Погребальные и поминальные обряды и обычаи у башкир (XIX-ХХ вв)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 23:01, контрольная работа

Краткое описание

Представления башкир о смерти были связаны с их общей системой миропонимания, взглядами на природу, верой в загробный мир. Они считали, что «при рождении каждого человека в книге судеб назначается число дней, которое он должен прожить, и количество пищи, нужное ему для употребления». Башкиры верили в существование жизни в потустороннем мире. Она представлялась им похожей на земную.
Издавна принято было считать, что умереть среди своего семейства ("в своей постели"), прожив долгую, достойную жизнь, - это небесная благодать для человека. И наши предки верили, что если человек умирал быстро, легко, то душа его непременно попадала в рай. Если же тяжело мучился перед смертью, значит грехи его велики и не миновать ему ада.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3.
1. Обряды, связанные с охраной покойника. 6.
2. Подготовка покойника к погребению. 7.
3. Проводы покойника. 11.
4. Захоронение покойника. 14.
5. Поминальный обряд. 18.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22.

Вложенные файлы: 1 файл

История культ Баш Готово1.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           3. Проводы покойника.

   Перед выносом тело покойного  перекладывают на луб, покрытый  тканым паласом или занавесью. В юго-восточных скотоводческих районах в прошлом тело покойника поверх савана заворачивали в войлок. Перед выносом покойника все присутствующие должны повторять 99 раз фразу: «Нет Бога, кроме Аллаха» (лә иллаhу иль алла). В сотый раз мулла заключал и говорил: «И Мухаммед Пророк Его». Затем, когда все уже завершили, повторяли за муллой: «Аллах Велик» – «Аллаhу Акбар». Далее мулла совершал молитву за душу умершего – доға ҡылыу. Из дома покойника выносили ногами вперед, по поверьям, чтобы он больше не возвращался и не запомнил обратную дорогу. Затем его укладывали на деревянные носилки – мәйет ағас, который состоял из двух длинных жердей, с несколькими поперечными перекладинами. В центре носилки были перетянуты материей. Во время выноса покойного следует обычай гүр хәйере («дар умилостивительный для того света»), когда тому, кто будет молиться за душу умершего (чаще мулле), давали какое-нибудь животное (барана или козу), в наши же дни обычно дают не менее 500 руб. После этого всем присутствующим раздают хәйер: полотенца, монетки, платочки, мыло и т.д. Следует указать на то, что соблюдение обычая гүр хәйере у челябинских башкир не имеет определенного порядка.

   Шариат строго запрещает  оплакивать покойного громко. Нельзя  царапать лицо и тело, наносить  другие телесные повреждения, раздирать  одежду, рвать волосы. Считается, что покойный мучается, когда семья так оплакивает его. Плачущего мужчину следует упрекать, а плачущего ребенка или старика — нежно успокоить. Ислам строго запрещает плакальщиц. Однако, в некоторых мусульманских странах имеются профессиональные плакальщицы, которых нанимают во время похорон и поминок.

   Женщины принимать участия  в погребальной процессии не  могли (их присутствие на кладбище  было способно нарушить святость  могил). Повсеместно женщины провожали  умершего только до ворот дома. В некоторых деревнях Аргаяшского района женщины сопровождали покойника до ворот кладбища

  Оставшиеся женщины читают  дома молитвы, и родственники  умершего раздают «хәйер».

  Эта милостыня облегчит мучения покойника в могиле. Всем, кто охранял покойного, читал молитвы, принимал участие и присутствовал во время обряда проводов покойника, родственники умершего раздают умилостивительные дары: полотенца, карманные и головные платки, мыло, носки, монетки, «нитки умершего» (нити 10, 33 или 40 раз обмотанные вокруг колена и стопы и смотанные в мотки). Нитки, иголки, остатки материи, оставшиеся после шитья савана, также раздаются как подаяние (хєйер). Тем, кто переворачивал тело покойника во время мытья, дарят более ценный подарок. Это может быть рубашка, полотенце или деньги. После всего, прибираются в доме, убирают одежду и вещи покойника, которые использовались во время обмывания. Эти предметы закапывают или сжигают. Рукавицы и тряпку, которыми обмывали покойного, закапывали в укромном месте (возле сарая, под забором и т.д.), где не ступает нога человека, туда же выливали воду после мытья. В прошлом у башкир участникам похорон раздавали одежду покойного, а мулле — часть имущества умершего или деньги. В отдельном помещении или у соседей готовят ритуальное угощение для поминок. Мулле за то, что он обязуется молиться за умершего в течение длительного времени (40 дней), во время поминок дают милостыню в виде денег или скотины. Считается, что по ночам в пятницу и в дни праздников души умерших прилетают в свои дома на земле, поэтому нужно творить в эти ночи молитвы. В день похорон необходимо подавать милостыню вещами или деньгами. Например, у древних тюрков после погребения умершей жены хозяин дома до чтения молитвы обходил всех собравшихся с улицы женщин и раздавал им «три бумажки иголок, по 2—3 штуки каждой, так как умершая женщина в течение своей жизни употребляла много иголок. Если умершая осталась кому-нибудь должна, то раздают эти иголки женщинам, говоря: «Да не останутся (долги умершей) на ее шее!».

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                4. Захоронение покойника.

3ахоронение покойника на башкирском  языке терминологически обозначено  выражением «ерләу» – как возвращение  человека земле в кладбищах («зыярат»). Считается, что земля кладбища  обладает притягательной силой, из-за чего существует негласный запрет на произношение слова «зыярат», а о самом кладбище принято говорить иносказательно. Выкопанная могила охраняется. Похоронное шествие мужчин, приблизившись к воротам кладбища, останавливается для громкого приветствия мертвых: «Ғәммәттән» (досл.: нарушение покоя мертвых по причине печали, скорби).

Не доходя, сорока шагов до кладбища, для умершего полагалось читать особую молитву – йыназа намаз. В Кунашакском районе, в деревне Казакбаево, перед входом на кладбище тело умершего человека клали на поляну. Возле него оставались только мулла и четыре человека из числа старейших деревни, остальные же рассаживались позади. После прочтения молитвы мулла мог спросить у присутствующих: «Хорошим ли человеком был покойный, не было ли у него долгов?» После утвердительного ответа процессия двигалась к месту захоронения.

Кладбища (зыярат) у башкир располагаются недалеко от деревень на склонах холмов, в предгорьях или в степных районах, в рощах, преимущественно берёзовых, тщательно оберегаемых от порубки и содержащихся в чистоте, огорожены деревянным забором.  Земля на территории кладбища считалась священной: на ней нельзя было ни вырубать деревья, ни убивать животных, потому что каждая пядь земли там якобы обитаема духами умерших.   

Могильная яма (ҡәбер) выкапывалась в направлении восток – запад с отклонениями на запад, северо-запад, длинной до двух, шириной до одного метра. В Зауралье глубина могилы была небольшой: для женщин – до сосковой линии груди копающего, а для мужчин – до нижнего края грудной клетки. Таким образом, глубина зависела и от роста человека, готовящего могилу для усопшего. Детские могилы, как правило, были гораздо мельче взрослых и, соответственно, уступали в размерах. Информаторы не дают четкого размера могилы, указывая лишь, что могила выкапывалась неглубоко, обычно копали по пояс; могила рылась в длину, которая соответствовала росту покойника в направлении с востока на запад. Сбоку у южной стенки могилы вырывался подбой – «ләхет», как правило, не более 60– 70 см в высоту и ширину. Покойный должен быть захоронен так, чтобы хищники не ощутили запах и не могли вытащить покойного из могилы. Строго запрещено хоронить мусульманина на немусульманском кладбище. И наоборот — хоронить не мусульманина на мусульманском кладбище. Если умерла женщина другого вероисповедания, а во чреве имела от мусульманина, то хоронят на отдельном участке земли спиной к Мекке, чтобы ребенок находился лицом к Мекке. Шариат с неодобрением относится к различным надгробным постройкам, богатым склепам и мавзолеям, которые могут искушать и вызывать зависть у других. Рекомендуется на простом камне сделать надпись «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун», что значит «Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены»).

