Первобытная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 21:11, контрольная работа

Краткое описание

Мифы возникли потому, что человек не мог объяснить окружающий мир. Но мифы, в отличие от самого первобытного человека, не остались в прошлом. Произошло это потому, что мифологический мир обладает особой, универсальной, очень привлекательной в чисто человеческом отношении ценностью. Ведь никакое общество в принципе не может существовать, если основная масса его граждан не готова выступить на его защиту, спокойно подчиняться его законам (какие бы мифологические представления лежали в основе этих законов!), следовать его нормам, традициям, обычаям, наконец, если она не испытывает удовлетворения от принадлежности к миру этого общества как своему миру.

Содержание

Введение 3
1 Специфика архаичной культуры. Культурный синкретизм 6
2 Материальная культура первобытного общества 10
3 Миф как форма культуры. Миф и магия 15
4 Ранние формы религиозного сознания: тотемизм, анимизм, фетишизм 18
Заключение 21
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

    Также о нерасчлененности первобытного сознания говорит и С.А. Токарев. Такая нерасчлененность, по его мнению, составляет наиболее заметный и существенный признак первобытной культуры. Первобытное искусство пронизано магическими представлениями. Музыка, пляски, театральные действа непосредственно связаны с трудовой деятельностью, охотой, войной. «Нерасчлененность первобытного общественного сознания была закономерным порождением нерасчлененности самого общественного бытия».

    Тем не менее, существует ряд точек зрения, согласно которым к понятию первобытного синкретизма необходимо относиться критически. Сторонником таких взглядов является А.Ф.Еремеев. В своей работе «Первобытная культура: происхождение, особенности, структура» он определяет теорию первобытного синкретизма как неясную и произвольную в самих своих основаниях. «Теория синкретизма в любом своем виде смешивает методологические карты, как конкретных наук, так и следующих из них интегралов, и человеческая история начинает напоминать диффузные беспорядочные движения без каких-либо качественно определенных образований типа бытие, сознание, культура, религия, искусство».

 

    

    2 Материальная культура  первобытного общества 

    Биологическая эволюция человека завершилась примерно 40 тысяч лет тому назад. Некоторые  ученые отодвигают эту границу до 80 тысяч лет. Тем не менее, где-то в тех временных границах начинается становление и развитие социума – существа социального. Для его деятельности, образа жизни присущ синкретический характер, органическая слитность материальных и духовных деяний. Остановимся на тех аспектах становления древнего человека, которые связаны с изготовлением и использованием простых орудий труда, появлением видов хозяйственной деятельности и формированием повседневных условий жизни. На начальном этапе используются, прежде всего, каменные орудия, поэтому этот период называют каменным веком.

    Основные  периоды каменного века:

    Палеолит – (гр. palaios древний + гр. lithos камень) – это начальный древнейший этап рассматриваемого века, когда люди питались готовыми дарами природы, используя для их получения подручные средства – камни, палки. Начало палеолита совпадает с появлением на Земле древнейших обезьяноподобных людей. Завершается палеолит – 35 – 33 тысячи лет до рождения Христа.

  Мезолит – (гр. mesos средний, промежуточный + гр. lithos камень) – эпоха каменного века между палеолитом и неолитом. Человек того времени применяет микролиты (миниатюрные каменные орудия) и отбитые рубящие орудия. Совершенствовались приемы обработки камня, вовлекались в производство другие материалы – дерево, кость, кожа и т.д. Тогда появились лук и стрелы. Менялись в ходе производственной деятельности и сами люди, организация человеческого общества.

  Неолит – (гр. neos новый + lithos камень) – завершающий период каменного века, когда заканчивается использование каменных орудий труда. Хозяйственная деятельность человека переходит от присваивающей к добывающей экономике. Это время совершения «неолитической революции», связанной с началом развития скотоводства и земледелия. Развитие указанных видов хозяйственной деятельности, а также ремесел привело к общественному разделению труда, что является основой для возникновения операций товарообмена. Это способствовало разложению больших трудовых коллективов на мелкие – семейные, появлению частной собственности на средства производства и результаты труда, а, в конечном счете, явилось одним из факторов, приведших к образованию государства. Большая часть культур неолита Европы и Азии датируется 6 – 4 тысячелетиями до нашей эры.

