Первобытная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 17:14, лекция

Краткое описание

Первобытная эпоха - это самый период в истории человечества - от возникновения человека (около млн. лет назад) и до появления государственности. У разных народов этот период длился неодинаково, некоторые даже сейчас живут в условиях первобытности. Поэтому современная наука различает собственно первобытную культуру - существовавшая до возникновения первых цивилизаций на Земле (конец IV - начало III тысячелетия до н.э.), и традиционную первобытную культуру.

Содержание

1. Первобытная эпоха и ее место в истории человечества.
2. Развитие материальной культуры и эволюция искусства в палеолите, мезолите, неолите.
3. Культура эпохи бронзы и железа.
4. Древнейшие религиозные представления

Вложенные файлы: 1 файл

I.docx

— 43.75 Кб (Скачать файл)

Раньше люди уже приобрели некоторый  опыт строительства жилья: полуземлянки палеолита, глиняные дома трипольской  культуры. Но те сооружения носили сугубо утилитарный, практический характер, мегалиты же связаны с религиозным культом. Мегалитические сооружения были нескольких видов:

- Менгир - вертикальный камень, высотой иногда до 20 м, во Франции встречаются поля таких столбов, тянутся на 2-3 км, они были или объектом поклонения, или обозначали место церемоний;

- Дольмен - каменный ящик, самый его вариант - два вертикально поставленные плоские камни, перекрыты третьим; дольмены, как правило, служили местом захоронения членов рода;

- Кромлех - каменные плиты или столбы, расположенные по кругу; в Украине найдены курганы, окруженные кромлехи.

Наиболее известная и сложная мегалитическое сооружение находится в Англии, у Стоунхенджа. Каменные столбы разного размера расположены несколькими концентрическими кругами. Внешнее кольцо составленное из небольших камней, а внутреннее - с очень большим менгиров, которые попарно перекрыты плитами. В центре сооружения лежит квадратная плита. Некоторые ученые считают, что это сооружение могло использоваться для астрономических наблюдений, поскольку через вертикально поставленные пары камней удобно следить за движением Солнца, Луны. Поэтому в литературе Стоунхенджський кромлех иногда называют обсерваторией.

