Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 21:11, контрольная работа
Мифы возникли потому, что человек не мог объяснить окружающий мир. Но мифы, в отличие от самого первобытного человека, не остались в прошлом. Произошло это потому, что мифологический мир обладает особой, универсальной, очень привлекательной в чисто человеческом отношении ценностью. Ведь никакое общество в принципе не может существовать, если основная масса его граждан не готова выступить на его защиту, спокойно подчиняться его законам (какие бы мифологические представления лежали в основе этих законов!), следовать его нормам, традициям, обычаям, наконец, если она не испытывает удовлетворения от принадлежности к миру этого общества как своему миру.
Введение 3
1 Специфика архаичной культуры. Культурный синкретизм 6
2 Материальная культура первобытного общества 10
3 Миф как форма культуры. Миф и магия 15
4 Ранние формы религиозного сознания: тотемизм, анимизм, фетишизм 18
Заключение 21
Список использованной литературы
Также о нерасчлененности первобытного сознания говорит и С.А. Токарев. Такая нерасчлененность, по его мнению, составляет наиболее заметный и существенный признак первобытной культуры. Первобытное искусство пронизано магическими представлениями. Музыка, пляски, театральные действа непосредственно связаны с трудовой деятельностью, охотой, войной. «Нерасчлененность первобытного общественного сознания была закономерным порождением нерасчлененности самого общественного бытия».
Тем не менее, существует ряд точек зрения, согласно которым к понятию первобытного синкретизма необходимо относиться критически. Сторонником таких взглядов является А.Ф.Еремеев. В своей работе «Первобытная культура: происхождение, особенности, структура» он определяет теорию первобытного синкретизма как неясную и произвольную в самих своих основаниях. «Теория синкретизма в любом своем виде смешивает методологические карты, как конкретных наук, так и следующих из них интегралов, и человеческая история начинает напоминать диффузные беспорядочные движения без каких-либо качественно определенных образований типа бытие, сознание, культура, религия, искусство».
2
Материальная культура
первобытного общества
Биологическая эволюция человека завершилась примерно 40 тысяч лет тому назад. Некоторые ученые отодвигают эту границу до 80 тысяч лет. Тем не менее, где-то в тех временных границах начинается становление и развитие социума – существа социального. Для его деятельности, образа жизни присущ синкретический характер, органическая слитность материальных и духовных деяний. Остановимся на тех аспектах становления древнего человека, которые связаны с изготовлением и использованием простых орудий труда, появлением видов хозяйственной деятельности и формированием повседневных условий жизни. На начальном этапе используются, прежде всего, каменные орудия, поэтому этот период называют каменным веком.
Основные периоды каменного века:
Палеолит – (гр. palaios древний + гр. lithos камень) – это начальный древнейший этап рассматриваемого века, когда люди питались готовыми дарами природы, используя для их получения подручные средства – камни, палки. Начало палеолита совпадает с появлением на Земле древнейших обезьяноподобных людей. Завершается палеолит – 35 – 33 тысячи лет до рождения Христа.
Мезолит – (гр. mesos средний, промежуточный + гр. lithos камень) – эпоха каменного века между палеолитом и неолитом. Человек того времени применяет микролиты (миниатюрные каменные орудия) и отбитые рубящие орудия. Совершенствовались приемы обработки камня, вовлекались в производство другие материалы – дерево, кость, кожа и т.д. Тогда появились лук и стрелы. Менялись в ходе производственной деятельности и сами люди, организация человеческого общества.
Неолит – (гр. neos новый + lithos камень) – завершающий период каменного века, когда заканчивается использование каменных орудий труда. Хозяйственная деятельность человека переходит от присваивающей к добывающей экономике. Это время совершения «неолитической революции», связанной с началом развития скотоводства и земледелия. Развитие указанных видов хозяйственной деятельности, а также ремесел привело к общественному разделению труда, что является основой для возникновения операций товарообмена. Это способствовало разложению больших трудовых коллективов на мелкие – семейные, появлению частной собственности на средства производства и результаты труда, а, в конечном счете, явилось одним из факторов, приведших к образованию государства. Большая часть культур неолита Европы и Азии датируется 6 – 4 тысячелетиями до нашей эры.
Энеолит – (лат. aeneus медный + lithos камень) – меднокаменный век, время перехода от камня к бронзе: каменные орудия вытесняются медными и бронзовыми. Датируются 4 тысячелетием до нашей эры.
Энеолит сменяется бронзовым веком. С конца 4 тысячелетия до нашей эры.
Далее следует железный век, завершающий первобытную и раннеклассовую историю человечества.
Материальная культура: орудия труда (рисунок 1), способы обработки и использования.
Рисунок 1 – Орудия
кроманьонцев
Возникновение материальной культуры связано, прежде всего, с созданием и совершенствованием орудий труда. Их было два вида:
Вторичные орудия составляют ту специфическую искусственную среду, которая создается не природой, а человекообразным существом и являет собою начало возникновения культуры.
Первые каменные орудия труда – это расколотая галька, затем появляются грубо заостренные крупные рубила. В гальке предок человека нашел то вещество природы, с помощью которого можно было воздействовать на другие вещества, изменять их. Только камень обладал твердостью и весом, качествами, нужными для обработки дерева, кости и других предметов, а также для добывания пищи.
Первым способом изменения естественной формы камня, приспособления его для «работы», был удар. Среди пород камня предпочтение давалось кремню, а при отсутствии – применялись риолит, базальт, порфир и другие.
Орудия из камня найдены на территориях Франции, Бельгии, Англии, Алжира, Индии, Вьетнама, Армении, Узбекистана, Южного Казахстана, Сибири и других районов.
Какие орудия труда изготовлялись из камня?
