Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 17:14, лекция
Первобытная эпоха - это самый период в истории человечества - от возникновения человека (около млн. лет назад) и до появления государственности. У разных народов этот период длился неодинаково, некоторые даже сейчас живут в условиях первобытности. Поэтому современная наука различает собственно первобытную культуру - существовавшая до возникновения первых цивилизаций на Земле (конец IV - начало III тысячелетия до н.э.), и традиционную первобытную культуру.
1. Первобытная эпоха и ее место в истории человечества.
2. Развитие материальной культуры и эволюция искусства в палеолите, мезолите, неолите.
3. Культура эпохи бронзы и железа.
4. Древнейшие религиозные представления
Раньше люди уже приобрели некоторый опыт строительства жилья: полуземлянки палеолита, глиняные дома трипольской культуры. Но те сооружения носили сугубо утилитарный, практический характер, мегалиты же связаны с религиозным культом. Мегалитические сооружения были нескольких видов:
- Менгир - вертикальный камень, высотой иногда до 20 м, во Франции встречаются поля таких столбов, тянутся на 2-3 км, они были или объектом поклонения, или обозначали место церемоний;
- Дольмен - каменный ящик, самый его вариант - два вертикально поставленные плоские камни, перекрыты третьим; дольмены, как правило, служили местом захоронения членов рода;
- Кромлех - каменные плиты или столбы, расположенные по кругу; в Украине найдены курганы, окруженные кромлехи.
Наиболее известная и сложная мегалитическое сооружение находится в Англии, у Стоунхенджа. Каменные столбы разного размера расположены несколькими концентрическими кругами. Внешнее кольцо составленное из небольших камней, а внутреннее - с очень большим менгиров, которые попарно перекрыты плитами. В центре сооружения лежит квадратная плита. Некоторые ученые считают, что это сооружение могло использоваться для астрономических наблюдений, поскольку через вертикально поставленные пары камней удобно следить за движением Солнца, Луны. Поэтому в литературе Стоунхенджський кромлех иногда называют обсерваторией.
3. Культура эпохи
бронзы и железа
Эпоха бронзы (II тыс. до н.э.). Открытие бронзы
(сплава олова и меди) и ее распространение
вызвали принципиальные изменения в жизни
общества. Улучшилась обработка земли,
что способствовало дальнейшему совершенствованию
производства. Люди получили возможность
вести хозяйство одной семьей, в распоряжении
которой оставались все излишки проведеного.
Зарождалась частная собственность, имущественная
дифференциация. Значительно расширился
обмен и контакты между отдельными районами.
Начались войны за овладение скотом, пахотной
землей, металлом. Появились военные руководители,
возник культ вождя. Особое отношение
к вождю как к герою сохранялось после
его смерти. Именно в эпоху металла входят
в обычай большие погребальные сооружения
- курганы. Размеры
курганов, количество и качество вещей,
которыми их заполняли, свидетельствуют
о статусе умершего в обществе. Много курганов
эпохи бронзы изучены на территории Украины.
Обработка металла требовала большого
мастерства и развитие, поэтому литейное
дело, как и гончарное, а позже ткацкое,
становится самостоятельной отраслью.
Одним из основных видов творчества стала
художественная обработка металлов. Довольно
быстро человек овладел различными ее
видами: ковка, литье, чеканка, гравировка
по металлу. Изготавливались самые металлические
украшения: браслеты, кольца, серьги, подвески,
бляшки, которые нашивались на одежду,
пояса, пряжки. Особое внимание уделялось
оружия. Появляются мелкие литые скульптурные
изображения. Изменения в общественном
строе подчеркивает такое обстоятельство:
женские изображения исчезают, главным
становится мужской образ. Дальнейшего
развития набрала мегалитическое архитектура.
Железный век. Для многих
народов последний этап развития первобытного
строя связан с появлением железа в начале
I тысячелетия до н.э. Новый металл был
крепче и значительно более распространенным.
Это дало возможность внедрять его во
все отрасли производства, в отличие от
бронзы, которую при изготовлении орудий
труда почти не использовали. Там, где
раньше не возникла государственность,
железный век в общественном строе связан
с “военной демократией”. Появляется
патриархальное рабство, крепнут связи
между племенами (племенные союзы). Для
этого времени характерны грабительские
войны. Они способствовали развитию военной
техники, военной организации, подъему
военных руководителей. Новым в развитии
искусства можно считать появление специализации,
выделяются художники, певцы, рассказчики.