    Энеолит – (лат. aeneus медный + lithos камень) – меднокаменный век, время перехода от камня к бронзе: каменные орудия вытесняются медными и бронзовыми. Датируются 4 тысячелетием до нашей эры.

    Энеолит сменяется бронзовым веком. С конца 4 тысячелетия до нашей эры.

    Далее следует железный век, завершающий первобытную и раннеклассовую историю человечества.

    Материальная  культура: орудия труда (рисунок 1), способы обработки и использования.

 

Рисунок 1 – Орудия кроманьонцев 

    Возникновение материальной культуры связано, прежде всего, с созданием и совершенствованием орудий труда. Их было два вида:

  • первичные – палка, камень, копье, дубина и т.п., с помощью которых добывалась пища;
  • вторичные – с помощью которых создавались первичные орудия; обработанный камень, с помощью которого можно было сделать заостренную палку, копье и др.

    Вторичные орудия составляют ту специфическую  искусственную среду, которая создается не природой, а человекообразным существом и являет собою начало возникновения культуры.

    Первые  каменные орудия труда – это расколотая галька, затем появляются грубо заостренные  крупные рубила. В гальке предок человека нашел то вещество природы, с помощью которого можно было воздействовать на другие вещества, изменять их. Только камень обладал твердостью и весом, качествами, нужными для обработки дерева, кости и других предметов, а также для добывания пищи.

    Первым  способом изменения естественной формы  камня, приспособления его для «работы», был удар. Среди пород камня  предпочтение давалось кремню, а при  отсутствии – применялись риолит, базальт, порфир и другие.

    Орудия  из камня найдены на территориях  Франции, Бельгии, Англии, Алжира, Индии, Вьетнама, Армении, Узбекистана, Южного Казахстана, Сибири и других районов.

    Какие орудия труда изготовлялись из камня?

    Первыми делались так называемые галечные орудия труда. Форма у них шаровидная, яйцевидная, дисковая. Использовались для разбивания орехов, размельчения и растирания твердых плодов, а также в качестве метательных снарядов.

    Другие  – последующие орудия труда - кремневые рубила – производились путем заострения рабочего конца орудия.

    Постепенно  круг расширяется: делаются ножи, скрепки, резцы, проколки. С совершенствованием техники обработки изготавливаются топоры, наконечники, сверла, серпы и т.д.

    Для обработки камня кроме удара  применяется огонь (нагреваются  заготовки на углях, потом обрабатываются). Затем – сверление, для изготовления бус и поделок из камня, пиление, шлифовка и полирование, точечная техника для выдалбливания каменных ступок и других целей.

    С расширением технических приемов  обработки появляется большая мускульная сила, особенно – сила кистей рук. Мустьерский человек (периода среднего палеолита, времени максимального оледенения Европы), по мнению ученых, проводивших модельный эксперимент, обладал силой сжатия пальцев превосходившей среднюю силу кисти современного человека в 6 – 7 раз.

    Будучи  сильным человеком той эпохи он применял самые разные приемы обработки, техники, в том числе давления, с силой нажатия до 150 кг.

    Он  совершенствовал орудия труда:

   - монтировал каменные орудия в  роговые, костяные, деревянные рукоятки, - находил рациональную форму, - увеличивал до предела их вес, делал кремневые орудия «гигантолиты», достигавшие веса до 8 кг. Вероятно, их использовали для разрушения, разбивания костей мамонта;

   - совершал и «тонкую работу»,  делал микролиты, вес которых  исчислялся граммами.

    Развитие  техники проявляется и в увеличении количества операций и действий при создании орудий труда, усложнялась их конструкция, более разнообразными становились составляющие их компоненты: детали, делались из дерева, кожи, кости, камня и даже вяжущих веществ.

    Важная особенность развития техники заключалась в росте механической мощности орудий: человек постоянно искал способы повышения силы физического воздействия:

   а) увеличивал вес ударных орудий;

   б) землевладельцы древней Океании, например, улучшили землекопалку, изготовляя ее с уступом из крепкого древесного сука; при работе нажимал на уступ ногой, используя вес тела;

   в) применял рычаг;

   г) применял отдельные бревна, плоты, долбленые  лодки в качестве транспортного  средства, ускорял возможности передвижения. 