3. Культура эпохи  бронзы и железа 
Эпоха бронзы (II тыс. до н.э.). Открытие бронзы (сплава олова и меди) и ее распространение вызвали принципиальные изменения в жизни общества. Улучшилась обработка земли, что способствовало дальнейшему совершенствованию производства. Люди получили возможность вести хозяйство одной семьей, в распоряжении которой оставались все излишки проведеного. Зарождалась частная собственность, имущественная дифференциация. Значительно расширился обмен и контакты между отдельными районами. Начались войны за овладение скотом, пахотной землей, металлом. Появились военные руководители, возник культ вождя. Особое отношение к вождю как к герою сохранялось после его смерти. Именно в эпоху металла входят в обычай большие погребальные сооружения - курганы. Размеры курганов, количество и качество вещей, которыми их заполняли, свидетельствуют о статусе умершего в обществе. Много курганов эпохи бронзы изучены на территории Украины. 
Обработка металла требовала большого мастерства и развитие, поэтому литейное дело, как и гончарное, а позже ткацкое, становится самостоятельной отраслью. Одним из основных видов творчества стала художественная обработка металлов. Довольно быстро человек овладел различными ее видами: ковка, литье, чеканка, гравировка по металлу. Изготавливались самые металлические украшения: браслеты, кольца, серьги, подвески, бляшки, которые нашивались на одежду, пояса, пряжки. Особое внимание уделялось оружия. Появляются мелкие литые скульптурные изображения. Изменения в общественном строе подчеркивает такое обстоятельство: женские изображения исчезают, главным становится мужской образ. Дальнейшего развития набрала мегалитическое архитектура. 
Железный век. Для многих народов последний этап развития первобытного строя связан с появлением железа в начале I тысячелетия до н.э. Новый металл был крепче и значительно более распространенным. Это дало возможность внедрять его во все отрасли производства, в отличие от бронзы, которую при изготовлении орудий труда почти не использовали. Там, где раньше не возникла государственность, железный век в общественном строе связан с “военной демократией”. Появляется патриархальное рабство, крепнут связи между племенами (племенные союзы). Для этого времени характерны грабительские войны. Они способствовали развитию военной техники, военной организации, подъему военных руководителей. Новым в развитии искусства можно считать появление специализации, выделяются художники, певцы, рассказчики. Ведущим видом творчества продолжает оставаться прикладное искусство. 
Скифская культура. Из европейских культур железного века одна из самых ярких и интересных для нас - скифская культура (VII в. до н.э. - III в. н.э.). Скифская культура - это культура многих кочевых, напівкочових и земледельческих племен, которые жили на широком пространстве Євразії - в Северном Причерноморье, на Кубани и на Алтае. Сохранилось большое количество скифские могильники и городища. Много сведений о скифах оставили античные авторы, особенно Геродот. Описание скифских племен есть в одном из сочинений Гиппократа. 
Скифы-земледельцы получали хорошие урожаи пшеницы, которая конкурировала на греческом рынке с египетской. Высоко ценились скифские кони. В свою очередь, греки ввозили в Скифии вино, керамику, ювелирные изделия. Торговля шла через греческие колонии: Ольвию (близ современного Николаева), Херсонес (Севастополь), Пантикапей (Керчь) и другие. 
По свидетельству Геродота, у скифов был обычай за пределами своего поселения выкладывать большие холмы из хвороста, а на их верхушку ставить меч. Такой сооружении поклонялись, а потом сжигали. Скифы возводили курганные насыпи значительных размеров, иногда завершая их каменными скульптурами мужчин-воинов. На Полтавщине несколько десятков лет ведутся раскопки так называемого Бельского городища, которое, по мнению некоторых авторитетных специалистов, являются остатками столицы Скифии - легендарного города Гелона. 
В захоронениях скифов находят замечательные изделия прикладного искусства: украшения, парадное оружие, конскую сбрую, посуда. Всемирную известность получила золотая пектораль из кургана Толстая могила на Днепропетровщине. В орнаментах, мелкой пластике, украшениях бытовых вещей одно из главных мест занимает животный мир, а именно: декоративные изображения животных или их отдельных частей тела (коготь, клюв, председатель). Такое направление в прикладном искусстве получил название “звериный стиль”. Существовали определенные закономерности, например, рыба изображалась только на лошадиных налобниках. Это доказывает, что изображение играли не только эстетическую, но и магическую роль. Скифский звериный стиль имеет свои особенности, одна из которых - объединение реализма с декоративными мотивами. Например, на золотом украшении для щита с Костромского кургана на Кубани тело оленя изображено реалистично, а рога - абсолютно неправдоподобной формы. Но композиционно возникает единый образ: завитки рогов, расположенные вдоль всей спины животного, подчеркивают легкость и стремительность оленя. 
Уникальные памятники культуры скифского времени найдены на Алтае, в Пазирикських курганах. Благодаря климатическим и геологическим особенностям вода, попавшая в внутрішньокурганний сруб, замерзла, и таким образом сохранились изделия из дерева, кожи, меха, ткани. Археологи смогли даже изучить татуировки на теле похороненного вождя. 
С появлением сарматских племен скифы были вытеснены в Крым, где сложилось государственное образование во главе с царем Скілуром. Столицей стал Неаполь Скифский, который располагался на месте современного Симферополя. Погибло город во II в. н.э., когда участились столкновения с сарматами, а потом с готами. 