Ведущим видом творчества продолжает
оставаться прикладное искусство.
Скифская культура. Из европейских культур
железного века одна из самых ярких и интересных
для нас - скифская культура (VII в. до н.э.
- III в. н.э.). Скифская культура - это культура
многих кочевых, напівкочових и земледельческих
племен, которые жили на широком пространстве
Євразії - в Северном Причерноморье, на
Кубани и на Алтае. Сохранилось большое
количество скифские могильники и городища.
Много сведений о скифах оставили античные
авторы, особенно Геродот. Описание скифских
племен есть в одном из сочинений Гиппократа.
Скифы-земледельцы получали хорошие урожаи
пшеницы, которая конкурировала на греческом
рынке с египетской. Высоко ценились скифские
кони. В свою очередь, греки ввозили в Скифии
вино, керамику, ювелирные изделия. Торговля
шла через греческие колонии: Ольвию (близ
современного Николаева), Херсонес (Севастополь),
Пантикапей (Керчь) и другие.
По свидетельству Геродота, у скифов был
обычай за пределами своего поселения
выкладывать большие холмы из хвороста,
а на их верхушку ставить меч. Такой сооружении
поклонялись, а потом сжигали. Скифы возводили
курганные насыпи значительных размеров,
иногда завершая их каменными скульптурами
мужчин-воинов. На Полтавщине несколько
десятков лет ведутся раскопки так называемого
Бельского городища, которое, по мнению
некоторых авторитетных специалистов,
являются остатками столицы Скифии - легендарного
города Гелона.
В захоронениях скифов находят замечательные
изделия прикладного искусства: украшения,
парадное оружие, конскую сбрую, посуда.
Всемирную известность получила золотая
пектораль из кургана Толстая могила на
Днепропетровщине. В орнаментах, мелкой
пластике, украшениях бытовых вещей одно
из главных мест занимает животный мир,
а именно: декоративные изображения животных
или их отдельных частей тела (коготь,
клюв, председатель). Такое направление
в прикладном искусстве получил название “звериный стиль”. Существовали
определенные закономерности, например,
рыба изображалась только на лошадиных
налобниках. Это доказывает, что изображение
играли не только эстетическую, но и магическую
роль. Скифский звериный стиль имеет свои
особенности, одна из которых - объединение
реализма с декоративными мотивами. Например,
на золотом украшении для щита с Костромского
кургана на Кубани тело оленя изображено
реалистично, а рога - абсолютно неправдоподобной
формы. Но композиционно возникает единый
образ: завитки рогов, расположенные вдоль
всей спины животного, подчеркивают легкость
и стремительность оленя.
Уникальные памятники культуры скифского
времени найдены на Алтае, в Пазирикських
курганах. Благодаря климатическим и геологическим
особенностям вода, попавшая в внутрішньокурганний
сруб, замерзла, и таким образом сохранились
изделия из дерева, кожи, меха, ткани. Археологи
смогли даже изучить татуировки на теле
похороненного вождя.
С появлением сарматских племен скифы
были вытеснены в Крым, где сложилось государственное
образование во главе с царем Скілуром.
Столицей стал Неаполь Скифский, который
располагался на месте современного Симферополя.
Погибло город во II в. н.э., когда участились
столкновения с сарматами, а потом с готами.
4. Древнейшие религиозные
представления
Происхождение и развитие человеческой
духовности является одной из самых сложных
и интересных научных проблем, в решении
которой принимают участие все науки о
человеке. Десятки тысячелетий биологической
эволюции были также время кристаллизации
человеческой разумности и эмоциональности.
Человек обживала мир не только в прямом
смысле слова, она обживала его и своим
мнением, обогащая себя впечатлениями
и знаниями, формируя то, что называется
духовной традиции. Эта традиция формировалась
чрезвычайно медленно, на малейший сдвиг
тратились тысячелетия, но именно в первобытное
мышление, в первоначальную духовность
уходит своими корнями весь интеллектуальный
мир, вся неисчерпаемая духовное существо
современного человека.
Тотемизм. Первые религиозные
представления возникают уже в палеолите
в связи с особым отношением к животного
мира. Чрезвычайно распространенным был
на территории Европы своеобразный культ
медведя (исследователи считают, что речь
шла о пещерного медведя). Археологам известны
многочисленные культовые хранилища черепов
этого ископаемого хищника - во Франции,
Швейцарии, Австрии, а также в Украине
(Ильинка Одесской области). С этого момента
можно уверенно говорить о возникновении
тотемизма.
