Оценивая культурный
уровень того или иного человека,
мы в первую очередь имеем в
виду его внешние проявления, то
есть поведение. Случайные, мимолётные
встречи с незнакомыми людьми
на улице, в городском транспорте,
в магазине, могут оказаться для
нас приятными или наоборот огорчить.
Культурный
человек, прежде всего, должен
быть вежлив. Нередко цитируют
слова Сервантеса: "Ничто не
стоит нам так дёшево и не
ценится людьми так дорого, как
вежливость". Вежливость, возможно,
не самая важная из добродетелей.
Гораздо труднее быть, например,
принципиальным, справедливым, мужественным.
Но стоит вспомнить, насколько
облегчает людям жизнь вежливость
и насколько усложняют и даже
отравляют её грубость, хамство.
Значение вежливости в человеческом общении
трудно переоценить.
2.
Из истории этикета
Этикет
– слово французского происхождения.
На одном из пышных и изысканных
приёмов у короля Людовика XIV гостям
вручали карточки с перечислением
некоторых требуемых от них
правил поведения. От французского
названия карточек – "этикеток"
и произошло слово "этикет",
вошедшее впоследствии в языки
многих стран. Понятие "этикет"
включает в себя форму, манеру
поведения, правила вежливости, принятые
в том обществе, где живёт каждый
из нас.
Значительная
часть правил этикета пришла
к нам из прошлого, и даже
из древнего мира. Бесполезные
и незначительные правила, отсеивались
по мере исторического развития,
сохранялись для потомков лишь
наиболее рациональные из них,
проверенные временем.
Например,
у скандинавов мы заимствовали
также правило предоставлять
почётные места за столом женщинам
и наиболее уважаемым гостям.
Нравы
французского дворянства в XVII
веке представляли собой смесь
дерзости и галантности, фамильярности
и церемонности. Даже светской
даме, делая реверанс, следовало
выполнить его изящно и согласовать
в то же время с рангом
того лица, к которому он относился.
Мужчины оставались в шляпе
во время визитов и даже
за столом. За чьё-нибудь здоровье
пили стоя или опустившись
на колено, но обязательно с
обнажённой шпагой в руке и
без шляпы.
На парадных
обедах сотрапезники рассаживались
в один ряд: знатнейший из
присутствующих занимал место
на почётном конце стола и
не имел соседей с правой
стороны. По его левую руку
садился следующий по знатности
гость, и так далее до противоположного
конца стола. Хозяин дома занимал
место в зависимости от своего
титула и положения.
Очень
распространены были поцелуи.
Они служили не только обычным
приветствием, но вместе с объятиями
заменяли собой поздравления, выражение
благодарности и дружеские излияния.
Руководство
хорошего тона 1640 года рекомендовало
мыть руки каждый день, а лицо
почти так же часто, а руководство
1673 года – советовало придворным
"держать в чистоте волосы,
глаза, зубы, руки, и даже ноги,
особенно летом, чтобы не вызвать
тошноты у своих собеседников".
Разумеется,
этикет сегодняшнего дня далёк
от хороших манер времён французского
короля. Но всё же, заметим, что
значительная часть его правил
пришла к нам из истории,
а некоторые – даже из древней
истории. Современный этикет наследует
обычаи и традиции поведения
всех народов. Со времён Древнего
Рима пришёл к нам обычай
гостеприимства. Столовые приборы,
правилами пользования которыми
порой пренебрегают, были в почёте
уже у древних египтян. А
умение есть красиво и бесшумно
всегда считалось необходимым
компонентом культуры, большим достоинством.
В позднее
средневековье правила этикета
приобретают характер закона, разумеется,
только для дворянства. С XVIII века
начинают печатать пособия по
этикету. При Петре I трижды
издавали книжку для юношества
"Юности честное зерцало, или
Показания к житейскому обхождению".
В ней вслед за азбукой и
арифметикой излагались правила,
как сидеть за столом и управляться
с вилкой и ножом, на каком
расстоянии снимать шляпу при
встрече со знакомыми и т.
д. Любопытны рекомендации о
поведении в общественных местах
и за столом: "Никто не имеет
право повеся голову и потупя
глаза вниз по улице ходить
или на людей косо взглядывать,
но прямо и не согнувшись
ступать". Или другое: "Над ествою
не чавкай как свинья и головы
не чиши, не проглотя куска
не говори, ибо так делают невежи.
