Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:36, реферат
Культурология - это наука о культуре и предметом её являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Слово культура - в лексиконе практически каждого человека. Явления культуры изучает множество конкретных наук – археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие различные формы сознания, - философия, искусство, эстетика, мораль, религия и т.д.
Введение
1. Первобытная культура.
2. Религия.
3. Мифы.
4. Изобразительное искусство.
5. Музыка.
6. Список использованной литературы
Мифология – это самое древнее, архаическое идеологическое образование, имеющее единый, неделимый характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства.
Миф, и особенно ритуал, имел прямое отношение к религии.
4. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
Когда и почему началось изобразительное искусство?
Точный и простой ответ на этот вопрос невозможен. Оно не началось в строго определённый исторический момент – нон постепенно вырастало из человеческой деятельности, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком.
В изучении его древнейших форм историки изобразительного искусства находятся в более благоприятном положении, чем историки искусства слова, музыки, театра. Последние могут судить о первобытных песнях и зрелищах только по косвенным данным, по аналогии с творчеством ныне живущих народов, задержавшихся на стадии первобытно-общинного строя вплоть до 19 и даже 20 в. Однако эти аналогии приблизительны: каким бы ни был архаическим общественный строй народов, оттеснённых с магистральных путей истории, всё же прошедшие тысячелетия не могли оставаться для них временем без движения, без развития. И современное искусство коренных австралийцев или африканцев всё же совсем иное, чем у людей каменного века.
Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так поступали? Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой – верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века, написанные красками или высеченные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер, скальные утёсы. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело существование людей. Лёгкой и гибкой линией они передавали позы и движения зверя. Красочные аккорды – чёрное, красное, белое, жёлтое – минеральных красителей, смешанных с водой, животным жиром, соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким.
В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк на юго-западе Франции четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, которая, по слухам, была входом в подземелье, ведущая в соседний средневековый замок. Внутри оказалась ещё одна дыра, меньших размеров. Один из ребят бросил в неё камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, зажёг фонарик, ахнул и позвал друзей. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, исполненные такой уверенной силы, подчас, казалось, готовой перейти в ярость, что ребятам стало жутко. И в то же время сила этих рисунков была так величественна и убедительна, что школьникам почудилось, что они попали в волшебное царство.
Так была открыта пещера Ласко, вскоре прозванная «Сикстинской капеллой первобытной живописи»: это сравнение со знаменитыми фресками Микеланджело не преувеличено, ибо живопись пещеры полностью выражает духовные устремления и творческую волю людей, создавших собственное, поражающее нас до сих пор изобразительное искусство. Живопись эта столь выразительна, что кое-кто даже усомнился в её подлинности, высказав предложение, что рисунки – творения современных живописцев, пожелавших посмеяться над легковерной толпой. Однако это утверждение было опровергнуто научной экспертизой.
Сотни фигур, обведённых тёмными контурами, жёлтых, красных, коричневых, написанных охрой, сажей и мергелей, украшают стены пещеры Ласко: головы оленей, образующие поразительно изящные декоративные фризы, козлы, лошади, быки, бизоны, носороги - все почти в натуральную величину.
Чуть не во всех концах земли обнаружены очаги материальной культуры древнейших времён. На многих стоянках первобытного человека были найдены предметы, которые можно назвать художественными произведениями.
В скалистых пещерах случалось обнаруживать целые «музеи» первобытной культуры – живописи и скульптуры. Каменные изваяния срастаются там с массивом скалы: какой-нибудь выступ скалы, уже отчасти напоминающий тело зверя, его голову или хребет, обтёсан и доведён до полного сходства с кабаном или медведем. На стенах и потолках пещер – многочисленные изображения, большие и маленькие, частью вырезанные, а частью исполненные минеральными красками. Это также изображения животных – оленей, бизонов, кабанов, диких лошадей, длинношёрстных мамонтов, саблезубых тигров. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее ритуальных масок.
Самые ранние изображения, в которых преобладают «портреты» животных, относятся к верхнему палеолиту. К этому же периоду относится и появление удивительных каменных статуэток, получивших название «палеолитических Венер», о значении в жизни и верованиях наших далёких предков до сих пор спорят учёные. В большинстве случаев лица на статуэтках лишь намечены, зато отдельные части тела очень конкретны и резко преувеличены. Не грацию и стройность женского тела хотел передать первобытный художник, а с помощью строгих геометрических
5. МУЗЫКА.
Посторонних свидетелей поражает странное противоречие музыкального творчества «отсталых» народов. С одной стороны, кажется, очевидной примитивность их танцев и инструментов, и особенно их песен. С другой стороны, не менее очевидна та истовая серьёзность, строгость и торжественность, с которой они занимаются своей музыкой. Объяснением этого противоречия может быть лишь то обстоятельство, что музыка была неотъемлемой и крайне важной частью всех видов деятельности первобытного человека.
