Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 21:43, курсовая работа
Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему, сохранились и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заостренный камень выполнял в трудовой деятельности.
Введение
1 Первобытное искусство
1.1 Искусство каменного века
1.2 Искусство бронзового века
1.3 Религия
1.4 Музыка
1.5 Изобразительное искусство
2.Знаки и символы искусства
2.1 Танец, древнейшее из искусств
Заключение
Список литературы
Не
зная естественных причин явлений природы,
не понимая того, что происходит
вокруг них, люди стали одухотворять
предметы и силы природы, наделять их
сверхъестественными
Для
первобытного человека огромное значение
имела окружающая его географическая
среда. Природа довлела над человеком.
Отсюда возникновение культа природы
в его разнообразных вариантах.
Так, среди первобытных людей
было широко распространено почитание
солнца, земли, воды. Были развиты и
различные промысловые
Более
высокая форма первобытных
Для развитого родового строя, в первую очередь для отцовского рода, весьма характерен культ предков - почитание духов умерших предков, которые якобы влияют на жизнь потомков.
1.4 Музыка
Посторонних свидетелей поражает странное противоречие музыкального творчества «отсталых» народов. С одной стороны, кажется, очевидной примитивность их танцев и инструментов, и особенно их песен. С другой стороны, не менее очевидна та истовая серьёзность, строгость и торжественность, с которой они занимаются своей музыкой. Объяснением этого противоречия может быть лишь то обстоятельство, что музыка была неотъемлемой и крайне важной частью всех видов деятельности первобытного человека.
Охота, несомненно, тоже влияла на возникновение музыки – в основном опытом изучения животных, их движений и привычек. Воспроизводя в танце характер и облик животного, первобытный человек передавал не только ритмы его поведения. Не менее важной была с самого начала задача вокального подражания звукам, издаваемым животными. Вместе с тембровыми красками воспроизводились интервалы и интонации, присущие их голосам. Но и другие силы природы были живыми для первобытного человека: вода и земля, ветер и огонь, гроза и зной, цветы и деревья, горы, небо, солнце. Они должны быть укрощены и умилостивлены. Разве ветер не разговаривает с человеком на языке флейты? А барабан – на языке грома и грозы? Может быть, для укрощения ветра надо поиграть на флейте, а чтобы вызвать дождь – ударить во все барабаны?
И вот с первобытных времён до современных крестных ходов люди обращались к вещам, надеясь, договорится с богами. Флейта и барабан – это предметы, полные музыки. Но и своя музыка есть и у других предметов: у спущенного лука, стучащего топора, бренчащего ожерелья и падающего камня, льющейся воды и ласкающего света. Своя музыка у каждого времени дня, каждого состояния природы и человека. Кто хочет понять вещи, растения, животных, силы и времена природы, тот должен понять их голоса, услышать и разгадать их таинственные имена. Здесь корни первобытной магии имени и слова.
В
этом пространстве – от элементарного
подражания голосам природы до отражения
их в названии и имени – происходит
медленное восхождение от смутной
эмоции до прочного её закрепления
в человеческом голосе и слове. Музыка
с самого начала и до сих пор
соединяет оба этих полюса, в одних
случаях расплываясь в
Важнейшей особенностью первобытной музыки стала её повседневность. Но это не бессистемная мешанина непрерывного звучания. Повседневность первобытной музыки имеет чётко организованный и приуроченный характер. Существовала музыка, сопровождающая праздники и собрания, обряды, состязания и детские игры, ухаживание и убаюкивание детей. Вся музыка привязывалась к определённым делам и действиям, носила прикладной характер, не теряя при этом своей главной задачи – формирование единого мироотношения.
Формирование единого мироотношения – функция мировоззренческая или воспитательная – была сердцевиной, ядром всех других функций музыки. При этом музыка способствовала тому, чтобы мировоззрение усваивалось, не как совокупность понятий и слов, а как совокупность реальных переживаний, неизгладимых из памяти эмоций, как мощный заряд волевой энергии. Волевой элемент стал определяющим и организующим воспитательное воздействие музыки на первобытного человека. С этим и связывалось господство ритма, направленность эмоционального возбуждения, элемент внушения и даже гипноза, отмечаемый в первобытной музыке. Вовлекая всех в единое музыкальное действие, музыка устанавливала между людьми устойчивую связь.
