Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 10:12, курсовая работа
В течение последних пяти-шести лет в России наступил настоящий «бум» строительства. Огромные неуклюжие железобетонные монолиты и уродливые мини-офисы стали появляться как грибы после дождя вдоль магистральных улиц и небольших переулков, преграждая пешеходные дорожки и придавая даже исторической части городов неопрятный и едва ли достойный восхищения вид. В средствах массовой информации все чаще стала звучать мысль о несоответствии планов архитектурной застройки и ожиданий большинства россиян, об отсутствии вкуса у архитекторов, многие из которых преследуют главную цель — сделать здание максимально функциональным, ориентированным на обслуживание населения. Постиндустриальная эпоха, в который мы живет, отказывается от прежних образов: здания не вписываются гармонично в окружающий пейзаж и не подчеркивают никакой национальной идеи. Это, можно сказать, монстры эпохи глобализации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ…………………….. 9
1.1. Ветхий и Новый Завет о первых храмах еврейского народа….. 9
1.2. Храмы в первые века христианства……………………………….. 10
ГЛАВА II. ОФОРМЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ В XI—XIII ВВ……………………………………………………………….. 12
ГЛАВА III. УСТРОЙСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА НА РУСИ: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ. СИМВОЛИКА ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА…….. 14
ГЛАВА IV. ПЕРВЫЕ ДРЕВНЕРУССКИЕ ХРАМЫ: СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВНЕРУССКИХ ФОРМ…………………… 17
4.1. Состав храмов…………………………………………………… 17
4.2. Характеристика архитектурных форм………………………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………... 23
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ…………………………………………… 25
Другой древнейшей формой храма — деревянного — был так называемый «клетский храм», состоящий из покрытой двускатной кровлей клети — избы — с прирубленными к ней с востока алтарем, а с запада — трапезой или папертью. Храмы большого размера строились путем комбинации нескольких срубов. Храмы более сложного типа строились возможно уже тогда в виде пирамиды из поставленных друг на друга квадратных клетей уменьшавшихся кверху. Иногда строились многогранные храмы, покрывавшиеся высокой шатровой кровлей. Эти древнейшие типы деревянных храмов до сих пор сохранились на Русском Севере.
Таким образом, грандиозные соборы, построенные вскоре в Киеве, Новгороде и Владимире, были символами могущества Древнерусского государства, символами религиозной преемственности византийских традиций. В соборах, построенных в княжествах прежде единой Киевской Руси стали все больше проявляться самобытные детали. Византийские традиции и приемы были творчески преобразованы, приорели специфические национальные черты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принятие христианства по Восточному образцу способствовало не только включению Киевской Руси во вселенский организм Церкви. Оно познакомило Русь с передовыми достижениями культуры и духовной жизни более развитой Византийской Империи. Православие не только пробудило потребность в книгах и в строительстве церквей. Это способствовало заимствованию архитектурных форм и греческих традиций, содействовало в конечном счете развитию широких культурных связей с Византией и западноевропейскими государствами, обогащению древнерусской культуры.
В настоящее время сохранились единичные памятники — поразительные по своей художественной ценности образцы архитектурного искусства Киевской Руси первых времен христианства, навеянные лучшими образцами византийского строительства эпохи его расцвета. Поэтому основная трудность в изучении архитектурного облика первых православных храмов Древней Руси заключается в поиске новых археологических и рукописных достоверных источников, в применении новых методов их анализа.
В целом архитектура первых храмов Древней Руси была глубоко связана с традициями византийского зодчества, которое своими корнями восходит к ветхозаветному преданию и традициям первых веков христианства. На Руси широкое распространение получил крестово-купольный тип храма, способный языком своих архитектурных форм, наделенных глубоким символическим смыслом, выражать самый сокровенный смысл православного вероучения, быть своеобразной проповедью в камне. Однако храмы, построенные древнерусскими зодчими, не являлись точной копией греческих. С самого начала наметился синтез приемов — греческих и тех, которые сформировались на родной почве. Зодчие творчески перерабатывали достижения не только Византии, но и Западной Европы.
Синтез вскоре проявился не только в архитектуре, но и в других видах искусства. В архитектурных образах отдельных храмов XI—XIII вв. находим много аналогий с образами, которые использовали древнерусские писцы при оформлении рукописей (в это время был распространен так называемый старовизантийский стиль орнамента с присущими ему «варварскими чудовищными элементами»).
Таким образом, в древнерусском храме воплотился синтез греческих и славянских традиций. Общие черты и символы, характерные для церковной христианской архитектуры, были творчески переработаны. Они со всей очевидностью передают внутренний мир древнерусского человека, напряженность и эмоциональность его духовной жизни, которая была тесно связана с повседневной земной жизнью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Источники
2. Литература
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Рисунок 1. Церковь св. Софии в Константинополе, 532—537 гг.
Электронный ресурс: Электронное учебное пособие по дисциплине «История Искусств». Режим доступа: http://iskusstvu.ru, свободный.
Рисунок 2. Строение православного храма.
Рисунок 3. Десятинная церковь в г. Киеве, 989 г.