Охота, несомненно, тоже влияла на возникновение музыки – в основном опытом изучения животных, их движений и привычек. Воспроизводя в танце характер и облик животного, первобытный человек передавал не только ритмы его поведения. Не менее важной была с самого начала задача вокального подражания звукам, издаваемым животными. Вместе с тембровыми красками воспроизводились интервалы и интонации, присущие их голосам. Но и другие силы природы были живыми для первобытного человека: вода и земля, ветер и огонь, гроза и зной, цветы и деревья, горы, небо, солнце. Они должны быть укрощены и умилостивлены. Разве ветер не разговаривает с человеком на языке флейты? А барабан – на языке грома и грозы? Может быть, для укрощения ветра надо поиграть на флейте, а чтобы вызвать дождь – ударить во все барабаны?
И вот с первобытных времён до современных крестных ходов люди обращались к вещам, надеясь, договорится с богами. Флейта и барабан – это предметы, полные музыки. Но и своя музыка есть и у других предметов: у спущенного лука, стучащего топора, бренчащего ожерелья и падающего камня, льющейся воды и ласкающего света. Своя музыка у каждого времени дня, каждого состояния природы и человека. Кто хочет понять вещи, растения, животных, силы и времена природы, тот должен понять их голоса, услышать и разгадать их таинственные имена. Здесь корни первобытной магии имени и слова.
В этом пространстве – от элементарного подражания голосам природы до отражения их в названии и имени – происходит медленное восхождение от смутной эмоции до прочного её закрепления в человеческом голосе и слове. Музыка с самого начала и до сих пор соединяет оба этих полюса, в одних случаях расплываясь в эмоциональной неопределённости, в других – вступая в неразрывный союз с ясным и конкретным словом. Таким образом, как и все другие искусства, музыка изначально вплетена и в отражение мира человеком и в человеческую психику, формируемую всей совокупностью отношений человека к миру.
Важнейшей особенностью первобытной музыки стала её повседневность. Но это не бессистемная мешанина непрерывного звучания. Повседневность первобытной музыки имеет чётко организованный и приуроченный характер. Существовала музыка, сопровождающая праздники и собрания, обряды, состязания и детские игры, ухаживание и убаюкивание детей. Вся музыка привязывалась к определённым делам и действиям, носила прикладной характер, не теряя при этом своей главной задачи – формирование единого мироотношения.
Формирование единого мироотношения – функция мировоззренческая или воспитательная – была сердцевиной, ядром всех других функций музыки. При этом музыка способствовала тому, чтобы мировоззрение усваивалось, не как совокупность понятий и слов, а как совокупность реальных переживаний, неизгладимых из памяти эмоций, как мощный заряд волевой энергии. Волевой элемент стал определяющим и организующим воспитательное воздействие музыки на первобытного человека. С этим и связывалось господство ритма, направленность эмоционального возбуждения, элемент внушения и даже гипноза, отмечаемый в первобытной музыке. Вовлекая всех в единое музыкальное действие, музыка устанавливала между людьми устойчивую связь.
Это связь, строго организованная в пространстве и во времени.
В пространстве – так как речь шла не о совместном прослушивании или параллельном движении в танце под одну и ту же музыку, а о совместном музицировании, подлинном сотворчестве, не знающем пассивных наблюдателей и изолированных мелких групп.
Во времени – ибо это сложившиеся в совместном музицировании единство людей не распалось, а развивалось.
В первобытном хоре за художественно-творческим единством ощущалось и мировоззренческое, и трудовое, и племенное, родовое единство. Поэтому пение в таком хоре было всеобщей школой нравственности. Духовно объединяя, совместное творчество в то же время дисциплинировало, внутренняя потребность совпадала с долгом, индивидуальное – с родовым. Не игнорируя индивидуальности, первобытное искусство ставило ей жёсткие рамки, определяемые интересами общности. В своей повседневной жизни человек зависел не только от многочисленных природных стихий, но и от установленных обычаев, которые нужно было соблюдать, как бы они ни расходовались с вновь приобретаемыми привычками и опытом. Песня, танец, игра на музыкальных инструментах позволяли слабому компенсировать свои физические недостатки, неудачнику – вернуть интерес женской половины племени, восстановить свой родовой авторитет. Компенсацией за слабость перед природными силами становилась магия звуков или телодвижений. Огромную роль играла сама возможность «выпеть» горе и неудачи, «выплясать» накопившееся раздражение, расслабиться и душевно освободится.
По звуку голоса взрослого и крику ребёнка, по тембру и ритму речи эти люди были способны поставить диагноз и назначить лечение музыкой.
Для мифологического сознания расстройства тела и души порождаются расхождением ритмов отдельной жизни с ритмами Вселенной. Поэтому «правильная» музыка всегда способна устранить разлад между человеком и природой.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
1. О.Б. Лисичкина. Мировая художественная культура. Часть 1. Древний мир. «СпецЛит». Санкт-Петербург. 1999 г
2. под редакцией А.Н. Марковой. Культурология. Учебное пособие. «Юнити». Москва.
3. Э.Б. Тайлор. Первобытная культура: Пер. с англ. Издательство политической литературы. Москва. 1989 г.
4. А.С. Кармин. Культурология. «Лань». Санкт-Петербург. 2001
5. Голан А. Миф и символ. М., 1994.
6. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.
7. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
8. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1992.
9. Мифы народов мира: В 2-х т. М., 1990.
10. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1989.
11. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1984.