Тотемизм - вера в животное
или растение, которую древние люди считали
предком рода, с которой связывали свое
существование и благополучие. Чаще тотем
был животным, реже - растением. Тотема
приписывались сверхъестественные возможности,
ему поклонялись. Тотемизм получил широкое
распространение, он существовал у всех
народов на первоначальной стадии. Племена
индейцев Северной Америки во время появления
там европейцев носили имена своих тотемов.
В мире тотемов употребляются такие названия,
как “люди-леопарды”, “люди-антилопы”.
Отношение к тотемных животных бывает
разным. В одних народов строго запрещена
охота на тотемное животное и употребление
ее мяса, в других - особый ритуал поедания
мяса тотема.
Остатки тотемизма мы видим в мире фольклора.
В волшебных сказках животные имеют удивительные
способности, они часто сильнее человека,
становятся ее другом, защитником. С тотемизмом
связанные, очевидно, и предания о “оборотней”.
Магия. На очень ранних
этапах истории возникают и различные
магические представления и соответствующие
действия. Некоторые исследователи именно
в этом видят специфическую и коренное
отличие первобытного мышления от современного. Магия - действия и обряды,
совершаемые с целью повлиять сверхъестественным
путем на окружающую среду, животных или
человека. Основой магии есть представление
об общем связь всех вещей и явлений природы,
о возможности влиять на целое через его
часть, на человека или животное - через
изображение, направлять ход развития
событий, заранее имитируя их. Например,
практически все племена тропической
Африки, Австралии верят, что владение
ногтями, волосами, частями одежды дает
власть над человеком. Поэтому, если волосы
и ногти срезают, то их тщательно собирают
и прячут. Особо охраняемой вождь, поскольку
считается, что от его самочувствие зависит
судьба всего племени.
Магия за своими целями бывает многих
видов: лечебная (одна из составляющих
народной медицины - заговоры, шепота),
шкідливоносна (отправке “причины”, “сглаз”),
любовная (“очарование”), промышленная
(обеспечение успеха охоты), аграрная (“стимулирования”
сил плодородия) и т.д.
Одна из самых распространенных теорий
связывает происхождение искусства именно
с магическими ритуалами, которые совершались
над изображениями животных и должны были
обеспечить удачную охоту. Типичным является
этнографический описание, что принадлежит
исследователю Африки Лео Фробеніусу.
Его экспедиция встретила группу охотников-пигмеев,
которая состояла из трех мужчин и женщины.
Через недостатка провизии он обратился
с просьбой убить антилопу, но был удивлен,
когда, в принципе согласившись, пигмеи
ответили, что сегодня без необходимых
приготовлений на охоту они не пойдут.
“Слишком заинтересован узнать, в чем
же заключаются приготовления этих людей,
- пишет Фробеніус, - я встал задолго до
восхода солнца и прокрался в кусты... Уже
с началом рассвета мужчины пришли сюда,
но не одни, а вместе с женщиной. Они сели
на землю, повыдергивали траву на небольшой
поверхности и разровняли ее руками. Потом
один из мужчин сел на корточки и нарисовал
нечто пальцем на песке. В течение всего
этого времени мужчины и женщина бормотали
некое заклинание. Дальше - тишина ожидания.
Наконец солнце появилось на горизонте,
и один из мужчин с натянутым луком приблизился
к очищению клочка земли и нацелил на него
лук. Прошло несколько минут, и лучи солнца
коснулись сделанного на земле рисунка.
В тот же миг с быстротой молнии произошла
такая сцена: женщина подняла руки, словно
для того, чтобы схватить солнце, произнося
непонятные звуки, мужчина спустил стрелу,
женщина закричала еще громче; затем мужчины
с их оружием прыгнули в гущу кустарника.
Женщина пошла к лагерю. Я, подождав, подошел
и увидел, что на выровненной месте была
нарисована антилопа, в шею которой вонзилась
только что выпущенная стрела. Когда охотники
вернулись с антилопой, убитой в шейную
вену, они, отдав добычу, немедленно отнесли
к рисунка клочок шерсти убитой антилопы
и сосуд, наполненный ее кровью, а потом
забрали стрелу и уничтожили изображения”.
