Первые Христианские Храмы на Руси. Архитектурный образ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

В течение последних пяти-шести лет в России наступил настоящий «бум» строительства. Огромные неуклюжие железобетонные монолиты и уродливые мини-офисы стали появляться как грибы после дождя вдоль магистральных улиц и небольших переулков, преграждая пешеходные дорожки и придавая даже исторической части городов неопрятный и едва ли достойный восхищения вид. В средствах массовой информации все чаще стала звучать мысль о несоответствии планов архитектурной застройки и ожиданий большинства россиян, об отсутствии вкуса у архитекторов, многие из которых преследуют главную цель — сделать здание максимально функциональным, ориентированным на обслуживание населения. Постиндустриальная эпоха, в который мы живет, отказывается от прежних образов: здания не вписываются гармонично в окружающий пейзаж и не подчеркивают никакой национальной идеи. Это, можно сказать, монстры эпохи глобализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ…………………….. 9
1.1. Ветхий и Новый Завет о первых храмах еврейского народа….. 9
1.2. Храмы в первые века христианства……………………………….. 10
ГЛАВА II. ОФОРМЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ В XI—XIII ВВ……………………………………………………………….. 12
ГЛАВА III. УСТРОЙСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА НА РУСИ: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ. СИМВОЛИКА ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА…….. 14
ГЛАВА IV. ПЕРВЫЕ ДРЕВНЕРУССКИЕ ХРАМЫ: СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВНЕРУССКИХ ФОРМ…………………… 17
4.1. Состав храмов…………………………………………………… 17
4.2. Характеристика архитектурных форм………………………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………... 23
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ…………………………………………… 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик, перв христ храмы.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

Начиная с V в. в Византии начали строить храмы крестовидной формы со сводом и куполом над средней частью храма. Редко строились круглые или восьмигранные храмы. Византийская церковная архитектура оказала большое влияние на весь православный Восток, в том числе и на Русь, особеннос с принятием христианства по греческому образцу в конце X в.

Таким образом, основа композиции православного русского храма восходит к иудейской скинии и базиликам первых веков христианства. Однако у православных древнерусских храмов, безусловно, были свои специфические черты, которые придавали им самобытный архитектурный облик. Появление храмов на Руси было связано с принятием князем Владимиром новой религии — Христианства и оформлением церковно-организационной структуры. Обратимся к этому вопросу.

 

ГЛАВА II. ОФОРМЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ В XI—XIII ВВ.

После принятия князем Владимиром  христианства по греческому образцу, светская власть предприняла меры  по оформлению и укреплению организационных структур Церкви. Во главе ее стоял  киевский  митрополит, а в крупных городах —  епископы,  ведавшие церковными делами большой округи — епархии (первоначально их  было  пять, потом их число увеличилось до пятнадцати человек). В начале XI в. образовались  епископии в Новгороде, Чернигове, Переяславле. Во второй половине XI в. была создана епископия во Владимире-Волынском. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа. Так появились смоленская, рязанская, галичская, перемышльская, луцкая,  суздальская и другие епископии20.

Епископам  принадлежала вся полнота церковной власти в их области: не только право суда над  духовенством, но и суда по многим гражданским делам. Они владели землями, селами и городами, которые получили во владение по жалованным и вкладным грамотам князей. У них были свои слуги из числа знати (дети боярские), холопы и даже свои полки. Кроме того, князья давали на содержание церквей десятину — десятую долю своих даней и оброков.

Монастыри и малые монастырьки, возникшие на погостах (прообраз домов-богаделен) играли не только важную хозяйственную роль в жизни древнерусского общества, что не раз подчеркивали дореволюционные и советские историки. Они были в первую очередь рассадниками культуры, центрами духовности и имели нередко покровителей из числа самых знатных лиц. В  таких монастырях были хорошие библиотеки; здесь велись летописи, сочинялись проповеди,  записывались внутренние монастырские события.

В селах и деревнях стали возникать православные приходы, центрами которых становились приходские церкви. Их строительство поначалу было делом священников, некоторые из которых прибыли на Русь из Моравии, Болгарии, Корсуня, а другие были сыновьями тех клириков, которые начинали пропаганду христианства в середине Х в.21 Образование священнослужителей в XI в. велось в школах, которые открывались при церквах и монастырях.

Ко времени Ярослава относится окончательной оформление церковной организации. Именно при нем была основана митрополия в Киеве, основана Соборная церковь святой Софии, созван первый церковный собор в Киеве и сделана попытка установить церковную автокефалию путем избрания собственного митрополита из числа русского духовенства22.

Церковь стала оказывать большое влияние на экономическую и политическую жизнь, на быт населения. Она выступала в  качестве гаранта междукняжеских  соглашений, закреплявшихся   «крестным   целованием», привлекалась к ведению переговоров между враждовавшими князьями и с соседними государствами  — ее представители нередко  выполняли  роль  послов.

С храмом была связана вся жизнь средневекового человека: от рождения (крестины) до смерти (обряд отпевания). Участвуя в богослужениях и обрядах, прихожане должны были ощущать близость небесного мира. Архитектурные формы и внутренняя роспись были призваны символизировать «земной»и «небесный» миры, влиять на чувства верующих, помогать в восприятии Евангельской проповеди. Рассмотрим далее общие черты в композиции православного русского храма.

 

 

ГЛАВА III. УСТРОЙСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА НА РУСИ: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ. СИМВОЛИКА ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА

Храм строился алтарем на восток. Не возводились православные храмы, алтарной частью обращенной на запад. В православном храме выделяют три части: притвор, основной объем храма – кафоликон (средняя часть) и алтарь (рис. 2). В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. Притвор являлся символом греховной земли.

Средоточием храма  является его алтарная часть. Это место таинственного пребывания Господа Бога. Алтари посвящались какому-либо христианскому празднику или Святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником.

Самое важное место в алтаре — престол в форме четырехугольного стола, который имеет две одежды: нижнюю из белого полотна (срачица) и верхнюю парчовую (индития). Иногда в храме устраивали несколько алтарей (приделов), каждый из которых был посвящен своему святому или событию.Символическое значение престола — как места, где невидимо пребывает Господь. На престоле находится антиминс — освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Иисуса Христа во гроб с зашитой частицей мощей какого-либо святого. Связано это с тем, что в первые века христианства служба (литургия) совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Антиминс хранится в чехле (илитон). Возле восточной стены в алтаре находится горнее место — возвышенное седалище, предназначенное для архиерея и синтрон — дугообразная скамья для духовенства, примыкающая изнутри к восточной стене алтаря. К XIV-XV вв. стационарный синтрон исчезает. Вместо него при архиерейском богослужении устанавливают переносное кресло без спинок и ручек.

Алтарную часть от кафоликона отделяет инокостас. Иконостас — символ небесной Церкви, предстоящей с земною. Вдоль иконостаса со стороны основного пространства храма располагается небольшое протяжённое возвышение — солея (внешний престол). Общий уровень пола алтаря и солеи совпадают и приподняты над уровнем храма, количество ступеней — одну, три или пять. Символическое значение солеи — приближение к Богу всех священнодействий, происходящих на ней. Там же устраивается амвон (выступ солеи перед царскими вратами), с которого священником произносятся слова Священного Писания и проповеди. Амвон представляет собой гору, с которой проповедовал Христос. Места для певчих во время богослужения называются клиросами и находятся на солее.

Основное пространство храма — кафоликон — область земного пребывания людей, место их общения с Богом.

Кровля храма увенчана куполом с крестом. По распространенной традиции, православные храмы могут иметь:

  • 1 купол — символ Господа Иисуса Христа;
  • 2 купола — символ двух естеств Иисуса Христа (божественного и человеческого);
  • 3 купола — символ Святой Троицы;
  • 5 куполов — символ Иисуса Христа и четырех евангелистов;
  • 7 куполов — символ семи Вселенских соборов и семи христианских таинств;
  • 9 куполов — символ девяти чинов ангельских;
  • 13 куполов — символ Иисуса Христа и 12 Апостолов;
  • 24 купола — символ 12 пророков в Ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете;
  • 25 куполов — символ 12 пророков в Ветхом Завете, 12 апостолов в Новом Завете и Иисуса Христа;
  • 33 купола — символ возраста Иисуса Христа, в котором его распяли.

В византийской традиции купол крылся непосредственно по своду, в русской традиции в связи с «вытягиванием» формы купола возникло пространство между сводом и куполом. Колокольня символизировала свечу Господу Богу. Территория вокруг храма обязательно благоустраивалась, производилось ограждение участка.

Таким образом, пространство храма было разделено на несколько частей, символизировавших горний и земной мир. В храме невидимо сливаются с помощью символов два этих мира. Эти символы характерны для церковной православной архитектуры России различных исторических эпох. В то же время, у древнерусских храмов были свои особенные черты, которые позволяют относить их к единому стилю. Остановимся на характеристике основных архитектурных особенностей древнерусских храмов.

 

ГЛАВА IV. ПЕРВЫЕ ДРЕВНЕРУССКИЕ ХРАМЫ: СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВНЕРУССКИХ ФОРМ

4.1. Состав храмов

История строительства православных храмов в древнерусском государстве начинается в IX веке, когда в 867 г. состоялось первое массовое крещение Киевской Руси. Киевский князь Аскольд (882), приняв святое крещение с именем Николай и крестив свою дружину с частью населения Киева, построил церковь во имя пророка Илии на Подоле. К 882 г. относится летописное упоминание о киевских храмах во имя святителя Николая и во имя святой Ирины. Великая княгиня Киевская Ольга (969), крестившись в 955 году в Царьграде, построила для многочисленных тогда уже христиан в Киеве, Витебске и других городах Древней Руси несколько храмов, в том числе, церковь во имя Святой Троицы в Пскове (957—965) и, возможно, храм в честь Преображения Господня в Новгороде23.

После крещения внука святой равноапостольной княгини Ольги великого князя Владимира (1015), совершившегося в 987 году в Корсуни, святой князь построил там церковь, а вернувшись домой с первым митрополитом Руси греком св. Михаилом (991) и повелев крестить киевлян, по свидетельству «Повести временных лет»: «приказал рубить церкви… И поставил церковь во имя святого Василия на холме… И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам»24.

Основание первого известного каменного храма на Руси, построенного из плоского кирпича-плинфы, относится к 989 г., когда святой князь Владимир на месте убиения первых мучеников на Руси варягов Феодора и Иоанна задумал создать церковь Пресвятой Богородице. Собор в честь Успения Божией Матери — Десятинная церковь (рис. 3), возведенный и расписанный греческими мастерами, представлял собой типичный византийский трехнефный, крестово-купольный храм, украшенный мозаиками и фресками.

После кончины св. князя Владимира его сыновья — князья Мстислав и Ярослав — вели храмостроительство каждый в своей отчине. Князь Мстислав (1026-1036) в своем стольном городе Чернигове построил с привлечением византийских мастеров пятикупольный собор в честь Спаса Преображения (1034-1036) (рис. 4) по подобию киевской десятинной церкви, с хорами и некоторыми чертами константинопольских купольных базилик.

Ярослав Мудрый (1015-1054), став после кончины Мстислава державным князем всей русской земли, осуществляет в Киеве большое строительство. При нем была заложена церковь Софии Премудрости Божией в г. Киеве (рис. 5) около 1037 г., в память победы над печенегами. Прототипом при создании Софии Киевской служила София Константинопольская – главный храм Византийского Патриархата. Грандиозный пятинефный крестово-купольный тринадцатиглавый Софийский собор, украшенный мозаичными изображениями и фресками, мраморными колоннами и плитами пола, становится центром Православия на Руси – Русской Митрополией. Он служит также местом летописания и торжественного посажения на великокняжеский стол киевских князей и местом их погребения.

Киевский Софийский собор выражает идею Церкви как единства, состоящего из множественных, обладающих определенной самостоятельностью частей. Иерархический принцип устроения мироздания, ставший основной доминантой византийского мировоззрения, наглядно выражен как во внешнем, так и во внутреннем облике храма. Человек, входящий в собор, чувствует себя органически включенным в иерархически упорядоченную вселенную.

В 1045—1050 гг. была построена церковь Святой Софии в Новгороде (рис. 6) по благословению архиепископа Новгородского Луки. Собор стал главной святыней и символом города. «Где святая София, там и Новгород» - говорили новгородцы. В соборе решали государственные вопросы, хоронили новгородских владык, князей и посадников, держали казну. Библиотека собора была крупнейшим собранием древних рукописей и книг, а в соборной ризнице хранились богослужебная утварь, выполненная лучшими мастерами – серебрянниками, златокузнецами и вышивальщицами. Для росписи собора князь Владимир были приглашены иконописцы из Константинополя.

По сравнению с Софией Киевской Новгородский собор отличается меньшими габаритами и количеством глав, что соответствовало иерархической подчиненности Новгородской епархии Киевской митрополии. Сохраняя связь с образцом, новый собор приобрел самобытные черты, связанные со спецификой заказа и местными условиями строительства. Эта тенденция проявляется и во всей последующей истории храмостроительства на Руси.

В 50–х годах XI в. князем Всеславом (ум. 1101) был построен еще один собор во имя Софии Премудрости Божией в Полоцке (рис. 7) — большой пятинефный храм с тремя полукруглыми апсидами и семью главами.

Первый монастырь на Руси был основан в 989 году св. митрополитом Михаилом на одной из киевских гор, где на месте древнего капища со статуей Перуна он поставил деревянную церковь во имя своего Ангела - Архистратига Михаила. Прибывшие вместе с митрополитом из Византии иноки основали на высокой горе близ Вышгорода Спасский монастырь.

4.2. Характеристика архитектурных форм

Самым распространенным типом храма был храм крестово-купольный. Основу крестово-купольной системы храма составляет равноконечный крест, образуемый пересечением центральных широких нефов, над центром которого высится поднятый на круглом барабане купол. Крест являлся символ креста Христова как основы вечного спасения, Круг — символом вечности. Композиция храма крестово-купольного типа с центральным куполом, символизирующем небо, над кубическим объемом, символизирующем землю, воплощала основную мысль христианского вероучения о единении небесного (духовного) и земного (материального), ставшего возможным благодаря пришествию на землю и Крестной Жертве Иисуса Христа. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась на русской почве шлемовидной. В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре стороны света. В центральной части соборного храма может быть двенадцать и более столпов.

Информация о работе Первые Христианские Храмы на Руси. Архитектурный образ