    3 Миф как форма культуры. Миф и магия 

    В обыденном сознании слово «миф»  ассоциируется с рассказами (почти  что сказками) о богах и героях. При этом предполагается, что миф  принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому. Однако ни то ни другое – неверно. Во-первых, миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия. А, во-вторых, миф есть не только исторически первая форма культуры. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души. Поэтому современное изучение мифа продиктовано не только интересами чистого разума, но и жгучей потребностью человека разобраться в смысловых основах собственного бытия.

    Исследование  мифа как формы культуры и изменения  человеческой души занимает важное место в культурологи.

    Миф – это способ человеческого бытия  и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с  миром; человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает и переживает явления природы как одушевленные существа.

    Иными словами, миф есть не что иное, как  проекция человеческой души вовне, в  космическое целое. Космос – это  древний образ мироздания, в котором  человек не «царь природы», а всего  лишь ее часть. И чтобы выжить в этом мифологическом космосе, человек должен найти себе могучих покровителей среди населяющих его существ. Эти покровители становятся его богами, которым он приносит жертвы и перед которыми испытывает одновременно и страх и надежду. В роли таких богов оказываются наиболее значимые для конкретного племени силы и явления природы, одушевленные мифологическим воображением.

    В мифе не только человек зависит от мироздания, но и мироздание зависит  от человека. Мистическая сопричастноть  носит двусторонний характер, и если две вещи или два существа мистически причастны друг к другу, то судьба каждого из них действенным образом связана с судьбой другого. Если смысловая связь неотличима от причинной, то можно влиять на вещи, обращаясь не к ним самим, а к их символам. В этом и состоит сущность и основная идея магии.

    Магия – это способ воздействия на вещи через использование не их объективных  свойств, а их мистической сопричастности друг к другу. В магии мистическая  связь выступает как орудие человеческой воли. Отсюда понятно, почему в мифе такое значение обретает жест, ритуал, слово. Ведь и жест, и ритуал, и слово магически связаны с миром грозных божественных сил, они могут вызвать их гнев, а могут и усмирить их. Да и само слово не есть просто слово в нашем понимании. Слово всегда мистически связано с обозначаемым предметом или явлением, это слово – магический символ, слово – заклинание и неосторожное обращение со словом может грозить мировыми катастрофами. «В …древнюю эпоху «злое слово» считалось опаснее «меча». Так в карельских эпических песнях древнейший герой Вейнемейнен не пользуется мечом, а всего добивается словом, песней. А более молодой герой – богатырь Лемминкяйнен хотя еще пользуется песней – заклинанием, как оружием в поединке, но уже берется и за меч».  Древний человек особенно опасался, что не только его вещи, но и его имя может быть магически использовано против него. Ведь имя мистически причастно своему владельцу; зная настоящее имя бога или колдуна, можно обрести над ними магическую власть. Отсюда – скрывание героями древних сказаний своего подлинного имени. Но простому человеку надо опасаться произнести имя священных существ и демонов, ибо само произнесение имени может вызвать их.

    Итак, магическое управление природой подменяло  собой реальное, практическое овладение ее силами. Однако этот факт вовсе не свидетельствует о никчемности первобытной магии, как это может показаться высокомерному рассудку современного человека. Конечно же, мы не имеем в виду, что надо согласиться с основами магии и объявить ее полноправной конкуренткой науки, как это иногда делают современные сторонники оккультизма. Речь идет о другом. Магия не могла влиять на объективные свойства вещей, но она в полной мере владела психикой первобытного человека. Магические слова и обряды воздействовали на человека – и не на его разум, который был еще слишком слаб и неразвит, а на его бессознательное. Магия не могла физически вызвать дождь или обеспечить урожай, но она внушала людям сплоченность, оптимизм, «программировала» их бессознательное на успех в трудном и опасном деле. «Функция магии, - отмечает Б. Малиновский, - заключается в … поддержании веры в победу надежды над отчаянием».

Информация о работе Первобытная культура