Первобытная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 21:11, контрольная работа

Краткое описание

Мифы возникли потому, что человек не мог объяснить окружающий мир. Но мифы, в отличие от самого первобытного человека, не остались в прошлом. Произошло это потому, что мифологический мир обладает особой, универсальной, очень привлекательной в чисто человеческом отношении ценностью. Ведь никакое общество в принципе не может существовать, если основная масса его граждан не готова выступить на его защиту, спокойно подчиняться его законам (какие бы мифологические представления лежали в основе этих законов!), следовать его нормам, традициям, обычаям, наконец, если она не испытывает удовлетворения от принадлежности к миру этого общества как своему миру.

Содержание

Введение 3
1 Специфика архаичной культуры. Культурный синкретизм 6
2 Материальная культура первобытного общества 10
3 Миф как форма культуры. Миф и магия 15
4 Ранние формы религиозного сознания: тотемизм, анимизм, фетишизм 18
Заключение 21
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

 

    

    4 Ранние формы религиозного  сознания: тотемизм, анимизм, фетишизм 

    Рассмотрим  наиболее примитивные и архаичные формы религии.

    Тотемизм  обычно определяют как веру в существование  родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных, растений, или иных явлений природы. Термин тотемизм заимствован у североамериканского племени ожибвы и означает «род его». Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы, и каждый индивид тотемного класса кровным родственником.

    Тотемические  представления обуславливают определенные ограничения в деятельности и общения: что можно делать, а чего нельзя, с кем можно общаться, а с кем – нельзя.

    Первопричиной тотемизма, по мнению Э. Дюркгейма, является признание священного. «Тотемизм – писал он – это не вера в каких-то животных, каких-то людей или какие-то изображения, а в некую безымянную и безличную силу, обитающую в каждом из этих существ, не смешиваясь при этом ни с кем из них. Никто не обладает ею целиком, но все имеют к ней отношение. Она настолько независима от отдельных субъектов, в которых воплощается, что и предшествует их появлению, и живет после них».

    Тотемистские  верования существует не в виде абстрактных  представлений, а в форме системы  жизнедеятельности людей, их повседневных поступков, их отношений с окружающей средой, с другими людьми. Важнейшим составным элементом этой жизнедеятельности является тотемическая обрядность. С этой обрядностью связаны все важные этапы в жизни человека: рождение, посвящение, смерти. Поэтому тотемизм нельзя просто рассматривать как совокупность верований и обрядов, а как вторичный социальный институт, производный от института рода. Главнейшие устои рода – неприкосновенность места, недоступность тотемической обрядности для лиц чужой крови, правила половой регламентации, обязательное наследование тотема в мужской или женской линии, устанавливали раз и навсегда контингент лиц, принадлежащих роду.

    Таким образом, можно согласить с выводами Э. Дюркгейма, что первопричиной  тотемизма является признание священной  силы, силы, заимствованной у самого коллектива, сила коллективного начала, превосходящей всех конкретных индивидов.

    Но  первобытные люди также верили, что  носителями таинственной силы могут  быть и конкретные предметы – фетиши (от португальского feitico – волшебный, чудодейственный). Отсюда проистекает такая повсеместно распространенная форма первобытной религии как фетишизм.

    Фетишем может стать любой предмет, почему-то поразивший воображение человека: камень необыкновенной формы или расцветки, зуб животного, кусок дерева и  т.д. Не важно, какой это предмет, важно, что за ним замечено действие какой-то силы.

    Одной из разновидностей фетишизма является идолопоклонство. Идол – это материальный предмет, которому придана форма  человека или животного. Этот предмет  наделяется таинственной силой воздействия.

    Еще один из распространенных верований  и, связанных с ними символических  действий первобытного человека, является анимизм (от лат. anima – душа) – вера в существование духов и души.

    Анимизм – это не первоначальная основа религии, некая «прарелигия», а довольно самостоятельная система верований и символических действий .которая, как и все другие верования и действия первобытного человека ,тесно соприкасаются с ними. Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать.

    Наиболее  ранней формой анимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами. Духи не представляли собой чего-то сверхъестественного, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Их единственный отличительный признак – способность быть неуловимыми, принимать вид любого предмета, дерева, камня и т.д.

    Высшей  формой развития анимизма является вера в относительно самостоятельно самостоятельное существование души. Эти души могут быть самой различной природы. Они могут переселяться в других людей и животных.

    Таким образом, тотемизм, фетишизм и анимизм  характеризуют верования и обряды первобытного человека.

 

    

    Заключение 

    Первобытная культура – это самый древний  тип культуры, всецело определявший бытие людей на протяжении почти  всей их истории. Первобытной, архаичной  остается культура народов, живущих  «рядом» с нами, народов, которых  некоторые высокомерно называют примитивными. Древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и техническим могуществом.

