Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:58, контрольная работа
Понятие «Возрождение» (Renissance) было введено известным художником, архитектором и историком искусства Дж. Вазари для обозначения периода с XIII в. по XVI в., как времени возрождения античности. Предшественники Вазари, начиная с Петрарки, вкладывали в него двойной смысл: 1) оно трактовалось как возвращение к идеалам и ценностям античности; 2) «отождествлялось с Христовым Воскресением - возрождением к новой жизни после страданий и смерти».1
«В дальнейшем содержание термина Возрождение эволюционировало, включая эмансипацию науки и искусства от богословия, постепенное охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, стремление человека к свободе от ограничений католической церкви».2
Альбрехт Дюрер (1471-1528) - крупнейший художник немецкого Возрождения. Наиболее интересными из ранних рисунков мастера являются созданный в возрасте 13 лет «Автопортрет» (1484) и «Распятие» (1490). («Взятие Христа под стражу»). Самых больших успехов Дюрер достиг в гравюре. Величайшим его творением, стали иллюстрации к «Апокалипсису» (1498); 15 ксилографий, скорее всего, были вырезаны им собственноручно и напечатаны в типографии Антона Кобергера. Художник считал «Апокалипсис» «священным и ясным Евангелием, не затемненным человеческим учением».11 Высочайшее мастерство исполнения этих листов перевернуло все представления о гравюре на дереве как дешевой ремесленной картинке (в качестве которой она существовала весь 15 в.), возведя ее в область высокого искусства.
Одной из его лучших живописных работ являются парные изображения Адама и Евы (1507); используя тончайшие градации прозрачных, словно светящихся красок, мастер стремился к передаче божественной гармонии духовного и телесного в человеке.
Последним значительным произведением Дюрера являются 2 доски, известные под названием «Четыре апостола»; в 1526 г. художник преподнес эту картину городскому совету Нюрнберга. Фигуры апостолов, напоминающие статуи, высеченные из камня, воплощают собой духовных пастырей - опору и защиту новой истинной веры. Надписи под изображениями, выполненные по просьбе д., заимствованы из Евангелия и «призывают мирских правителей не принять за Божественное Слово человеческие заблуждения».
Дюрер являлся сторонником Реформации, хотя открыто в протестантизм так и не перешел. В «Четырех апостолах» звучит предостережение от религиозного экстремизма, ересей и лжепророков, сеющих смуты.
Архитектура Возрождения вернулась к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Наибольший вклад в развитие ренессансной архитектуры внес Леон Баттиста Альберти (1404-1472) одним из первых среди своих современников стал применять конструктивные приемы древнеримской архитектуры - арочные своды, опорные столбы, полусферические купола. Разработанный Альберти тип центрического купольного храма, обладающий математически ясными пропорциональными отношениями своих структурных элементов, гармонической соразмерностью и зальной открытостью интерьера с пространственной доминантой купола, стал идеальным воплощением религиозного сознания Возрождения и получил развитие в архитектуре европейского барокко и классицизма.
Новаторские идеи Альберти были реализованы в постройках на Севере Италии: для правителя Римини Сиджизмундо Малатесты он реконструировал готическую церковь Сан Франческо, придав ей облик античного храма. На фасаде использован широкий взлет 3-пролетной арки - мотив, постоянно встречающийся в архитектурных решениях Альберти и напоминающий о триумфальных арках Константина в Риме и Августа в Римини. Мемориальная надпись на фризе, скульптурный декор с инициалами заказчика уподобили храм мавзолею. В проектах церквей Сан Себастьяно и Сант Андреа), построенных по заказу герцога Лодовико Гонзага в Мантуе, Альберти кардинально переосмыслил в классическом духе фасад и интерьер базиликального купольного храма, создав национальный стиль церковной архитектуры. Обращаясь к античным и раннехристианским традициям римского зодчества, используя ордерную декорацию и мотив тримфальной арки, он придал классический облик церковному фасаду.
Последней созданной по его проекту постройкой была маленькая капелла дель Инкороната в соборе Мантуи, в которой использованы любимые мотивы архитектора: кессонированный арочный свод, пилястры коринфского ордера, мраморная инкрустация геометрическим рисунком с розетками. Отделка капеллы, изобретательность ее пространственного решения отражают общий интерес мастеров Возрождения к малым архитектурным формам и к проблеме ансамбля, основанного на синтезе архитектуры, скульптуры и живописи.
Выдающимися мастерами в области скульптуры стали Донателло и Микеланджело Буонаротти. Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению «Давид», а как архитектор - став проектировщиком и руководителем строительства основной части здания собора Св. Петра в Риме, до сих пор остающегося самым крупным католическим храмом в мире.
