Погребальные и поминальные обряды и обычаи у башкир (XIX-ХХ вв)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 23:01, контрольная работа

Краткое описание

Представления башкир о смерти были связаны с их общей системой миропонимания, взглядами на природу, верой в загробный мир. Они считали, что «при рождении каждого человека в книге судеб назначается число дней, которое он должен прожить, и количество пищи, нужное ему для употребления». Башкиры верили в существование жизни в потустороннем мире. Она представлялась им похожей на земную.
Издавна принято было считать, что умереть среди своего семейства ("в своей постели"), прожив долгую, достойную жизнь, - это небесная благодать для человека. И наши предки верили, что если человек умирал быстро, легко, то душа его непременно попадала в рай. Если же тяжело мучился перед смертью, значит грехи его велики и не миновать ему ада.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3.
1. Обряды, связанные с охраной покойника. 6.
2. Подготовка покойника к погребению. 7.
3. Проводы покойника. 11.
4. Захоронение покойника. 14.
5. Поминальный обряд. 18.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22.

Вложенные файлы: 1 файл

История культ Баш Готово1.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

  Готовят обильные угощения. Главным в приготовлении угощений  – «создание жаренного сковородного  запаха. Существовало поверье, что такой запах отгонял злых духов и помогал умершему отвечать на вопросы допрашиваемых ангелов. С этой целью жарили лепешки или просто растапливали масло, а там, где сковородами не пользовались, угощения варили или жарили в котлах. Поминальную пищу обязательно должен был попробовать каждый, а если не мог все съесть, уносил с собой, чтобы не обрекать покойника на голод на том свете. 
  У саратовских башкир, например, в настоящее время необходимо соблюдать следующие правила: в четверг после обеда нужно подавать «хәйер» о поминовении умерших предков; не выполнять работу, связанную со стиркой белья, мытьем полов, т.е. выливанием грязной воды, калитку – вход во двор оставлять без засова. В пятницу с утра необходимо поставить сковороду на огонь и довести масло до кипения, чтобы появился в доме запах жареного масла. Считается, что несоблюдение традиции угощения души покойного может спровоцировать нанесение ею вреда, влекущего болезнь, убыток, смерть одного из родственников. Поминки сопровождаются чтением мусульманских молитв, совершением подношения свежеприготовленной мясной пищи жертвенного животного, одариванием родных и близких умершего наплечной одеждой, кусками материи, платками, полотенцами, символизирующими одновременно связь и разрыв с умершим, подаянием милостыни деньгами («хәйер»). 

 

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Башкиры внимательно  относятся к кладбищу и могилам: следят за сохранностью ограждений, коллективно очищают кладбища  и могилы от сгнившей листвы, сломанных деревьев и ветвей.   Нравственное отношение к смерти и умершим — неотъемлемая духовная константа культурного бытия любого народа, осмысливающего нерасторжимую связь конечного и бесконечного в человеческом существовании. Смерть человека — невосполнимая утрата, крушение целого мира, отзывающееся болью и страданиями близких ему людей и окружающих. Смерть — свидетельство всеобщего равенства перед нею и относительности всего того, что разъединяет людей в их реальном бытии, предостережение от пустого, бессмысленного прожигания жизни, призыв к духовности, человечности и ответственности перед природой, обществом, собой. Погребально-поминальный ритуал башкир — это последняя “свадьба” человека, покидающего земную жизнь, демонстрирующая метафизические глубины жизни и смерти, духовные смыслы бытия, непреходящие основы его устойчивости, вечности, бесконечности.

   Человек рождается, взрослеет, дает жизнь потомству и покидает  земной мир, исполнив свой человеческий  долг. Но он не уходит безвозвратно, а продолжает жить в своих  детях и внуках, в результатах своей деятельности, в памяти живущих, в вечном круговороте природы, в которую он возвращается. Башкирские ритуалы есть не что иное, как социальные и культурные механизмы обеспечения непрерывности национальной истории и национального духа, складывающихся из конкретных индивидуальных жизней и неповторимых судеб.

 

 

 

                       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Абдулгазина Г.В. «Похоронно-погребальные обряды башкир Челябинской области». // Известия Алтайского государственного университета. 2011.Т.2.История.

Бикбулатов Н.Б., «Башкиры. Этническая история и традиционная культура», /Р.М. Юсупов, С.Н. Шитова,  Ф.Ф. Фатыхова Уфа, из-во «Научная энциклопедия», 2002

Коран: Репринт. Воспроизведение 1907г. В двух томах: перевод с араб.- М.: СП «Дом Бируни», 1990. – 1178 стр.

Фаттахова Т.Д. «Подготовка умершего к погребению у саратовских башкир». // Вестник Башкирского государственного университета. 2012. Т. 17. №3. История. С. 1443 - 1448.

http://ritorg.by/obryady-i-tradicii/Page-2.html

http://heavendoor.ru/o_ritualnyh_uslugah/musulmanskie_pominki/

http://www.bashculture.ru/

 


Информация о работе Погребальные и поминальные обряды и обычаи у башкир (XIX-ХХ вв)