Оценка культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 18:34, реферат

Краткое описание

Оценивая культурный уровень того или иного человека, мы в первую очередь имеем в виду его внешние проявления, то есть поведение. Случайные, мимолётные встречи с незнакомыми людьми на улице, в городском транспорте, в магазине, могут оказаться для нас приятными или наоборот огорчить.

Вложенные файлы: 1 файл

Оценивая культурный уровень того или иного человека.docx

— 24.54 Кб (Скачать файл)

Оценивая культурный уровень того или иного человека, мы в первую очередь имеем в  виду его внешние проявления, то есть поведение. Случайные, мимолётные встречи с незнакомыми людьми на улице, в городском транспорте, в магазине, могут оказаться для  нас приятными или наоборот огорчить. 

    Культурный  человек, прежде всего, должен  быть вежлив. Нередко цитируют  слова Сервантеса: "Ничто не  стоит нам так дёшево и не  ценится людьми так дорого, как  вежливость". Вежливость, возможно, не самая важная из добродетелей. Гораздо труднее быть, например, принципиальным, справедливым, мужественным. Но стоит вспомнить, насколько  облегчает людям жизнь вежливость  и насколько усложняют и даже  отравляют её грубость, хамство. Значение вежливости в человеческом общении трудно переоценить.

2.   

Из истории этикета

    Этикет  – слово французского происхождения.  На одном из пышных и изысканных  приёмов у короля Людовика XIV гостям  вручали карточки с перечислением  некоторых требуемых от них  правил поведения. От французского  названия карточек – "этикеток" и произошло слово "этикет", вошедшее впоследствии в языки  многих стран. Понятие "этикет" включает в себя форму, манеру  поведения, правила вежливости, принятые  в том обществе, где живёт каждый  из нас.  

    Значительная  часть правил этикета пришла  к нам из прошлого, и даже  из древнего мира. Бесполезные  и незначительные правила, отсеивались  по мере исторического развития, сохранялись для потомков лишь  наиболее рациональные из них,  проверенные временем. 

    Например, у скандинавов мы заимствовали  также правило предоставлять  почётные места за столом женщинам  и наиболее уважаемым гостям. 

    Нравы  французского дворянства в XVII веке представляли собой смесь  дерзости и галантности, фамильярности  и церемонности. Даже светской  даме, делая реверанс, следовало  выполнить его изящно и согласовать  в то же время с рангом  того лица, к которому он относился.  Мужчины оставались в шляпе  во время визитов и даже  за столом. За чьё-нибудь здоровье  пили стоя или опустившись  на колено, но обязательно с  обнажённой шпагой в руке и  без шляпы.  

   На парадных  обедах сотрапезники рассаживались  в один ряд: знатнейший из  присутствующих занимал место  на почётном конце стола и  не имел соседей с правой  стороны. По его левую руку  садился следующий по знатности  гость, и так далее до противоположного  конца стола. Хозяин дома занимал  место в зависимости от своего  титула и положения. 

    Очень  распространены были поцелуи.  Они служили не только обычным  приветствием, но вместе с объятиями  заменяли собой поздравления, выражение  благодарности и дружеские излияния. 

    Руководство  хорошего тона 1640 года рекомендовало  мыть руки каждый день, а лицо  почти так же часто, а руководство  1673 года – советовало придворным "держать в чистоте волосы, глаза, зубы, руки, и даже ноги, особенно летом, чтобы не вызвать  тошноты у своих собеседников". 

    Разумеется, этикет сегодняшнего дня далёк  от хороших манер времён французского  короля. Но всё же, заметим, что  значительная часть его правил  пришла к нам из истории,  а некоторые – даже из древней  истории. Современный этикет наследует  обычаи и традиции поведения  всех народов. Со времён Древнего  Рима пришёл к нам обычай  гостеприимства. Столовые приборы,  правилами пользования которыми  порой пренебрегают, были в почёте  уже у древних египтян. А  умение есть красиво и бесшумно  всегда считалось необходимым  компонентом культуры, большим достоинством. 