Часто чихать, сморкаться и кашлять
не пригоже". Этикет прямо был
соотнесён с нравственными отношениями.
Разработкой
правил этикета в сочетании
с критикой его сословного, унижающего
достоинство простых людей характера
занимались великие просветители,
литераторы.
Современный
этикет наследует обычаи практически
всех народов от седой древности
до наших дней. В основе эти
правила поведения являются всеобщими,
поскольку они соблюдаются представителями
не только какого-то данного
общества, но и представителями
самых различных социально-политических
систем, существующих в современном
мире. Народы каждой страны вносят
в этикет свои поправки и
дополнения, обусловленные общественным
строем страны, спецификой ее
исторического строения, национальными
традициями и обычаями.
3. Культура поведения
и нравственность
В последние
десятилетия активно возрождается
интерес к культуре поведения,
особенно у молодежи. Молодые
люди хотят знать, как себя
вести в разных случаях жизни,
как говорить, как двигаться, как
вести себя в общественном
месте…
Но интерес
возник не сразу. Мы ежедневно
встречаемся со многими людьми.
И от того, как протекают эти
встречи, во многом зависят
и настроение людей, и наши
будущие отношения с ними. В
этикете нет мелочей. Один и
тот же поступок, даже незначительно
нарушающий общепринятые нормы,
одними воспринимается безразлично,
а иными – с обидой. Поэтому
лучше во всех ситуациях стремиться
к максимальной вежливости.
Вежливым
называют поведение, соответствующее
принятым в данном обществе
правилам приличия и манерам,
которые в значительной мере
менялись исторически, да и
сегодня весьма различны у разных народов.
Но за всей этой пестротой правил и форм
поведения проступает то, что является
главным в вежливости: внимание и уважение
к окружающим.
А воспитанность?
Чем же она отличается от
вежливости? Можно сказать так:
воспитанность – это вежливость,
перешедшая в привычку, ставшая
второй натурой. Есть разница
между просто вежливым человеком
и человеком.
Воспитанный
человек, не задумываясь, автоматически
делает то, о чём "просто
вежливый" знает, но что не
всегда делает: при обращении
к нему старшего, поднимается
с места, если тот говорит
стоя; пропускает вперёд женщину;
снимает головной убор там,
где его полагается снимать;
уступает место и т.п. "Просто
вежливый" иногда это сделает, иногда
– нет. В зависимости от настроения и обстоятельств.
Думаю, понятно, что настоящая культура
имеет место лишь там, где появляется воспитанность,
где правила этикета, внешней культуры,
вежливого поведения, становятся внутренней
потребностью, воплощаются в характере,
становятся неотъемлемыми его чертами.
Различают несколько
видов этикета, основным из которых
являются:
- придворный этикет
– строго регламентируемый порядок
и формы обхождения, установленные
при дворах монархов;
- дипломатический
этикет – специфическая форма
поведения дипломатов и других
официальных лиц при контактах
друг с другом на различных
дипломатических приемах, визитах,
переговорах;
- воинский этикет
- свод общепринятых в армии
правил, норм и манер поведения
военнослужащих во всех сферах
их деятельности;
- общегражданский
этикет - совокупность правил, традиций
и условностей, соблюдаемых гражданами
при общении друг с другом.
Большинство
правил дипломатического, воинского
и общегражданского этикета в
той или иной мере совпадают.
Отличие между ними состоит
в том, что соблюдению правил
этикета дипломатами придается
большее значение, поскольку отступление
от них или нарушение этих
правил может причинить ущерб
престижу страны или ее официальным
представителям и привести к
осложнениям во взаимоотношениях
государств.
Придворный
этикет строго соблюдается как
установленный порядок и форма
обхождения при дворах монархов,
однако сохраняется только в
монархических странах.