4. Древнейшие религиозные представления 
Происхождение и развитие человеческой духовности является одной из самых сложных и интересных научных проблем, в решении которой принимают участие все науки о человеке. Десятки тысячелетий биологической эволюции были также время кристаллизации человеческой разумности и эмоциональности. Человек обживала мир не только в прямом смысле слова, она обживала его и своим мнением, обогащая себя впечатлениями и знаниями, формируя то, что называется духовной традиции. Эта традиция формировалась чрезвычайно медленно, на малейший сдвиг тратились тысячелетия, но именно в первобытное мышление, в первоначальную духовность уходит своими корнями весь интеллектуальный мир, вся неисчерпаемая духовное существо современного человека. 
Тотемизм. Первые религиозные представления возникают уже в палеолите в связи с особым отношением к животного мира. Чрезвычайно распространенным был на территории Европы своеобразный культ медведя (исследователи считают, что речь шла о пещерного медведя). Археологам известны многочисленные культовые хранилища черепов этого ископаемого хищника - во Франции, Швейцарии, Австрии, а также в Украине (Ильинка Одесской области). С этого момента можно уверенно говорить о возникновении тотемизма. 
Тотемизм - вера в животное или растение, которую древние люди считали предком рода, с которой связывали свое существование и благополучие. Чаще тотем был животным, реже - растением. Тотема приписывались сверхъестественные возможности, ему поклонялись. Тотемизм получил широкое распространение, он существовал у всех народов на первоначальной стадии. Племена индейцев Северной Америки во время появления там европейцев носили имена своих тотемов. В мире тотемов употребляются такие названия, как “люди-леопарды”, “люди-антилопы”. Отношение к тотемных животных бывает разным. В одних народов строго запрещена охота на тотемное животное и употребление ее мяса, в других - особый ритуал поедания мяса тотема. 
Остатки тотемизма мы видим в мире фольклора. В волшебных сказках животные имеют удивительные способности, они часто сильнее человека, становятся ее другом, защитником. С тотемизмом связанные, очевидно, и предания о “оборотней”. 
Магия. На очень ранних этапах истории возникают и различные магические представления и соответствующие действия. Некоторые исследователи именно в этом видят специфическую и коренное отличие первобытного мышления от современного. Магия - действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на окружающую среду, животных или человека. Основой магии есть представление об общем связь всех вещей и явлений природы, о возможности влиять на целое через его часть, на человека или животное - через изображение, направлять ход развития событий, заранее имитируя их. Например, практически все племена тропической Африки, Австралии верят, что владение ногтями, волосами, частями одежды дает власть над человеком. Поэтому, если волосы и ногти срезают, то их тщательно собирают и прячут. Особо охраняемой вождь, поскольку считается, что от его самочувствие зависит судьба всего племени.  
Магия за своими целями бывает многих видов: лечебная (одна из составляющих народной медицины - заговоры, шепота), шкідливоносна (отправке “причины”, “сглаз”), любовная (“очарование”), промышленная (обеспечение успеха охоты), аграрная (“стимулирования” сил плодородия) и т.д. 
Одна из самых распространенных теорий связывает происхождение искусства именно с магическими ритуалами, которые совершались над изображениями животных и должны были обеспечить удачную охоту. Типичным является этнографический описание, что принадлежит исследователю Африки Лео Фробеніусу. Его экспедиция встретила группу охотников-пигмеев, которая состояла из трех мужчин и женщины. Через недостатка провизии он обратился с просьбой убить антилопу, но был удивлен, когда, в принципе согласившись, пигмеи ответили, что сегодня без необходимых приготовлений на охоту они не пойдут. “Слишком заинтересован узнать, в чем же заключаются приготовления этих людей, - пишет Фробеніус, - я встал задолго до восхода солнца и прокрался в кусты... Уже с началом рассвета мужчины пришли сюда, но не одни, а вместе с женщиной. Они сели на землю, повыдергивали траву на небольшой поверхности и разровняли ее руками. Потом один из мужчин сел на корточки и нарисовал нечто пальцем на песке. В течение всего этого времени мужчины и женщина бормотали некое заклинание. Дальше - тишина ожидания. Наконец солнце появилось на горизонте, и один из мужчин с натянутым луком приблизился к очищению клочка земли и нацелил на него лук. Прошло несколько минут, и лучи солнца коснулись сделанного на земле рисунка. В тот же миг с быстротой молнии произошла такая сцена: женщина подняла руки, словно для того, чтобы схватить солнце, произнося непонятные звуки, мужчина спустил стрелу, женщина закричала еще громче; затем мужчины с их оружием прыгнули в гущу кустарника. Женщина пошла к лагерю. Я, подождав, подошел и увидел, что на выровненной месте была нарисована антилопа, в шею которой вонзилась только что выпущенная стрела. Когда охотники вернулись с антилопой, убитой в шейную вену, они, отдав добычу, немедленно отнесли к рисунка клочок шерсти убитой антилопы и сосуд, наполненный ее кровью, а потом забрали стрелу и уничтожили изображения”. 
Система магических действий включает особую обрядность и особые предметы - фетиши (фетиш - слово французского происхождения, оно означает талисман, амулет).