Это связь, строго организованная в пространстве и во времени.
В пространстве – так как речь шла не о совместном прослушивании или параллельном движении в танце под одну и ту же музыку, а о совместном музицировании, подлинном сотворчестве, не знающем пассивных наблюдателей и изолированных мелких групп.
Во времени – ибо это сложившиеся в совместном музицировании единство людей не распалось, а развивалось.
В
первобытном хоре за художественно-творческим
единством ощущалось и
При
взгляде со стороны может показаться,
что первобытный человек
В музыкально-танцевальном «представлении», приуроченном к главным праздникам племени, как бы проигрывался заново весь жизненный процесс от прошлого до будущего и от труда до интимных отношений.
Знакомясь
с ранними ступенями
Чуткое внимание к ближайшей звуковой среде соединялось в этой музыке с космическим порядком природных явлений. И совершалось это соединение в каждой песне и в каждом танце.
Колыбельные у таких народов – детская энциклопедия окружающей жизни, матери пели в них и о заботах племени, и о трудностях собственной жизни, о прошлом и будущем, о растениях и животных, о самом простом и таинственно-непостижимом.
По звуку голоса взрослого и крику ребёнка, по тембру и ритму речи эти люди были способны поставить диагноз и назначить лечение музыкой.
Для мифологического сознания расстройства тела и души порождаются расхождением ритмов отдельной жизни с ритмами Вселенной. Поэтому «правильная» музыка всегда способна устранить разлад между человеком и природой.
1.5 Изобразительное искусство
Учёные справедливо отмечают, что
первобытное искусство
Сочетания простых точек, волнистые
линии, круги, треугольники (обычные
и перевёрнутые), спирали, шахматный
узор, параллельные полосы, зигзаги
и многое другое – у первобытного
человека была хорошая фантазия. Эти
знаки имели магическое значение,
которое усилилось после
2. Знаки и символы искусства.
С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.
Компонент «искусства»
не был исходным или основным
в той синкретической
2.1 Танец, древнейшее из искусств
С ее индивидуальным устойчивым своеобразием (т. е.-Двигательная первооснова танца связана с ходьбой 12 лет-походкой) или с временными и окказиональными особенностями. Известно, как дети 6 в радостном настроении иногда не столько идут, сколько быстро «перемещаются» подпрыгивая, слегка отталкиваясь при каждом шаге. Человек, в особенности ребенок, при неожиданном радостном известии может подпрыгнуть, и не раз, захлопать в ладоши, закружиться на месте. Так энергетически проявляется сильное внутреннее чувство, изменяющее движения человека. Так рождается танец. В движениях тела, составляющих танец, явлено из глубины организма идущее чувство, настолько сильное, что оно «рвется наружу»: это чувство вызывает движение и определяет его пластический рисунок, темп и ритм.
В отличие от утилитарной одноплановости движения в ритуале, движения в танце многофункциональны. Вырастая из ритуальных и магических телодвижений, танец вобрал в себя другие, менее утилитарные функции (чем у ритуала и магии). Древнейшая функция танца состояла в сплочении мужчин племени в одно большое тело, послушное единому ритму-движению. Танец (пляска) наполнял энергией сплоченности воинов и охотников (есть свидетельства этнологов о пляске, в которой одновременно участвовало несколько тысяч мужчин). Танец воспроизводил движения природы, и это понимание (узнавание) природы через танец передавалось телу и уму участников пляски. Танец подражал прыганью кенгуру, полету орла, охоте на бизона, гребцам на веслах, посеву и жатве, сватовству и браку, самой смерти… В Древнем Египте жрецы изображали танцами движение небесных светил. В плясках соперничали (в ловкости, выносливости); выбирали завтрашних жен и мужей, заручались их согласием или узнавали о несогласии. В танце более всего проявлялась эмоциональная жизнь человека; одновременно танец был средством эмоциональной разрядки.
О том, что танец древнее других искусств, свидетельствуют, с одной стороны, разнообразие явлений, этнографические данные о-напоминающих танцы, в жизни разных видов животных и птиц, а с другой, роли пляски в жизни племени.
Заключение
Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре
древнейшего человечества. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия – художественной. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности, обогащал свой духовный мир. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории