Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 08:54, контрольная работа
Процесс становления культуры начался с облавной охоты на крупного зверя - основы хозяйственного бытия и всей жизни первобытного общества. Охота эта была и коллективной и орудийной, она требовала значительно большей сноровки, умений, чем примитивные формы охоты и была к тому же более результативной. Те племена, которые не ощущали этого "зова будущего" и пытались существовать по-прежнему за счет индивидуальной охоты на мелких животных или собирательства, были обречены либо на исчезновение, либо, в лучшем случае, на длительное застойное существование - ведь не было никаких стимулов для развития творческого мышления. Ремесло еще только начиналось и заключалось лишь в некотором усовершенствовании способов обработки камня, но и здесь только те племена имели будущее, которые культивировали, т.е. совершенствовали, развивали свое умение.
Введение………………………………………………………. ……… 3-5 стр.
Первобытное общество и природа…………………………….6-8 стр.
Синкретизм в первобытной культуре: личное и общественное, материальное и духовное, эмоциональное и рациональное……8 стр.
Особенности мифологического сознания……………………….9-12 стр.
Анимизм, тотемизм, магия, фетишизм, ритуализм и их проявления в современности…………………………………………………12-15стр.
Первобытное искусство: происхождение, особенности, социальные функции………………………………………………………… 16-19стр.
Заключение……………………………………………………………20-22 стр.
Список используемой литературы………………………………………. 23стр.
Понятие мифопоэтики вводится также по следующим причинам: разведение обществ, культур и типов мировосприятия на «мифопоэтические» и «немифопоэтические» основывается на различии в восприятии причинности, пространства и времени, а также на различиях в языках данных культур.
Выбор некоторого набора коллективных представлений и определённое их соединение образуют основу всякой культуры и позволяют существовать всякому обществу - как мифопоэтическому, так и «цивилизованному». Различие состоит в том, какие именно коллективные представления, какие именно мифы ложатся в основу данной конкретной культуры, как они определяют восприятие времени, пространства и причинности, как влияют на специфику языка, и какому типу общества соответствует.
Мифы как «относительно устойчивые стереотипы массового сознания» оказываются распространёнными не только в мифопоэтических образах, но существуют во всех без исключения культурах.
Мифологически представления в архаическом обществе ещё отличаются неразвитостью, размытостью, это, скорее, образы объектов, которые соотносятся с образом верховного тотема, вызывающим сильнейшее переживание, на которое способен человек.
Мифы примитивных культур санкционируют социальный порядок, закрепляют право на данную территорию обитания, санкционируют моральные нормы, традиции, обряды племени, то есть выполняют важнейшие социальные функции.
Основными героями архаических мифов являются тотемические предки-демиурги и культурные герои, с деятельностью которых связано дальнейшее усложнение, «улучшение» и «приращение» разнообразных явлений мира и живых существ.
Первоначально мифологические образы являлись элементарными знаками, примитивными первичными носителями значений. Знак репрезентирует вещь, называет воспоминание или представление о ней, заменяет её. Так, тотем группы и есть сама группа. Первобытные племена верили, что к человеку «переходят» некоторые существенные черты тотема-животного.
Первобытное общество структурно определяло мифологическую систему классификации объектов. Социальная организация была моделью и матрицей для формирования мифологических систем и осознавалась при этом всем племенем как священная. В первобытном мифе нет ничего символического, миф - это действительность, переживаемая первобытным коллективом. Но установление неожиданных связей между несопоставимыми, на первый взгляд, предметами уже является своеобразным прологом символических подмен и ссылок.
Однако широкий символизм характерен для развитых форм мифологий и религий, искусства, науки, политики и идеологии, для современных мифологий. С помощью символа осуществляется культурная преемственность - передача знаний от поколения к поколению, а также устанавливаются прочные связи между членами данного общества благодаря общества разделяемых значений, смыслов, символов, мифов.
Одна особенность человеческого.
4. Анимизм, тотемизм, магия, фетишизм, ритуализм и их проявления в современности.
К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.
Анимизм. Верования в древнем человеческом обществе были тесно связаны с первобытными мифическими воззрениями и основывались они на анимизме (от лат. anima – дух, душа), наделение природных явлений человеческими качествами. В научный оборот термин введен английским этнологом Э. Б. Тайлером (1832 - 1917) в фундаментальном труде «Первобытная культура» (1871) для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии. Тайлор считал анимизм «минимумом религии». Ядом этой теории является утверждение о том, что изначально всякая религия произошла от веры «философа-дикаря» в способность «души», «духа» отделяться от тела. Неопровержимым доказательством этого были для наших первобытных предков такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации, случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления.
В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов.
Анимистические представления о природе души предопределили отношения первобытного человека к смерти, погребению, умершим.
Магия. Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia – волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.
Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди проблем истории религий. Одни ученые, как известный английский религиовед и этнолог Джеймс Фредер (1854-1941), видят в ней предшественницу религии. Немецкий этнолог и социолог А. Фиркандт (1867-1953) рассматривает магию как главный источник развития религиозных представлений. Русский этнограф Л.Я. Штернберг (1861-1927) считает ее продуктом ранних анимистических верований. Несомненно, одно – «магия скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное».
Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из этой роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии.
Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних видах магии преобладают обряды контактного типа, в других – имитативного. К первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым – метеорологическая. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным, зачастую с употреблением шкур животных. Может быть, именно охотничьи пляски запечатлены в рисунках первобытного художника в палеолитических пещерах Европы. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии – охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья.
Как и всякая религия, магические верования являются лишь фантастическим отражением в сознании людей, господствующих над ними внешних сил. Специфические корни разных видов магии – в соответствующих видах человеческой деятельности. Они возникли и сохранились там тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы.
Один из древнейших, притом самостоятельных, корней религиозных верований и обрядов связан с областью взаимоотношения полов – это любовная магия, эротические обряды, различные виды религиозно-половых запретов, поверья о половых связях человека с духами, культ божеств любви.
Многие виды магии используются и в наше время. Например один из самых устойчивых видов магии - половая магия. Ее обряды нередко и сейчас продолжают существовать в своей самой простой и непосредственной форме.
Магические представления определяли всю содержательную сторону первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным.
Фетишизм. Разновидность магии – фетешизм (от франц. fetiche – талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями - фетешизма – могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему пользу.
Вера в амулеты (от араб. гамала - носить) восходит к первобытному фетешизму и магии. Она была связана с конкретным предметом которому предписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий и болезней. В Сибири неолитические рыболовы подвешивали к сетям каменных рыб.
Фетишизм широко распространен и в современных религиях, например, поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве.
Тотемизм. В истории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом» и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем – его род). Тотетизм – это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже – явлениями природы).
От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.
Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовых обществ в Китае в древний период племя инь (иньская династия) почитало в качестве тотема ласточку. Прослеживается влияние тотемических пережитков на мировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема в более развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного животного. Некоторые авторы считают, что и христианское таинство причастия коренится в отдаленном тотемном обряде.
5. Первобытное искусство: происхождение, особенности, социальные функции.
ля того, чтобы как можно более истинно отразить процесс возникновения и вызревания искусства, необходимо на некоторое время представить себя первобытным человеком, мыслить и думать так, как это делали первобытные люди. Необходимо ознакомиться с представлениями первобытных людей, о которых нам косвенно рассказывают некоторые археологические данные и исследования.
Теории первобытного мышления.
Известны различные теории первобытного мышления. По Фрейду оно было сексуальным, по Фрейзеру - магическим. З. Фрейд в работе «Тотем и табу» стремился доказать, что все миросозерцание первобытных людей сводилось к выражению сексуальных желаний, якобы составлявших основу мифов и обрядов. Некоторые мистики считали, что первобытные люди обладали особой интуицией и интеллектом. Курт Шиллинг изображал дикаря, погруженного в раздумья о сущности бытия.
Наука отвергает романтические теории о «дикаре», ломавшем себе голову в поисках первопричины всех явлений, желающего постичь тайну смерти. Для того, чтобы придумать сверхъестественный мир, необходимо умение фантазировать, а такой навык появился у человека не сразу.
Дж. Фрезер уверял, что магия предшествовала религии, возникла из-за того, что люди пытались делать умозаключения по схожести предметов: например, верили в то, что бесплодное животное распространяет бесплодие. Предметы, наделенные особыми качествами будто бы могут передавать их тем, кто вступил с ними в контакт. Таким образом, магическое мышление, по Фрезеру основано на двух принципах: закон подобия и закон соприкосновения.
Магии включает в себя неотъемлемый элемент любой религии - Веру в существование волшебства. Однако приписывать первобытным людям особое магическое мышление нельзя, так как мышлению был присущ и рационализм. Если бы первобытные люди обладали исключительно магическим мышлением, они не изобрели бы огонь и не научились строить жилища. Гипотеза о двух формах мышления: логическом и магическом - также неверна, потому что понятия и умозаключения, связанные с магией (законы подобия и соприкосновения) подчиняются логическому мышлению.
Прогресс человечества связан не с магией, а с ее преодолением. Учение Пифагора изначально основывалось на вере магическую силу чисел, он считал число началом и основой всех вещей. Например, числа у него делились на мужские (четные) и женские (нечетные), обозначали части тела человека: 1 - мозг, 2 - сердце, 3 -пупок. Пифагор опирался на магию, но одним из первых открыл количественные закономерности в природе. Декарт считал, что философия появилась тогда, когда у людей возникли сомнения в истинности вымыслов колдунов и жрецов.
Рождение философии.
Первобытный человек представлял мир таким, каким непосредственно видел его. Например, у некоторых Племен Западной Африки есть термины для обозначения только черного, белого и красного цветов.
Первобытный человек осваивался с силами природы путем олицетворения, уподобления ее себе. Первобытный человек изначально даже отожествлял себя с животными: некоторые племена Африки не могли указать, в чем разница межу волом и человеком.
В основе человеческого мышления, по Павлову, лежит вечная жажда причинности. Для первобытных людей нет действия без причины. Во всякой болезни или смерти они искали конкретного виновника.
Один этнограф, много лет исследовавший папуасское племя бувак на Новой Гвинее, говорит, что туземцы начинают размышлять, когда обычный ход вещей нарушается, когда они сталкиваются с чем - то пугающим. Потребности в объяснении обыденного они не имеют.