Первобытное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему, сохранились и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заостренный камень выполнял в трудовой деятельности.

Содержание

Введение
1 Первобытное искусство
1.1 Искусство каменного века
1.2 Искусство бронзового века
1.3 Религия
1.4 Музыка
1.5 Изобразительное искусство
2.Знаки и символы искусства
2.1 Танец, древнейшее из искусств
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик культурология.docx

— 37.57 Кб (Скачать файл)

Не  зная естественных причин явлений природы, не понимая того, что происходит вокруг них, люди стали одухотворять предметы и силы природы, наделять их сверхъестественными свойствами. Различные  благоприятные явления они считали  добрыми, а те которые приносили  болезни, голод, смерть, - наоборот злыми. Позднее люди стали представлять себе эти явления в виде могущественных существ- духов, демонов и т.п. Обожествлял  человек и животных. У людей, которые занимались главным образом рыболовством, обожествлялись рыбы. С приручением животных в первобытном обществе появляются боги в виде быка, собаки и других домашних животных, от которых люди ждали помощи в хозяйственной жизни.

Для первобытного человека огромное значение имела окружающая его географическая среда. Природа довлела над человеком. Отсюда возникновение культа природы  в его разнообразных вариантах. Так, среди первобытных людей  было широко распространено почитание  солнца, земли, воды. Были развиты и  различные промысловые культуры. Очень распространена была среди  первобытных людей также вера в магию. Согласно магическим представлениям, путём определённых действий, заклинаний можно воздействовать на какое- либо явление природы или на человека. Рано возник в первобытном обществе и фетишизм- почитание неодушевлённых материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными свойствами.

Более высокая форма первобытных верований - анимизм, то есть вера в духов и  душу. Первобытный человек населяет духами весь окружающий его мир. Душами, по его представлениям, обладают растения, животные, явления и предметы природы.

Для развитого родового строя, в первую очередь для отцовского рода, весьма характерен культ предков - почитание  духов умерших предков, которые  якобы влияют на жизнь потомков.

1.4 Музыка

Посторонних свидетелей поражает странное противоречие музыкального творчества «отсталых» народов. С одной стороны, кажется, очевидной  примитивность их танцев и инструментов, и особенно их песен. С другой стороны, не менее очевидна та истовая серьёзность, строгость и торжественность, с  которой они занимаются своей  музыкой. Объяснением этого противоречия может быть лишь то обстоятельство, что музыка была неотъемлемой и крайне важной частью всех видов деятельности первобытного человека.

Охота, несомненно, тоже влияла на возникновение  музыки – в основном опытом изучения животных, их движений и привычек. Воспроизводя в танце характер и облик животного, первобытный человек передавал  не только ритмы его поведения. Не менее важной была с самого начала задача вокального подражания звукам, издаваемым животными. Вместе с тембровыми красками воспроизводились интервалы  и интонации, присущие их голосам. Но и другие силы природы были живыми для первобытного человека: вода и  земля, ветер и огонь, гроза и  зной, цветы и деревья, горы, небо, солнце. Они должны быть укрощены и  умилостивлены. Разве ветер не разговаривает с человеком на языке флейты? А барабан – на языке грома и грозы? Может быть, для укрощения ветра надо поиграть на флейте, а чтобы вызвать дождь – ударить во все барабаны?

И вот с первобытных времён до современных  крестных ходов люди обращались к  вещам, надеясь, договорится с богами. Флейта и барабан – это предметы, полные музыки. Но и своя музыка есть и у других предметов: у спущенного лука, стучащего топора, бренчащего ожерелья и падающего камня, льющейся воды и ласкающего света. Своя музыка у каждого времени дня, каждого  состояния природы и человека. Кто хочет понять вещи, растения, животных, силы и времена природы, тот должен понять их голоса, услышать и разгадать их таинственные имена. Здесь корни первобытной магии  имени и слова.

В этом пространстве – от элементарного  подражания голосам природы до отражения  их в названии и имени – происходит медленное восхождение от смутной  эмоции до прочного её закрепления  в человеческом голосе и слове. Музыка с самого начала и до сих пор  соединяет оба этих полюса, в одних  случаях расплываясь в эмоциональной  неопределённости, в других – вступая  в неразрывный союз с ясным  и конкретным словом. Таким образом, как и все другие искусства, музыка изначально вплетена и в отражение  мира человеком и в человеческую психику, формируемую всей совокупностью  отношений человека к миру.

Важнейшей особенностью первобытной музыки стала  её повседневность. Но это не бессистемная мешанина непрерывного звучания. Повседневность первобытной музыки имеет чётко  организованный и приуроченный характер. Существовала музыка, сопровождающая праздники и собрания, обряды, состязания и детские игры, ухаживание и убаюкивание  детей. Вся музыка привязывалась  к определённым делам и действиям, носила прикладной характер, не теряя  при этом своей главной задачи – формирование единого мироотношения.

