые ворота в Киеве, Владимире. На Руси получил распространение так называемый крестово-купольный тип храма. Модель эта пришла на Русь из Византии. Крестово-купольными храмы этого типа называли потому, что центральные (поперечный и продольный) своды храма, перекрещиваясь, образовывали крест, увенчанный куполом. Изнутри своды и купол поддерживались четырьмя колоннами.

Особенность зодчества Киевской Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой — сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже в первой каменной церкви — Десятинной — наметились такие не характерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность — это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное. Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым элементом украшения были иконы. Первые архитекторы и иконописцы в Древней Руси были греки, которые обучали русских. Но где бы, ни обучались русские художники, они перенимали лишь технику, интересовались стилем. Уже в XII веке русские летописцы создают оригинальные художественные композиции на темы, не известные в Византии. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери и с младенцем на руках выполненное неизвестным греческим живописцем в XI веке. Эта икона получила название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом Руси.

Храмы украшались мозаиками и фресками. Византийская живописная традиция так  называемого комниновского периода (получившего свое название по правящей в Константинополе династии Комнинов), пришедшая на Русь вместе с христианством и храмовым строительством, отличалась одухотворенностью и строгой каноничностью. Художественная система, созданная в Византии, наиболее четко соответствовала средневековому мировосприятию. Статичные, плоскостные, но при этом чрезвычайно выразительные образы призваны были воплотить идею превосходства духа над плотью. Прекрасные мозаики сохранились в центральных помещениях киевского Софийского собора. Новгородская София была расписана фресками. Считается, что в создании фресок могли принимать участие и русские мастера.

В условиях феодальной раздробленности  важную роль в сохранении и укреплении связей между разрозненными землями  играла общность культурных традиций. Художественное наследие Киевской Руси сохраняло значение в качестве образов, которым стремились следовать. Возникли местные школы, в творчестве которых  приемы и формы киевского искусства  получили самостоятельное развитие. Образование местных школ способствовало сближению искусства народного  и «ученого», более широкому проникновению  народных элементов в культуру господствующего  класса. В середине XII века во Владимиро-Суздальском княжестве началось широкое строительство монументальных храмов (Успенского, Дмитриевского во Владимире, роскошных дворцовых сооружений в Боголюбове). Высокого развития достигло церковно-певческое искусство.

Информация о работе Особенности культуры Киевской Руси