Электронный ресурс: «X Юбилейная выставка - форум Православная Русь»
Рисунок 4. Спасо-Преображенский собор в г. Чернигове, 1034-1036 гг.
Рисунок 5. София Киевская, 1037 г. Фасад. Вид сверху.
Проект реконструкции архитектора М. Й. Кресального
при участии архитекторов Ю. С. Асеева и
В. П. Волкова: [Электронный ресурс] // Кресальний
М. Й. София Киевська — памятник архитектури XI—XVIII ст. Киев, 1967. Режим доступа: http://www.rusarch.ru/
Рисунок 6. София Новгородская, 1045—1050 гг. Вид сверху.
Брунов Н., Травин Н. Собор Софии в Новгороде // Сообщения института
истории и теории архитектуры. Вып. 7. М.,
1947. С. 1—41. Электронный ресурс: Русарх.
Электронная научная библиотека по истории
древнерусской архитектуры. Режим доступа: http://www.rusarch.ru/brunov1.
Рисунок 7. Церковь Софии Премудрости Божией в г. Полоцке, сер. XI в.
приложение
Альбом иллюстраций
рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
3.1. Фасад
3.2. Вид сверху
Рисунок 6.
6.1. Вид сверху
6.2. Вид на храм.
1 Добиаш-Рождественская О. А. Западное средневековое искусство // Она же. Культура западно-европейского Средневековья. Научное наследие. М, 1987. С. 23, 176.
2 Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв. В 2-х т. Т. 1. XII столетие / Отв. ред. Б. А. Рыбаков. М., 1961. С 9.
3 Там же.
4 Раппопорт П. А. Основные итоги и проблемы
изучения зодчества Древней Руси // Древнерусское
искусство. Художественная культура X
— первой половины XIII в. М., 1988. С. 7—12. Электронный
ресурс: РусАрх. Электронная научная библиотека
по истории древнерусской архитектуры.
Реж. доступа: http://www.rusarch.ru/
5 Грабарь И. Э. Древнейшие храмы Новгорода:
[Электронный ресурс] // Русарх. Электронная
научная библиотека по истории древнерусской
архитектуры. Режим доступа: http://www.rusarch.ru/grabar_
6 Заграевский С. В. Некоторые вопросы организации
древнерусского строительства: [Электронный
ресурс] // С. В. Заграевский. Личная страница.
Режим доступа: http://www.zagraevsky.com/
7 Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси.
Л., 1986. 159 с. Электронный ресурс: РусАрх.
Электронная научная библиотека по истории
древнерусской архитектуры. Реж. доступа: http://www.rusarch.ru/
8 Заграевский С. В. Некоторые вопросы организации
древнерусского строительства: [Электронный
ресурс] // С. В. Заграевский. Личная страница.
Режим доступа: http://www.zagraevsky.com/
9 Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси.
Л., 1986. 159 с. Электронный ресурс: РусАрх.
Электронная научная библиотека по истории
древнерусской архитектуры. Режим доступа: http://www.rusarch.ru/
10 Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура.
СПб., 1993. 143 с. Электронный ресурс: РусАрх.
Электронная научная библиотека по истории
древнерусской архитектуры. Режим доступа: http://www.rusarch.ru/
11 Воронин Н. Н. Указ. соч. С. 16-17.
12 Заграевский С. В. Некоторые вопросы организации
древнерусского строительства: [Электронный
ресурс] // С. В. Заграевский. Личная страница.
Режим доступа: http://www.zagraevsky.com/
13 Он же. Типологическое формирование
и базовая классификация древнерусского
церковного зодчества: [Электронный ресурс]
// С. В. Заграевский. Личная страница. Режим
доступа: http://www.zagraevsky.com/
14 Заграевский С. В. Юрий Долгорукий и древнерусское
белокаменное зодчество. М., 2001. 280 с. См.
электронный ресурс: РусАрх. Электронная
научная библиотека по истории древнерусской
архитектуры. Реж. доступа: http://www.rusarch.ru/
15 Маслов Ю. В. Строительная история Георгиевского
собора в городе Юрьеве-Польском (1152—1471
гг.). Электронный ресурс: РусАрх. Электронная
научная библиотека по истории древнерусской
архитектуры. Реж. доступа: http://www.rusarch.ru/maslov2.
16 Красовский И. С. Загадки десятинной церкви
в Киеве: [Электронный ресурс] // РусАрх.
Электронная научная библиотека по истории
древнерусской архитектуры. Реж. доступа: http://www.rusarch.ru/
17 Исход 25:9, 26:30 // Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М., 2000. С. 78, 80.
18 Третья книга царств 9:3 // Там же. С. 326—329, 384—385.
19 Евангелие от Иоанна Богослова 2:13-20 // Там же. С. 1129.
20 Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1993. Т. 1. С. 182—183.
21 Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т.1. С. 209.
22 Там же. Т. 1. С. 164.
23 Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1. С. 104.
24 Повесть временных лет: [Электронный
ресурс] // Хронос. Режим доступа: http://www.hrono.ru/dokum/
Информация о работе Первые Христианские Храмы на Руси. Архитектурный образ