Фетишизм - вера в сверхъестественную силу материальных предметов. В древней человека объектами поклонения были камни (особенно необычных размеров и форм), дерева (или цели священные рощи). Формы поклонения были разными: от принесения жертв до причинения ущерба. В наши времена фетишизм является составной частью всех развитых религий - поклонение кресту и ношение нательного креста в христианстве, священный камень (метеоритного происхождения) в мечети Кааба у мусульман и т.д. 
Исполнителями магических обрядов постепенно становятся особые люди - знахари, колдуны, шаманы, то есть возникает шаманизм. Таким людям приписывалась способность общаться со сверхъестественными силами, влиять на них по своему желанию, путешествовать в потусторонний мир. Как показывают этнографические наблюдения, шаманы бывают умелыми гипнотизерами, иллюзионистами, а также и певцами, поэтами, розповідачами. Можно вспомнить относительно недавнюю газетную сенсацию, связанную с публикацией материалов о “бескровные операции” филиппинских целителей. На русском севере, где сильно развит был шаманизм, находилось немало “свидетелей” того, как шаманы летали, оживляли мертвых, видели за сотни верст, создавали своих и чужих двойников. 
Анімістичні представление. Первые захоронения принадлежат неандертальцам. Одна из самых интересных для науки находок - захоронение двух мальчиков на реке Сунгір (север России) 23 тыс. лет назад. Одежда похороненных был богато украшен бусинами, копья и кинжалы из бивня мамонта красиво украшенные резьбой. Изучая захоронения в горах Загра (Ирак), ученые с анализом пыльцы установили, что останки покоились на ложе из цветов. Если смерть сопровождалась ритуалом, это означает, что она была связана с рядом соответствующих представлений. Этот комплекс представлений получил название - анимизм (от латинского - “душа”). 
Анимизм - вера в существование душ и духов. Анімістичні образы - это, во-первых, души живых людей; во-вторых, духи умерших предков (потому анимизм неразрывно связан с культом предков); в-третьих, олицетворение сил природы (души озер, рощ, ветров и т.п.). 
Обряд погребения в древних людей был достаточно сложный. Умерших хоронили в углублениях и ямах, клали на спину или на бок в согнутом положении, иногда председателя ограждали каменными плитами. Мертвых наряжали и клали рядом с ними посуда, орудия труда, питание и различные ценные предметы. Наличие погребального инвентаря объясняется по-разному: или люди пытались таким образом отогнать смерть от себя, предотвратить мести умершего, или хотели обеспечить всем необходимым для жизни в потустороннем мире, или давали вещи в дорогу, чтобы умерший добрался до мира предков и нашел там покой. В большинстве захоронений находят красную охру - своим цветом она напоминает кровь - символ жизни. Исчерпывающего объяснения этого ритуала пока что не существует. 
Этнографы собрали большой материал, характеризующий первоначальные представления о душе и потусторонний мир. Ведь анимизм присущ всем народам. Эти представления содержат картины “срывов” души умершего человека из мира живых, ее путешествий в далекую страну мертвых (у украинцев - это теплые края), а также описания жизни, что ждет душу в потустороннем мире. Как писал известный исследователь первобытности Е.Тайлор, “немного предметов будят в умах поэтов-дикарей такие смелые и живые представления, как мысль о будущей жизни”. 
Расположение страны духов могло быть разным - под землей, на земле, на Луне, на звездах. Но они четко делятся на две большие категории: по мнению одних - жизнь души в царстве мертвых будет счастливым, а по мнению других - часть душ в загробном мире радуется, а часть - страдает. Большинство народов считала, что души умерших могут приходить из царства теней, посещать живых во сне, покровительствовать им в земных делах или же, наоборот, мешать. 
Можно проследить, как вместе с развитием самого человека, усложнением ее деятельности, общественного устройства развивались представления об окружающем мире. Вероятно, что первые магические, тотемічні, анімістичні верования преобладают в течение всего верхнего палеолита. В конце этого периода они переросли в определенные культы. Таким был, вероятно, культ женщины-праматери (“палеолитические Венеры”). С возникновением земледелия и скотоводства в неолите связано появление земледельческих культов, поклонение Солнцу, стихиям, определенной картины мира. Постепенно утвердилось трехуровневая система мироздания: подземный мир - помещение божеств, змеев, чудовищ, земной мир - мир людей, живой природы, небесный мир - квартиры большинства божеств и душ умерших. Три этих миры воплощали в орнаментах на неолитической керамике, представление о них остаются и потом. Возникли устойчивые мифологические образы, что позже сложились в цельную мифологию.  
*** 
В течение первобытной эпохи вследствие очень длительного биологического развития самого человека, совершенствования ее материальной культуры, развития видов деятельности (от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству), эволюции искусства (от первых примитивных изображений через расцвет первоначального реалистического искусства в сложных абстрактных образов, выраженных в орнаменте), осложнения и расслоение общества, углубление представлений об окружающем мире были заложены фундаментальные основы всей современной человеческой культуры.