Система магических действий включает
особую обрядность и особые предметы -
фетиши (фетиш - слово французского происхождения,
оно означает талисман, амулет).
Фетишизм - вера в сверхъестественную силу материальных
предметов. В древней человека объектами
поклонения были камни (особенно необычных
размеров и форм), дерева (или цели священные
рощи). Формы поклонения были разными:
от принесения жертв до причинения ущерба.
В наши времена фетишизм является составной
частью всех развитых религий - поклонение
кресту и ношение нательного креста в
христианстве, священный камень (метеоритного
происхождения) в мечети Кааба у мусульман
и т.д.
Исполнителями магических обрядов постепенно
становятся особые люди - знахари, колдуны,
шаманы, то есть возникает шаманизм. Таким
людям приписывалась способность общаться
со сверхъестественными силами, влиять
на них по своему желанию, путешествовать
в потусторонний мир. Как показывают этнографические
наблюдения, шаманы бывают умелыми гипнотизерами,
иллюзионистами, а также и певцами, поэтами,
розповідачами. Можно вспомнить относительно
недавнюю газетную сенсацию, связанную
с публикацией материалов о “бескровные
операции” филиппинских целителей. На
русском севере, где сильно развит был
шаманизм, находилось немало “свидетелей”
того, как шаманы летали, оживляли мертвых,
видели за сотни верст, создавали своих
и чужих двойников.
Анімістичні представление.
Первые захоронения принадлежат неандертальцам.
Одна из самых интересных для науки находок
- захоронение двух мальчиков на реке Сунгір
(север России) 23 тыс. лет назад. Одежда
похороненных был богато украшен бусинами,
копья и кинжалы из бивня мамонта красиво
украшенные резьбой. Изучая захоронения
в горах Загра (Ирак), ученые с анализом
пыльцы установили, что останки покоились
на ложе из цветов. Если смерть сопровождалась
ритуалом, это означает, что она была связана
с рядом соответствующих представлений.
Этот комплекс представлений получил
название - анимизм (от латинского - “душа”).
Анимизм - вера в существование душ и духов.
Анімістичні образы - это, во-первых, души
живых людей; во-вторых, духи умерших предков
(потому анимизм неразрывно связан с культом
предков); в-третьих, олицетворение сил
природы (души озер, рощ, ветров и т.п.).
Обряд погребения в древних людей был
достаточно сложный. Умерших хоронили
в углублениях и ямах, клали на спину или
на бок в согнутом положении, иногда председателя
ограждали каменными плитами. Мертвых
наряжали и клали рядом с ними посуда,
орудия труда, питание и различные ценные
предметы. Наличие погребального инвентаря
объясняется по-разному: или люди пытались
таким образом отогнать смерть от себя,
предотвратить мести умершего, или хотели
обеспечить всем необходимым для жизни
в потустороннем мире, или давали вещи
в дорогу, чтобы умерший добрался до мира
предков и нашел там покой. В большинстве
захоронений находят красную охру - своим
цветом она напоминает кровь - символ жизни.
Исчерпывающего объяснения этого ритуала
пока что не существует.
Этнографы собрали большой материал, характеризующий
первоначальные представления о душе
и потусторонний мир. Ведь анимизм присущ
всем народам. Эти представления содержат
картины “срывов” души умершего человека
из мира живых, ее путешествий в далекую
страну мертвых (у украинцев - это теплые
края), а также описания жизни, что ждет
душу в потустороннем мире. Как писал известный
исследователь первобытности Е.Тайлор,
“немного предметов будят в умах поэтов-дикарей
такие смелые и живые представления, как
мысль о будущей жизни”.
Расположение страны духов могло быть
разным - под землей, на земле, на Луне,
на звездах. Но они четко делятся на две
большие категории: по мнению одних - жизнь
души в царстве мертвых будет счастливым,
а по мнению других - часть душ в загробном
мире радуется, а часть - страдает. Большинство
народов считала, что души умерших могут
приходить из царства теней, посещать
живых во сне, покровительствовать им
в земных делах или же, наоборот, мешать.
Можно проследить, как вместе с развитием
самого человека, усложнением ее деятельности,
общественного устройства развивались
представления об окружающем мире. Вероятно,
что первые магические, тотемічні, анімістичні
верования преобладают в течение всего
верхнего палеолита. В конце этого периода
они переросли в определенные культы.