Формирование  единого мироотношения – функция мировоззренческая или воспитательная – была сердцевиной, ядром всех других функций музыки. При этом музыка способствовала тому, чтобы мировоззрение усваивалось, не как совокупность понятий и слов, а как совокупность реальных переживаний, неизгладимых из памяти эмоций, как мощный заряд волевой энергии. Волевой элемент стал определяющим и организующим воспитательное воздействие музыки на первобытного человека. С этим и связывалось господство ритма, направленность эмоционального возбуждения, элемент внушения и даже гипноза, отмечаемый в первобытной музыке. Вовлекая всех в единое музыкальное действие, музыка устанавливала между людьми устойчивую связь.

Это связь, строго организованная в пространстве и во времени.

В пространстве – так как речь шла  не о совместном прослушивании или  параллельном движении в танце под  одну и ту же музыку, а о совместном музицировании, подлинном сотворчестве, не знающем пассивных наблюдателей и изолированных мелких групп.

Во  времени – ибо это сложившиеся  в совместном музицировании единство людей не распалось, а развивалось.

В первобытном хоре за художественно-творческим единством ощущалось и мировоззренческое, и трудовое, и племенное, родовое  единство. Поэтому пение в таком  хоре было всеобщей школой нравственности. Духовно объединяя, совместное творчество в то же время дисциплинировало, внутренняя потребность совпадала  с долгом, индивидуальное – с  родовым. Не игнорируя индивидуальности, первобытное искусство ставило  ей жёсткие рамки, определяемые интересами общности. В своей повседневной жизни  человек зависел не только от многочисленных природных стихий, но и от установленных  обычаев, которые нужно было соблюдать, как бы они ни расходовались с  вновь приобретаемыми привычками и  опытом. Песня, танец, игра на музыкальных  инструментах позволяли слабому  компенсировать свои физические недостатки, неудачнику – вернуть интерес  женской половины племени, восстановить свой родовой авторитет. Компенсацией за слабость перед природными силами становилась магия звуков или  телодвижений. Огромную роль играла сама возможность «выпеть» горе и неудачи, «выплясать» накопившееся раздражение, расслабиться и душевно освободится.

При взгляде со стороны может показаться, что первобытный человек наслаждался  каким-то диким шумом, который рано называть музыкой. При взгляде изнутри  картина совершенно иная. Этот человек  наслаждался в совместном музыкальном  действии переживанием общности своего мироотношения коллективного, племенного, духовным единением, высвобождением и разрядкой психологического напряжения.

В музыкально-танцевальном «представлении», приуроченном к главным праздникам племени, как бы проигрывался заново весь жизненный процесс от прошлого до будущего и от труда до интимных отношений.

Знакомясь с ранними ступенями музыкальной  жизни, наивно было бы отнестись к  ним свысока. За видимой простотой  форм этой музыки скрывалось столь  сложное мировоззренческое ядро, такой комплекс реализуемых жизненных  функций, которому стоит позавидовать.

Чуткое  внимание к ближайшей звуковой среде  соединялось в этой музыке с космическим  порядком природных явлений. И совершалось  это соединение в каждой песне  и в каждом танце.

Колыбельные у таких народов – детская  энциклопедия окружающей жизни, матери пели в них и о заботах племени, и о трудностях собственной жизни, о прошлом и будущем, о растениях  и животных, о самом простом  и таинственно-непостижимом.

По  звуку голоса взрослого и крику  ребёнка, по тембру и ритму речи эти  люди были способны поставить диагноз  и назначить лечение музыкой.

Для мифологического сознания расстройства тела и души порождаются расхождением ритмов отдельной жизни с ритмами  Вселенной. Поэтому «правильная» музыка всегда способна устранить разлад между  человеком и природой.

1.5 Изобразительное  искусство

Учёные справедливо отмечают, что  первобытное искусство практически  не знает такого жанра, как пейзаж. Но это не означает, что в нём  отсутствует представление об окружающей действительности. Другой вопрос, что  представление это было не только символическим, но и в значительной мере абстрактным, поэтому и проявлялось  в абстрактных образах. Например, разнообразные геометрические фигуры и иные символы, которые сначала  появились в наскальных рисунках и на миниатюрных скульптурах  в качестве отдельных знаков, а  затем начали составлять орнаменты.

Сочетания простых точек, волнистые  линии, круги, треугольники (обычные  и перевёрнутые), спирали, шахматный  узор, параллельные полосы, зигзаги  и многое другое – у первобытного человека была хорошая фантазия. Эти  знаки имели магическое значение, которое усилилось после появления  керамики. Керамика - это отдельный  вид первобытного искусства благодаря  в первую очередь тому, что она  была покрыта разнообразными орнаментами. Именно здесь эти орнаменты, по мнению экспертов, впервые чётко создают  образ разделения мира на три части  – нижнюю, подземную; среднюю, земную, водную; верхнюю, небесную, воздушную, сверхъестественную. Кроме того, с  помощью этих символов обозначались явления реального мира – движение солнца и луны, звёзды, течение рек, даже те ли иные важные для человека растения.