По мере
изменений условий жизни человечества,
роста образований и культуры
одни правила поведения сменяются
другими. То, что раньше считалось
неприличным, становиться общепринятым,
и наоборот. Но требования этикета
не являются абсолютными: соблюдение
их зависит от места, времени
и обстоятельств. Поведение, недопустимое
в одном месте и при одних
обстоятельствах, может быть уместным
в другом месте и при других
обстоятельствах. Умение правильно
вести себя в обществе имеет
очень большое значение: оно облегчает
установление контактов, способствует
достижению взаимопонимания, создает
хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Каждое действие,
каждое обращение необходимо, как
Вы знаете, сопровождать уместными
к случаю ритуалами, "волшебными
словами": пожалуйста, благодарю
вас и др. Это элементарная
вежливость, которую, на мой взгляд,
необходимо выполнять каждому.
Ведь не так уж это и сложно
– пожелать человеку доброго
утра и спокойной ночи, хорошего
здоровья и приятного аппетита,
благодарить за помощь или
услугу, и уметь произносить слова
извинения, если не прав.
Необходимо
всегда помнить одно мудрое
изречение: "Основное положения всякой
морали: делай для твоего ближнего то же,
что ты хочешь, чтобы он делал для тебя…"
(К. Либкнехт). Важно лишь всегда помнить,
что сущность и значение этикета определяются
внутренней готовностью одного человека
помочь другому и тем, что называется деликатностью,
тактичностью. Другими словами, не навязывать
своего общества, оставаясь вежливым;
стремиться не мешать другим, оставаясь
свободным в совершении собственных действий.
А это значит, в конце концов, что нельзя
шуметь и перебивать в разговоре других.
Желая высказать свое мнение (в том числе
и возражение, несогласие со словами или
действиями других), надо предварительно
осведомиться, сказал ли собеседник все,
что он хотел, готов ли он выслушать Вас.
Этикет
включает в себя не только
словесные формы выражения вежливости
и сочувствия. Этикет слова и
действия не должен вступать
в противоречие с внешним видом
человека, его одеждой. Иными словами,
этикет полностью не соблюден,
если – при всей правильности
и вежливости поведения – молодые
люди являются в театр в
джинсах и пестрых майках. Еще
хуже, если в яркой экстравагантной одежде
кто-нибудь присоединится к похоронной
процессии. Благоприятное впечатление
производит хорошо, со вкусом одетый вежливый
человек, который знает, как держаться
в любых обстоятельствах, и ведёт себя
соответственно.
Одеваясь
(и даже ещё раньше – приобретая
одежду), надо иметь в виду, что
одежда, походка, манера стоять, сидеть,
даже смеяться, образуют своеобразную
знаковую систему; так или иначе
одетый человек о чем-то заявляет,
что-то сообщает о себе другим.
Например, свадебное платье, праздничный
костюм – знаки предстоящего торжества;
спортивный костюм, теннисная ракетка
в руках "говорят", что человек –
спортсмен; небрежная прическа и неопрятные
джинсы – о том, что человек пренебрегает
эстетическими чувствами других. Грязь
под ногтями и запачканная одежда вовсе
не сигнализирует о принадлежности человека
к рабочему классу. Они просто неряхи,
которым недоступны ни правила личной
гигиены, ни понятия об эстетике внешнего
вида. Громкие переговоры во время киносеанса,
неснятая в помещении шапка – признаки
невоспитанности и эгоизма.
"По
одежде встречают, по уму провожают",
гласит русская народная мудрость.
Другими словами, в общении
важны и внешний вид, и сказанные
слова. Этикет, как уже упоминалось,
регулирует общение, взаимодействие
людей. Быть хорошим собеседником
значит знать предмет разговора,
то есть понимать, о чём говоришь,
и излагать собственные суждения
не только правильно, но и
интересно, без занудства. Надо
серьезно, с умом относится к
этикету, к умению общаться. Правило
довольно просто: то, что может
быть неприятно Вам, неприятно
окружающим.
Умение
управлять своими эмоциями приобретает
важное значение при общении с людьми.
Воспитанный и культурный человек никогда
не выплескивает своё плохое и очень хорошее
настроение на окружающих. Хорошие манеры
подразумевают, что обладатель их ни словом,
ни действием, ни взглядом не покажет своего
раздражения и недовольства, а лучшим
средством подавить в себе неприятные
эмоции являются доброжелательность,
внимание, умение выслушать собеседника,
помочь ему в случае необходимости. Очень
ценится в этикете улыбка.