    В позднее  средневековье правила этикета  приобретают характер закона, разумеется, только для дворянства. С XVIII века  начинают печатать пособия по  этикету. При Петре I трижды  издавали книжку для юношества  "Юности честное зерцало, или  Показания к житейскому обхождению". В ней вслед за азбукой и  арифметикой излагались правила,  как сидеть за столом и управляться  с вилкой и ножом, на каком  расстоянии снимать шляпу при  встрече со знакомыми и т.  д. Любопытны рекомендации о  поведении в общественных местах  и за столом: "Никто не имеет  право повеся голову и потупя  глаза вниз по улице ходить  или на людей косо взглядывать,  но прямо и не согнувшись  ступать". Или другое: "Над ествою  не чавкай как свинья и головы  не чиши, не проглотя куска  не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкаться и кашлять  не пригоже". Этикет прямо был  соотнесён с нравственными отношениями. 

    Разработкой  правил этикета в сочетании  с критикой его сословного, унижающего  достоинство простых людей характера  занимались великие просветители, литераторы. 

    Современный  этикет наследует обычаи практически  всех народов от седой древности  до наших дней. В основе эти  правила поведения являются всеобщими,  поскольку они соблюдаются представителями  не только какого-то данного  общества, но и представителями  самых различных социально-политических  систем, существующих в современном  мире. Народы каждой страны вносят  в этикет свои поправки и  дополнения, обусловленные общественным  строем страны, спецификой ее  исторического строения, национальными  традициями и обычаями.

3. Культура поведения  и нравственность

    В последние  десятилетия активно возрождается  интерес к культуре поведения,  особенно у молодежи. Молодые  люди хотят знать, как себя  вести в разных случаях жизни,  как говорить, как двигаться, как  вести себя в общественном  месте… 

    Но интерес  возник не сразу. Мы ежедневно  встречаемся со многими людьми. И от того, как протекают эти  встречи, во многом зависят  и настроение людей, и наши  будущие отношения с ними. В  этикете нет мелочей. Один и  тот же поступок, даже незначительно  нарушающий общепринятые нормы,  одними воспринимается безразлично,  а иными – с обидой. Поэтому  лучше во всех ситуациях стремиться  к максимальной вежливости. 

   Вежливым  называют поведение, соответствующее  принятым в данном обществе  правилам приличия и манерам,  которые в значительной мере  менялись исторически, да и  сегодня весьма различны у разных народов. Но за всей этой пестротой правил и форм поведения проступает то, что является главным в вежливости: внимание и уважение к окружающим. 

    А воспитанность?  Чем же она отличается от  вежливости? Можно сказать так:  воспитанность – это вежливость, перешедшая в привычку, ставшая  второй натурой. Есть разница  между просто вежливым человеком  и человеком. 

    Воспитанный  человек, не задумываясь, автоматически  делает то, о чём "просто  вежливый" знает, но что не  всегда делает: при обращении  к нему старшего, поднимается  с места, если тот говорит  стоя; пропускает вперёд женщину;  снимает головной убор там,  где его полагается снимать;  уступает место и т.п. "Просто  вежливый" иногда это сделает, иногда – нет. В зависимости от настроения и обстоятельств. Думаю, понятно, что настоящая культура имеет место лишь там, где появляется воспитанность, где правила этикета, внешней культуры, вежливого поведения, становятся внутренней потребностью, воплощаются в характере, становятся неотъемлемыми его чертами.

Различают несколько  видов этикета, основным из которых  являются:

- придворный этикет  – строго регламентируемый порядок  и формы обхождения, установленные  при дворах монархов; 

-  дипломатический  этикет – специфическая форма  поведения дипломатов и других  официальных лиц при контактах  друг с другом на различных  дипломатических приемах, визитах,  переговорах; 

- воинский этикет - свод общепринятых в армии  правил, норм и манер поведения  военнослужащих во всех сферах  их деятельности; 

-  общегражданский  этикет - совокупность правил, традиций  и условностей, соблюдаемых гражданами  при общении друг с другом.

   Большинство  правил дипломатического, воинского  и общегражданского этикета в  той или иной мере совпадают.  Отличие между ними состоит  в том, что соблюдению правил  этикета дипломатами придается  большее значение, поскольку отступление  от них или нарушение этих  правил может причинить ущерб  престижу страны или ее официальным  представителям и привести к  осложнениям во взаимоотношениях  государств. 

    Придворный  этикет строго соблюдается как  установленный порядок и форма  обхождения при дворах монархов, однако сохраняется только в  монархических странах. 