Таким был, вероятно, культ женщины-праматери
(“палеолитические Венеры”). С возникновением
земледелия и скотоводства в неолите связано
появление земледельческих культов, поклонение
Солнцу, стихиям, определенной картины
мира. Постепенно утвердилось трехуровневая
система мироздания: подземный мир - помещение
божеств, змеев, чудовищ, земной мир - мир
людей, живой природы, небесный мир - квартиры
большинства божеств и душ умерших. Три
этих миры воплощали в орнаментах на неолитической
керамике, представление о них остаются
и потом. Возникли устойчивые мифологические
образы, что позже сложились в цельную
мифологию.
***
В течение первобытной эпохи вследствие
очень длительного биологического развития
самого человека, совершенствования ее
материальной культуры, развития видов
деятельности (от охоты и собирательства
к земледелию и скотоводству), эволюции
искусства (от первых примитивных изображений
через расцвет первоначального реалистического
искусства в сложных абстрактных образов,
выраженных в орнаменте), осложнения и
расслоение общества, углубление представлений
об окружающем мире были заложены фундаментальные
основы всей современной человеческой
культуры.
Трипольская культура
О древнейшей трипольской культуре
написаны тысячи статей и свыше 80 книг.
Открытая более ста лет назад,
она продолжает вызывать множество
вопросов, на большую часть которых
так и не найдены ответы.
Первые находки трипольской культуры
были обнаружены киевским археологом
Викентием Хвойкой в 1893 году вблизи села
Триполье (отсюда и название культуры).
Позднее похожие открытия были сделаны
на территории Румынии и Молдовы, где трипольская
культура известна под названием культура
Кукутени. Изначально ученые предполагали,
что эта цивилизация была создана ариями
или древними славянами. Сегодня уже появилась
теория о том, что трипольская культура
не индоевропейского происхождения, однако,
ее точные истоки неизвестны до сих пор.
Трипольская культура датируется 5 400 –
2 700 годами до н.э. Трипольцы занимались
земледелием и скотоводством, достигли
больших успехов в гончарном деле и ткачестве.
Помимо зерновых и овощей, они выращивали
фруктовые сады. Первые вишневые деревья
на Украине были выведены именно трипольцами.
Трипольское гончарное искусство занимало
одно из первых мест в Европе того времени
по качеству и росписи. Об этом можно судить
по археологическим находкам: пролежав
в земле тысячи лет росписи, украшающие
посуду, не утратили своего цвета, а оригинальные
орнаменты могут служить образцом подражания
для современных мастеров. При раскопках
также было найдено множество статуэток,
изображающих сидящую женщину, меньше
— зооморфных фигурок, а также глиняные
креслица, модели жилищ, украшения.
Викентий Хвойка полагал, что трипольцы
жили в землянках и куренях. Но сегодня
ученые установили, что они строили удобные
и практичные дома из дерева и глины. Часть
помещений, служившая для жилья, отапливалась
печами и имела круглые окна, часть использовалась
под кладовые. Внутренние стены были коричневого,
красного или белого цвета и украшались
геометрическими орнаментами.
Внушительные трипольские поселения (некоторые
размером от 150 до 450 гектаров), датируемые
4 тысячелетием до н. э., которые фактически
можно назвать городами, представляют
собой уникальное явление той эпохи. Поселений
подобных размеров не было обнаружено
ни в Египте, ни в Месопотамии. Древнейшие
города Индии Мохенджо-даро и Хараппа
возникли на 1000 лет позже.
Никто не знает, на каком языке они говорили.
Существуют гипотезы, что трипольцы сделали
шаг к созданию письменности. Некоторые
трипольские символы имеют сходство с
шумерской клинописью. Однако в 3 500 - 3 300
гг. до н.э. трипольская цивилизация пришла
в упадок, и процесс создания письменности
был остановлен. Причины упадка доподлинно
не известны, возможно, он был вызван климатическими
изменениями. Трипольцы были вынуждены
переселиться в другое место, утратив
при этом значительную часть культурного
наследия.
Но трипольская культура не исчезла бесследно.
Все более популярным среди историков
становится мнение, что часть ее характерных
черт находит отражение в манере строительства
домов на Украине эпохи средневековья,
в орнаментах, используемых в украинской
вышивке, керамике, при росписи домов и
пасхальных яиц.