 

 

 

2. Знаки и символы  искусства.

 

С первобытных времен различные  виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и  символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления  обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

 Компонент «искусства»  не был исходным или основным  в той синкретической деятельности, которую называют «первобытное  искусство». В ней сливались не  только разные протоискусства (например, танец и изображение с помощью скульптурных форм и / или красок), но и ряд других видов деятельности: 1) магия (т. е. попытки воздействовать на мир сверхъестественным образом); 2) обряд (культовое поклонение тотему, духу, божеству); 3) тренировка накануне охоты (в таком случае, например, скульптурное или нарисованное изображение объекта охоты выступало как тренировочный макет или мишень); 4) познавательная деятельность (танцевальное, звуковое или скульптурное изображение было воплощением или воспроизведением «понятого» и «наглядным пособием» для передачи этого знания другим). Магия и ритуал преобладали в этой синкретической деятельности и составляли ее утилитарную основу. В филогенезе ритуальное действие было первым семиотическим процессом, который формировал мифологические представления и речь. Ср. важное обобщение Вяч. Вс. Иванова: «Согласно новейшим исследованиям, язык символических действий как в истории отдельного человека, так и в истории человечества предшествует словесному языку и служит базой для усвоения последнего». Этому есть разные подтверждения, прямые и косвенные. Зачатки ритуала (своего рода «предритуал») отмечены в поведении приматов и насекомых; исследователям архаических культур известны древнейшие невербальные (т. е. не имеющие словесного сопровождения) ритуалы.

2.1 Танец, древнейшее из искусств

  С ее индивидуальным устойчивым своеобразием (т. е.-Двигательная первооснова танца связана с ходьбой  12 лет-походкой) или с временными и окказиональными особенностями. Известно, как дети 6 в радостном настроении иногда не столько идут, сколько быстро «перемещаются» подпрыгивая, слегка отталкиваясь при каждом шаге. Человек, в особенности ребенок, при неожиданном радостном известии может подпрыгнуть, и не раз, захлопать в ладоши, закружиться на месте. Так энергетически проявляется сильное внутреннее чувство, изменяющее движения человека. Так рождается танец. В движениях тела, составляющих танец, явлено из глубины организма идущее чувство, настолько сильное, что оно «рвется наружу»: это чувство вызывает движение и определяет его пластический рисунок, темп и ритм.

В отличие от утилитарной одноплановости движения в ритуале, движения в танце многофункциональны. Вырастая из ритуальных и магических телодвижений, танец вобрал в себя другие, менее утилитарные функции (чем у ритуала и магии). Древнейшая функция танца состояла в сплочении мужчин племени в одно большое тело, послушное единому ритму-движению. Танец (пляска) наполнял энергией сплоченности воинов и охотников (есть свидетельства этнологов о пляске, в которой одновременно участвовало несколько тысяч мужчин). Танец воспроизводил движения природы, и это понимание (узнавание) природы через танец передавалось телу и уму участников пляски. Танец подражал прыганью кенгуру, полету орла, охоте на бизона, гребцам на веслах, посеву и жатве, сватовству и браку, самой смерти… В Древнем Египте жрецы изображали танцами движение небесных светил. В плясках соперничали (в ловкости, выносливости); выбирали завтрашних жен и мужей, заручались их согласием или узнавали о несогласии. В танце более всего проявлялась эмоциональная жизнь человека; одновременно танец был средством эмоциональной разрядки.

О том, что танец древнее других искусств, свидетельствуют, с одной  стороны, разнообразие явлений,  этнографические  данные о-напоминающих танцы, в жизни разных видов животных и птиц, а с другой,  роли пляски в жизни племени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    Первобытное  искусство  сыграло  важную  роль  в  истории  и  культуре

древнейшего человечества. Воображение человека  воплотилось  в  новой  форме бытия – художественной. Закрепляя в зримых образах  свой  жизненный  опыт  и мироощущение,  первобытный  человек  углублял  и  расширял  представления  о  действительности,  обогащал  свой   духовный   мир.   Научившись   создавать изображения  (скульптурные,  графические,  живописные),   человек   приобрёл некоторую  власть  над  временем.  Первобытное  искусство  отразило   первые представления  человека об  окружающем  мире,  благодаря  ему  сохранялись  и  передавались знания и навыки, происходило  общение людей  друг  с  другом.  В духовной  культуре  первобытного  мира  искусство  стало  играть  такую   же универсальную роль,  какую   заострённый   камень   выполнял   в   трудовой деятельности.  Обращение  первобытных  людей   к   новому   для   них   виду деятельности  –  искусству  –  одно  из   величайших   событий   в   истории

Информация о работе Первобытное искусство