Во время рытья могилы нельзя было передавать из рук в руки орудия, которыми рыли могилу, а также работать до пота. Обычно человек, почувствовавший усталость, бросал на землю лопату, другой, стоящий рядом, подбирал ее и продолжал работать. Все орудия для рытья могилы: деревянная лопатка (ағас кѳрәк), лом, штыковая, совковая лопата оставлялись на кладбище в специальной хозяйственной постройке (зыярат hарайы). При необходимости этими же предметами пользовались во время следующих похорон.

Перед погребением у могилы читалась молитва. В могильную яму спускались три близких родственника и, держась за билбау, опускали покойника в могилу. В могильной нише под голову покойного для удобного расположения могли посыпать землю. В Аргаяшском же районе, например, были случаи, когда под голову покойного клали сухие листья или стружку. Укладывали умершего на спину так, чтобы лицо было обращено на юг (к Кибле). Завязки (билбау) развязывали и потом уже отдавали тем, кто опускал покойника в могильную яму. Затем тем, кто находился в могильной яме, подавали заранее подготовленные берёзовые полена (в Кунашакском районе) и доски или дёрн (в Аргаяшском районе, ләхет таҡтаhы); могильную нишу прикрывали так, чтобы земля не касалась тела покойного. Не дожидаясь того, как выберутся из могильной ямы помощники, мулла первым бросал горсть земли, а за ним все остальные. Засыпали могилу (ҡәбер) в той же последовательности, как и выкапывали: в первую очередь насыпали глину, потом чернозем, образуя могильный холмик, который по периметру обкладывали кусками дерна. После засыпки впускной ямы возводили надмогильное сооружение. Надмогильные сооружения были в основном каменные, наибольшее распространение имеют необработанные каменные плиты, врытые в изголовья могил. На них резьбой или долблением наносили тамгу – знак родовой принадлежности или высекали имя умершего, дату рождения и смерти, изречения из Корана. В Аргаяшском районе Челябинской области, по сведениям, над женскими могилами ставили в основном белые камни – кварцитовые, известняковые и т.д. Однако над женскими захоронениями камни встречались редко, а если и встречались, то только в изголовье и меньших размеров, чем над мужским могилами. Также встречались и каменные обкладки вокруг могил. Обкладка в основном по периметру могил, уложены плашмя друг на друга. По форме они повторяют каменные обкладки  Башкирии, но по размерам превосходят их более чем вдвое (в длину – 5–6 м, в ширину – 3–4 м). Сейчас же в некоторых деревнях можно встретить современные могильные плиты, на которых выбита арабская вязь. Нередко можно увидеть сочетание камня и дерева на одном могильном холме. Зачастую дерево ставят как временный вариант, а в это время где-нибудь заказывают надгробный памятник. Как правило, в Кунашакском районе могильный холм обкладывали камнями или поверх могилы ставили сруб в виде усеченной пирамиды. После окончания погребения все присутствующие отправлялись в дом умершего, а мулла мог остаться на кладбище. Если умерший при жизни был плохим человеком, убийцей или самоубийцей, его иногда даже не обмывали и хоронили в той же одежде, в которой он умер. Хоронили в стороне от кладбища или на его окраине.

   После погребения умершего все мужчины усаживаются вокруг могильного холмика, мулла прочитывает 67 суру Корана, чтобы умерший мог правильно отвечать на вопросы допрашивающих ангелов. После молитвы наступает предписанная шариатом раздача милостыни («хәйер») деньгами, полотенцами, платками, кусками материи.  
   Процесс захоронения покойника регламентирован полуденной молитвой «өйлә» (до 13ч. 30 мин., время местное). Затем все отправляются в дом умершего, так как существует обычай встречать участников похорон и ловить их взгляд. Существует поверьеу, что после взгляда на покойника у человека тускнеют глаза («күҙ нуры юғала»), а при встрече с участниками похорон блеск глаз у человека якобы восстанавливается.

  Башкиры считали, что после ухода людей с кладбища, тотчас к погребенному возвращалась душа. Смерть человека представлялась как переход души в новое состояние. При жизни у каждого человека была душа – йән. Она считалась главной частью человека, отсутствие ее вело к смерти.

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

                                  5. Поминальный обряд.

