Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:14, реферат
Культура первобытного общества охватывает самый протяженный по времени и, возможно, наименее изученный период мировой культуры. Первобытная, или архаическая культура насчитывает более 30 тыс. лет.
Предпосылки возникновения
Когда человечество перешло от охоты и собирательства к земледелию (5-6 тыс. лет назад), закончился период первобытного искусства и первобытной культуры. Начался период ранних государств, письменности и городской цивилизации.
Однако подлинного
расцвета геометрический орнамент достигает
в эпоху земледельческих
Художники высокоразвитых земледельческих культур уже не копируют природу. Она отражена в геометрических абстракциях: круге, овале, линии. Фигурки женского божества подразумевают уже не реальную женщину, а обобщенное понятие плодородия. Спираль или ломаная линия обозначали воду, треугольник - плодородие, мир представлялся ромбом, ориентированным по сторонам света.
Таким образом, орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картиной мира. Уже искусство эпохи неолита показывает, что религиозное мировоззрение и эстетическое восприятие мира отнюдь не сводились к технической и функциональной целесообразности.
Таким образом, на смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстрактного орнамента, нанесенного на глиняную посуду. Земледельцы начинают украшать не стены естественно возникших пещер, а предметы, искусственно созданные своими руками. Украшения утвари, прежде всего керамической посуды, было естественным способом введения в круг искусства того, что раньше никогда к нему не принадлежало, а именно бытовых вещей, которые никакой религиозной функции не выполняли. Абстрактные символы отражали более сложное мировосприятие людей, их социальное взросление.
Зарождение архитектуры
Важнейшим моментом формирующейся земледельческой цивилизации стало зарождение совершенной нового вида искусства, невозможного и неизвестного охотникам и собирателям. Речь идет об архитектуре. Укрываться в случайно обнаруженной пещере - это одно, а строить из глины, дерева или камня искусственные постройки произвольных размеров и формы, располагая их в специально подобранных местах, - это уже совсем другое дело.
Под архитектурой понимается искусство проектировать и строить здания в соответствии с заранее намеченными целями и проектом, отвечающим техническими возможностями и эстетическими критериям местного коллектива (поселка, города, страны). Как вид искусства архитектура входит уже в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.
Организовывать,
перестраивать и осваивать
Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки - временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в средневековье).
Несколько позже
- в период древневосточных цивилизаций
- архитектурная организация
Погребения
Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии.
Археологи утверждают, что первыми начали хоронить своих предков еще неандертальцы 80-100 тыс. лет назад. Произошло подобное в эпоху мустьерской культуры. Так в археологии именуется позднейшая культура раннего палеолита в Европе, Юж. Азии, Африке (получила название по пещере Ле-Мустье во Франции)
Обряды погребения отражали двойственное стремление - удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и т. п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией и др.
Именно неандертальцы первыми на земле стали задумываться над вопросами жизни и смерти. Мертвых они предавали земле и клали в могилу оружие, инвентарь, пищу. Из этого можно сделать вывод, что они верили в загробную жизнь. А так как подобные представления предполагают наличие абстрактного мышления, неандерталец должен был обладать также способностью выражать свои мысли при помощи примитивного языка.
На более высокий уровень культура погребений поднялась у кроманьонцев. Умершим они давали в последний путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, служившие талисманами). В могилах кроманьонцев встречаются ожерелья из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Мертвых засыпали кроваво-красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что колени почти касались подбородка.
Обряды погребения
зависели от общественного положения
умершего (курганы вождей, пирамиды
фараонов), религиозных представлений
и др. Погребение иногда сопровождалось
или завершалось поминками, тризной.
В современную эпоху
В архитектурном
плане погребения делятся на два
основных вида: с надмогильными сооружениями (
Курганы (тюрк.) представляют собой надмогильные насыпи из земли или камня, обычно полусферической или конической формы. Древнейшие курганы датируются 4-3 тыс. до н. э., позднейшие - 14-15 вв. н. э. Распространенные практически во всех странах мира, они бывают одиночные или располагаются группами, иногда до нескольких тысяч курганов.Мегалиты (от мега... и ...лит) - культовые сооружения 3-2 тыс. до н. э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Наибольшую известность получили мегалиты Западной Европы (Стонхендж, Карнак), Северной Африки и Кавказа. К мегалитам относятся дольмены, менгиры, кромлехи.
В археологии получили
известность курганы Ямной
Ученые так и не решили, кого изображают каменные бабы - бога или человека. Но несомненно, что в III тыс. до н. э. в монументальном искусстве появляется образ человека. На протяжении эпохи бронзы он занимает в искусстве все большее место. Если в каменном веке зверей изображали чаще, чем людей, то в бронзовом соотношение обратное. Так, в III-II тыс. до н.э. в искусстве наступил решающий перелом. Отошло в прошлое творчество великих анималистов каменного века. В центр внимания мирового искусства все настойчивее выходит человек1).
Матриархат и патриархат
Стоянки охотников и собирателей каменного века постепенно превращались в деревни земледельцев - новый тип поселений, которые вырастали в разных частях земного шара. Впервые они появились на Ближнем Востоке в начале VII тысячелетия до н.э. В развитых культурах неолита возникают крупные города, насчитывавшие сотни и даже тысячи жителей.
В Месопотамии царства формировались вокруг шумерских городов, центрами которых были храмы. Жрецы здесь контролировали не только культовую деятельность, но и хозяйственную жизнь, организацию орошения и главные зернохранилища. Принадлежность практически всей земли в городе местному божеству и всеобъемлющее подчинение управления, хозяйства и культуры храму позволяли жрецам представлять царя как наместника Бога на земле.
Глубокие изменения
в эпоху неолита затронули не только формы
хозяйствования, но и религию, что,
несомненно, отразилось в искусстве. В
языческой религии сформировались двапринципиальн
Пастухи-кочевники поклонялись
Земледельцы, наоборот, имели постоянное жилье, а земля и скот составляли их имущество. Дом, очаг, семена и благодатная почва отождествлялись с плодородием в образе женщины. Основными символами женщины как носительницы жизни были геометрия пространства, разделенного на четыре стороны света, циклы Луны и вода. Вместо верований в бога-мужчину появились представления о Великой Матери. В Месопотамии это была Иннин-Иштар, а в Египте - Исида. Фигурки Великой Матери стояли во всех жилищах земледельцев.
Однако по мере
своего дальнейшего развития все
древневосточные цивилизации
Эпоха
патриархата - время разложения первобытного
общества и формирования ранних государств.
Иными словами, феномен
государства и феномен
патриархата настолько тесно связаны
между собой, что оторвать их друг от друга
просто невозможно. И оба они стали предтечей зарождения кул