   По мере  изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры  одни правила поведения сменяются  другими. То, что раньше считалось  неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета  не являются абсолютными: соблюдение  их зависит от места, времени  и обстоятельств. Поведение, недопустимое  в одном месте и при одних  обстоятельствах, может быть уместным  в другом месте и при других  обстоятельствах. Умение правильно  вести себя в обществе имеет  очень большое значение: оно облегчает  установление контактов, способствует  достижению взаимопонимания, создает  хорошие, устойчивые взаимоотношения. 

   Каждое действие, каждое обращение необходимо, как  Вы знаете, сопровождать уместными  к случаю ритуалами, "волшебными  словами": пожалуйста, благодарю  вас и др. Это элементарная  вежливость, которую, на мой взгляд, необходимо выполнять каждому.  Ведь не так уж это и сложно  – пожелать человеку доброго  утра и спокойной ночи, хорошего  здоровья и приятного аппетита, благодарить за помощь или  услугу, и уметь произносить слова  извинения, если не прав.  

   Необходимо  всегда помнить одно мудрое  изречение: "Основное положения всякой морали: делай для твоего ближнего то же, что ты хочешь, чтобы он делал для тебя…" (К. Либкнехт). Важно лишь всегда помнить, что сущность и значение этикета определяются внутренней готовностью одного человека помочь другому и тем, что называется деликатностью, тактичностью. Другими словами, не навязывать своего общества, оставаясь вежливым; стремиться не мешать другим, оставаясь свободным в совершении собственных действий. А это значит, в конце концов, что нельзя шуметь и перебивать в разговоре других. Желая высказать свое мнение (в том числе и возражение, несогласие со словами или действиями других), надо предварительно осведомиться, сказал ли собеседник все, что он хотел, готов ли он выслушать Вас.  

    Этикет  включает в себя не только  словесные формы выражения вежливости  и сочувствия. Этикет слова и  действия не должен вступать  в противоречие с внешним видом  человека, его одеждой. Иными словами,  этикет полностью не соблюден, если – при всей правильности  и вежливости поведения – молодые  люди являются в театр в  джинсах и пестрых майках. Еще  хуже, если в яркой экстравагантной одежде кто-нибудь присоединится к похоронной процессии. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и ведёт себя соответственно. 

    Одеваясь (и даже ещё раньше – приобретая  одежду), надо иметь в виду, что  одежда, походка, манера стоять, сидеть, даже смеяться, образуют своеобразную  знаковую систему; так или иначе  одетый человек о чем-то заявляет, что-то сообщает о себе другим. Например, свадебное платье, праздничный костюм – знаки предстоящего торжества; спортивный костюм, теннисная ракетка в руках "говорят", что человек – спортсмен; небрежная прическа и неопрятные джинсы – о том, что человек пренебрегает эстетическими чувствами других. Грязь под ногтями и запачканная одежда вовсе не сигнализирует о принадлежности человека к рабочему классу. Они просто неряхи, которым недоступны ни правила личной гигиены, ни понятия об эстетике внешнего вида. Громкие переговоры во время киносеанса, неснятая в помещении шапка – признаки невоспитанности и эгоизма. 

    "По  одежде встречают, по уму провожают", гласит русская народная мудрость. Другими словами, в общении  важны и внешний вид, и сказанные  слова. Этикет, как уже упоминалось,  регулирует общение, взаимодействие  людей. Быть хорошим собеседником  значит знать предмет разговора,  то есть понимать, о чём говоришь, и излагать собственные суждения  не только правильно, но и  интересно, без занудства. Надо  серьезно, с умом относится к  этикету, к умению общаться. Правило  довольно просто: то, что может  быть неприятно Вам, неприятно  окружающим. 

    Умение  управлять своими эмоциями приобретает  важное значение при общении с людьми. Воспитанный и культурный человек никогда не выплескивает своё плохое и очень хорошее настроение на окружающих. Хорошие манеры подразумевают, что обладатель их ни словом, ни действием, ни взглядом не покажет своего раздражения и недовольства, а лучшим средством подавить в себе неприятные эмоции являются доброжелательность, внимание, умение выслушать собеседника, помочь ему в случае необходимости. Очень ценится в этикете улыбка. 

Информация о работе Оценка культуры