Первыми делались так называемые галечные орудия труда. Форма у них шаровидная, яйцевидная, дисковая. Использовались для разбивания орехов, размельчения и растирания твердых плодов, а также в качестве метательных снарядов.
Другие – последующие орудия труда - кремневые рубила – производились путем заострения рабочего конца орудия.
Постепенно круг расширяется: делаются ножи, скрепки, резцы, проколки. С совершенствованием техники обработки изготавливаются топоры, наконечники, сверла, серпы и т.д.
Для обработки камня кроме удара применяется огонь (нагреваются заготовки на углях, потом обрабатываются). Затем – сверление, для изготовления бус и поделок из камня, пиление, шлифовка и полирование, точечная техника для выдалбливания каменных ступок и других целей.
С
расширением технических
Будучи сильным человеком той эпохи он применял самые разные приемы обработки, техники, в том числе давления, с силой нажатия до 150 кг.
Он совершенствовал орудия труда:
- монтировал каменные орудия в роговые, костяные, деревянные рукоятки, - находил рациональную форму, - увеличивал до предела их вес, делал кремневые орудия «гигантолиты», достигавшие веса до 8 кг. Вероятно, их использовали для разрушения, разбивания костей мамонта;
- совершал и «тонкую работу», делал микролиты, вес которых исчислялся граммами.
Развитие техники проявляется и в увеличении количества операций и действий при создании орудий труда, усложнялась их конструкция, более разнообразными становились составляющие их компоненты: детали, делались из дерева, кожи, кости, камня и даже вяжущих веществ.
Важная особенность развития техники заключалась в росте механической мощности орудий: человек постоянно искал способы повышения силы физического воздействия:
а) увеличивал вес ударных орудий;
б) землевладельцы древней Океании, например, улучшили землекопалку, изготовляя ее с уступом из крепкого древесного сука; при работе нажимал на уступ ногой, используя вес тела;
в) применял рычаг;
г)
применял отдельные бревна, плоты, долбленые
лодки в качестве транспортного
средства, ускорял возможности
3
Миф как форма культуры.
Миф и магия
В обыденном сознании слово «миф» ассоциируется с рассказами (почти что сказками) о богах и героях. При этом предполагается, что миф принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому. Однако ни то ни другое – неверно. Во-первых, миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия. А, во-вторых, миф есть не только исторически первая форма культуры. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души. Поэтому современное изучение мифа продиктовано не только интересами чистого разума, но и жгучей потребностью человека разобраться в смысловых основах собственного бытия.
Исследование мифа как формы культуры и изменения человеческой души занимает важное место в культурологи.
Миф – это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает и переживает явления природы как одушевленные существа.
Иными словами, миф есть не что иное, как проекция человеческой души вовне, в космическое целое. Космос – это древний образ мироздания, в котором человек не «царь природы», а всего лишь ее часть. И чтобы выжить в этом мифологическом космосе, человек должен найти себе могучих покровителей среди населяющих его существ. Эти покровители становятся его богами, которым он приносит жертвы и перед которыми испытывает одновременно и страх и надежду. В роли таких богов оказываются наиболее значимые для конкретного племени силы и явления природы, одушевленные мифологическим воображением.
В мифе не только человек зависит от мироздания, но и мироздание зависит от человека. Мистическая сопричастноть носит двусторонний характер, и если две вещи или два существа мистически причастны друг к другу, то судьба каждого из них действенным образом связана с судьбой другого. Если смысловая связь неотличима от причинной, то можно влиять на вещи, обращаясь не к ним самим, а к их символам. В этом и состоит сущность и основная идея магии.
Магия – это способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг к другу. В магии мистическая связь выступает как орудие человеческой воли. Отсюда понятно, почему в мифе такое значение обретает жест, ритуал, слово. Ведь и жест, и ритуал, и слово магически связаны с миром грозных божественных сил, они могут вызвать их гнев, а могут и усмирить их. Да и само слово не есть просто слово в нашем понимании. Слово всегда мистически связано с обозначаемым предметом или явлением, это слово – магический символ, слово – заклинание и неосторожное обращение со словом может грозить мировыми катастрофами. «В …древнюю эпоху «злое слово» считалось опаснее «меча». Так в карельских эпических песнях древнейший герой Вейнемейнен не пользуется мечом, а всего добивается словом, песней. А более молодой герой – богатырь Лемминкяйнен хотя еще пользуется песней – заклинанием, как оружием в поединке, но уже берется и за меч». Древний человек особенно опасался, что не только его вещи, но и его имя может быть магически использовано против него. Ведь имя мистически причастно своему владельцу; зная настоящее имя бога или колдуна, можно обрести над ними магическую власть. Отсюда – скрывание героями древних сказаний своего подлинного имени. Но простому человеку надо опасаться произнести имя священных существ и демонов, ибо само произнесение имени может вызвать их.
Итак, магическое управление природой подменяло собой реальное, практическое овладение ее силами. Однако этот факт вовсе не свидетельствует о никчемности первобытной магии, как это может показаться высокомерному рассудку современного человека. Конечно же, мы не имеем в виду, что надо согласиться с основами магии и объявить ее полноправной конкуренткой науки, как это иногда делают современные сторонники оккультизма. Речь идет о другом. Магия не могла влиять на объективные свойства вещей, но она в полной мере владела психикой первобытного человека. Магические слова и обряды воздействовали на человека – и не на его разум, который был еще слишком слаб и неразвит, а на его бессознательное. Магия не могла физически вызвать дождь или обеспечить урожай, но она внушала людям сплоченность, оптимизм, «программировала» их бессознательное на успех в трудном и опасном деле. «Функция магии, - отмечает Б. Малиновский, - заключается в … поддержании веры в победу надежды над отчаянием».