  Как и у других народов, у башкир поминки служили своеобразным способом общения с мёртвыми. В отличие от похорон, поминки не были строго регламентированы исламом. Согласно древним верованиям, умерший продолжал жить и после смерти. В эпосе "Куз-Курпяч", отражающем доисламскую эпоху, говорится, что у башкир на поминках было принято совершать те потехи, которые умерший любил в жизни. На поминки влиятельного при жизни человека собирались многолюдные йыйыны, устраивались праздничные развлечения.

  В настоящее время у башкир проводят поминки, посвященные 3-му, 7-му, 40-му дням, а также через год. Поминки, как и у многих народов, — это праздничное застолье с приглашением муллы, пожилых людей, близких родственников, тех, кто помогал проводить умершего в последний путь. “Меню” подобных церемоний особо не отличается от традиционно-праздничного: обязательно мясной суп-лапша, большой круглый пирог с мясом, испеченный на сковороде, блины (по поверьям, дух умершего питается запахом каленого жира), чай, печеные изделия, сладости. Поминальная трапеза предваряется чтением Корана, близкие покойного раздают присутствующим деньги. Во время поминок вспоминают покойника добрым словом, не ведут пустых разговоров, громко не смеются, не сплетничают, категорически запрещается употребление спиртных напитков. Последующее ежегодное проведение поминок не является обязательным требованием, но считается богоугодным и благим делом. Эти церемониалы можно проводить немного раньше, но не позже дня смерти человека.

   Приглашёнными были участники  похорон и все родственники. На  похороны и поминки женщины  приходят в закрытых платьях  с длинными рукавами, на голову  обязательно повязывают платок, снимают с себя украшения. Мужчины  на голову надевают тюбетейки. Об использовании у башкир специальной траурной одежды сведений нет. 

   Первые поминки устраивались на третий день. Приглашали всех, кто присутствовал на похоронах: муллу, родственников, соседей, которые приносили с собой гостинцы: чай, бурсак, блины и др. Мулла читал молитвы за упокой души умершего. Готовили бешбармак, суп-лапшу, балеш, кумыс. К чаю подавали сладости и мучные изделия: пироги с рисом, изюмом, урюком, смородиной или черёмухой, бурсак.

  Вторые поминки устраивались на седьмой день. Как и во время первых поминок, мулла прочитывал молитву, подавалось угощение, присутствующим раздавали хаер.

   Главные поминки устраивались  на 40-й день. Их разрешалось проводить  и раньше назначенного срока. 40-й день считался самым важным  и обязательным ритуалом поминального цикла. На эти поминки приглашали всю родню, говорили: "Нельзя кого-то из рода оставить неприглашённым". Считалось, что на 40-й день душа умершего покидала свой дом - до этого она каждый день скиталась поблизости. В Бардымском районе Пермской области в 1984 г. было записано поверье, что в течение этого срока душа умершего прилетала и садилась на крышу дома или окно. Сердца живых при этом словно пронзались сорока иголками; в течение сорока дней их по одной вытаскивали, постепенно боль стихала, горе притуплялось. В эпосе "Заятуляк и Хыухылу" героиня ждёт возлюбленного 40 дней, а на 41-й день, не дождавшись, умирает. В башкирском эпосе "Акхак-Кола" подробно описываются поминки 40-го дня: было зарезано 40 баранов, яловых кобылиц и 40 двугорбых верблюдов, приглашены муллы, которым подарили 40 мотков ниток. В течение 40 дней ежедневно читали молитвы, на 40-й день - заключительную.     Приглашают муллу для чтения молитв, специальных сур Корана, после чтения молитв родственники умершего раздают хєйер. Раздают платки, рубахи, полотенца, отрезы на платье, остатки материи. Обычай раздачи кусочков ткани на похоронах был известен почти всем среднеазиатским народам. Он является «пережитком древнего обряда разрывания и расхватывания одежды умершего, с тем, чтобы благодатная сила умершего, особенно, если это был старый и уважаемый человек, передалась оставшимся в живых». Из этих кусочков ткани, как особо благодатных, шили занавески, верхнюю одежду для детей и т.д. Обычай восходит к гомеопатической магии, известной многим народам мира.    Присутствующие принимают милостыню с пожеланиями покойнику благополучного перехода через чистилище, обретения им покоя

Информация о работе Погребальные и поминальные обряды и обычаи у башкир (XIX-ХХ вв)