 

Трипольская культура

О древнейшей трипольской культуре написаны тысячи статей и свыше 80 книг. Открытая более ста лет назад, она продолжает вызывать множество  вопросов, на большую часть которых  так и не найдены ответы.  
Первые находки трипольской культуры были обнаружены киевским археологом Викентием Хвойкой в 1893 году вблизи села Триполье (отсюда и название культуры). Позднее похожие открытия были сделаны на территории Румынии и Молдовы, где трипольская культура известна под названием культура Кукутени. Изначально ученые предполагали, что эта цивилизация была создана ариями или древними славянами. Сегодня уже появилась теория о том, что трипольская культура не индоевропейского происхождения, однако, ее точные истоки неизвестны до сих пор.  
Трипольская культура датируется 5 400 – 2 700 годами до н.э. Трипольцы занимались земледелием и скотоводством, достигли больших успехов в гончарном деле и ткачестве. Помимо зерновых и овощей, они выращивали фруктовые сады. Первые вишневые деревья на Украине были выведены именно трипольцами. 
Трипольское гончарное искусство занимало одно из первых мест в Европе того времени по качеству и росписи. Об этом можно судить по археологическим находкам: пролежав в земле тысячи лет росписи, украшающие посуду, не утратили своего цвета, а оригинальные орнаменты могут служить образцом подражания для современных мастеров. При раскопках также было найдено множество статуэток, изображающих сидящую женщину, меньше — зооморфных фигурок, а также глиняные креслица, модели жилищ, украшения.  
Викентий Хвойка полагал, что трипольцы жили в землянках и куренях. Но сегодня ученые установили, что они строили удобные и практичные дома из дерева и глины. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами и имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. Внутренние стены были коричневого, красного или белого цвета и украшались геометрическими орнаментами.  
Внушительные трипольские поселения (некоторые размером от 150 до 450 гектаров), датируемые 4 тысячелетием до н. э., которые фактически можно назвать городами, представляют собой уникальное явление той эпохи. Поселений подобных размеров не было обнаружено ни в Египте, ни в Месопотамии. Древнейшие города Индии Мохенджо-даро и Хараппа возникли на 1000 лет позже. 
Никто не знает, на каком языке они говорили. Существуют гипотезы, что трипольцы сделали шаг к созданию письменности. Некоторые трипольские символы имеют сходство с шумерской клинописью. Однако в 3 500 - 3 300 гг. до н.э. трипольская цивилизация пришла в упадок, и процесс создания письменности был остановлен. Причины упадка доподлинно не известны, возможно, он был вызван климатическими изменениями. Трипольцы были вынуждены переселиться в другое место, утратив при этом значительную часть культурного наследия.  
Но трипольская культура не исчезла бесследно. Все более популярным среди историков становится мнение, что часть ее характерных черт находит отражение в манере строительства домов на Украине эпохи средневековья, в орнаментах, используемых в украинской вышивке, керамике, при росписи домов и пасхальных яиц.


Информация о работе Первобытная культура