    Синкретизм  всегда присутствовал в структуре  культуры. Его элементы нельзя исключить из культуры, так как они необходимы для ее развития. Поэтому, видоизменяясь, эти элементы сохраняются на всех ее уровнях, хотя наиболее заметны на ранних стадиях развития человечества.

    Многие  исследователи отмечают повсеместный характер явлений синкретизма, которые оказывают существенное влияние на развитие и осмысление реальности как целостности со всем многообразием этой сложноструктурной и многоуровневой системы.

    Имеющийся интерес к синкретизму со стороны  естественнонаучного и гуманитарного знания еще в большей степени доказывает необходимость его рассмотрения.

    Литература, посвященная исследованию синкретизма, весьма  разнообразна, поскольку  многогранна смысловая наполненность  данного понятия. Определение синкретизма  присутствует в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей. Его разработка началась в этнографических работах по первобытной культуре в XIX веке таких авторов, как Э.Б. Тайлор, Дж.Дж. Фрэзер, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс. Изучая особенности этого периода, исследователи обратили пристальное внимание на такую черту первобытной жизни, как ее слитность и нерасчлененность. Лишь с возникновением интереса к временам первобытно-общинного строя появилась необходимость в изучении синкретизма, как одного из ярких проявлений первобытной культуры.

    В отечественной литературе понятие  синкретизма получает свое развитие в работах А.Н. Веселовского, О.М. Фрейденберг, А.А. Формозова, Н.А.Дмитриевой, С.А.Токарева, А.Ф.Еремеева, Н.В.Григорьева, В.Р. Кабо, М.С. Кагана. Большинство отечественных ученых склоняются к заключению о естественной слитности, недифференцированного мировоззрения древних людей. Исследователи особо подчеркивали отсутствие какой-либо жесткой границы между типами мышления, выделяя их преемственность и взаимопроникновение.

    В науке в целом синкретизм рассматривается  и как тенденция к формированию новой единой картины мира, основанной на понимании взаимозависимости  и взаимосвязанности всего существующего  в процессе осознания глобализации культурных процессов в современном мире.

      В истории первобытного общества  выделяют два основных типа  производственной деятельности  – потребляющее и производящее  хозяйство, что в известной  степени соответствует библейским  преданиям – эдемский и послеэдемский  периоды.

    На  первом этапе люди питались готовыми дарами природы, используя для их получения подручные средства –  камни, палки. Постепенно от необработанных орудий человек перешел к изготовлению простейших орудий труда. Совершенствовались приемы обработки камня, вовлекались в производство другие материалы – дерево, кость, кожа и т.д. Менялись в ходе производственной деятельности и сами люди, организация человеческого общества.

    Важными моментами в развитии производительных сил явились открытие способа  добывания огня, использование лука и стрел, гончарное и ткацкое производство. Но средства труда оставались примитивными и исключали возможность воздействия людей на природу в одиночку. Коллективный труд был способом выживания и базировался на коллективной собственности на средства производства и его продукты. В это время господствовали уравнительные отношения (эгалитет).

    Второй  этап первобытного способа производства начался с переходом человечества к земледелию и скотоводству. Развитие указанных видов хозяйственной деятельности, а также ремесел привело к общественному разделению труда, что является основой для возникновения операций товарообмена. Это способствовало разложению больших трудовых коллективов на мелкие – семейные, появлению частной собственности на средства производства и результаты труда, а, в конечном счете, явилось одним из факторов, приведших к образованию государства.

    Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм характеризуют  верования и обряды первобытного человека. Но это еще не значит, что  они существовали только в первобытном обществе. В этом обществе они только возникали и являлись господствующими формами религиозной стороны жизнедеятельности первобытного человека. Но существовали они всегда, на протяжении всей истории человеческой культуры. Различные формы их проявлений мы можем четко обнаружить во всех последующих религиозных системах, в том числе и в современных религиях. Они также существуют в виде суеверий и других пережитков прошлого в сознании людей.

 

    

    Список  использованной литературы 

   
  1. Алексеев  В.П. Первобытное общество: проблемы изучения. М., 1993
  2. Барт Р. Мифологии. М., 2000
  3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л..1940. - С.106.
  4. Гуревич П.С. Культурология. М., 2004
  5. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. Саранск, 1996. - Ч.1., С.49
  6. История и культурология: учебное пособие / Н.В. Шишкова, Т.В. Акулич – М.: Логос, 2000
  7. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. СПб., 2001
  8. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1995
  9. Мифы народов мира. В 2-х томах. М., 2001
  10. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989
  11. Токарев С.А. Проблемы общественного сознания доклассовой эпохи // Охотники, собиратели, рыболовы. Л., 1972. - С.279
  12. Формозов А.А. Очерки по первобытному искусству. М., 1969. - С.8-9
  13. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936.-С.52
 

Электронные ресурсы:

   1) Культурология. Электронный учебник. www.bookz.ru/kulturology/ogy.html

Информация о работе Первобытная культура