Вся жизнь и все творчество Микеланджело были сотканы из противоречий. Его искусство выбирает свой путь между язычеством и христианством, между любовью и смертью. Человек своего времени, он жил его понятиями и представлениями. Любовь и смерть всегда шли рядом в его сознании и в его искусстве. Дионисийское понимание смерти как акта воскресения, через любовь, проявлялось в его поэзии и его искусстве, прежде всего в сонетах 1520-1530-х годов, посвященных Г. Перини и Т. Кавальери. В одном из них он пишет о силе любви, пробуждающей жизнь и отнимающей ее, и «чтобы понять это - надо сначала умереть».12
Любовь и красота волновали сердце Микеланджело. Как истинный платоник, он видит в красоте физической отсвет высшей красоты и пленяется ею. Его любовные отношения всегда драматичны, потому что плен любви жесток, а ее объятия смертельны. Красота - это высший дар, любование ею волновали Микеланджело как созерцание отсвета божественного света: «Как шпора коню красота для меня! Ничто иное не приносит мне такой радости».13
В его отношениях к любви проявляется двойственность, свойственная любой страстной натуре: возвышенное и чувственное, земное и небесное всегда рядом в его душе. Микеланджело был очень дружен с Витторией Колонной. Именно ей он посвятил лучшие и наиболее известные из своих сонетов. Когда она умерла, «он долго не мог прийти в себя, казалось, у него помутился рассудок».14 Его душа не расставалась с мыслями о смерти.
В унынии и скорби я лелею
Раздумия, что в памяти живят
Минувшее, и ум вперяет взгляд
В былую жизнь и мучается ею.
Осознание тщетности сопротивления бегу времени порождало не пессимизм, а надежду обрести успокоение в вечности. «Христианин победил в нем язычника. С трепетом и надеждой он полагается на божественную любовь, способную проявить милосердие и снисхождение к его любви земной, побуждаемой преклонением перед силой красоты».15
Ренессанс заложил основы современной нам западной культуры. Культура Возрождения стала основой формирования новой картины мира - представлений о месте и роли человека в мироздании, о взаимосвязи земного и божественного миров и об отношениях человека с окружающим его миром, представлений о возможностях человека и границах его деятельности.
Художественная культура эпохи Возрождения открыла новую страницу в истории искусства. Впервые художественный мир начал осмысливаться как нечто автономное и самоценное. Свобода художественного творчества, индивидуальность и авторство, социальное признание таланта - эти и многие другие особенности художественной культуры Ренессанса заложили основы европейской художественной культуры Нового времени.
В дополнение к художественной практике Возрождение дало и теоретическое обоснование нового искусства. Ценность художественного творчества связывалась с познанием и отражением законов мироздания. От художника в связи с этим требовались знания законов геометрии и оптики, необходимые для построения перспективы. Поиск пропорциональных соотношений предполагал некоторые математические умения, анатомические познания должны были помочь изображать человеческое тело в статике и динамике.
Эпоха Возрождения ассоциативно связывается в первую очередь с творчеством великих художников. Однако этим значение эпохи Возрождения в истории культуры не исчерпывается. Мировоззренческий переворот, произошедший в этот период, привел к созданию новой картины мира - в ней человек занял центральное место. Вместе с тем эпоха Возрождения создала новый идеал человека - творца, соединяющего в себе художественную и интеллектуальную одаренность, трудоспособность и стремление к самосовершенствованию. Ренессанс дал и конкретные примеры, универсализма и титанизма, приближающие жизнь к провозглашенному идеалу.
Ценность и значимость культуры Возрождения выходит далеко за ее пределы. Это было время интенсивных поисков путей движения культуры и напряженных размышлений о человеке и окружающем его мире. Многие явления Ренессанса предвосхитили позднейшие открытия, а представления о свободе человеческого духа и творческой основе любой деятельности сделали эту эпоху источником вдохновения для других времен.
Основными чертами культуры Возрождения являются:
1 История и культурология / Под ред. Н.В.Шишовой. - М.: Логос, 2000, с. 146
2 История мировой культуры / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д: изд-во «Феникс», 2002, с. 141
3 Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. - М.: Академия, 2001, с. 3
4 Культура Возрождения. Т. 1. / Под Н.В. Ревякина. - М.: РОССПЭН, 2007, с. 520
5 Франческо Петрарка и европейская культура / Под ред. Л.М. Брагиной. - М.: Наука, 2007, с. 5
6 Франческо Петрарка и европейская культура / Под ред. Л.М. Брагиной. - М.: Наука, 2007, с. 6
7 Культура Возрождения. Т. 2. / Под О.Ф. Кудрявцева. - М.: РОССПЭН, 2011, с. 660
8 Шестаков В. Философия и культура эпохи Возрождения. Рассвет Европы. - СПб.: Нестор-История, 2007, с. 229
9 Культура Возрождения. Т. 1. / Под Н.В. Ревякина. - М.: РОССПЭН, 2007, с. 220
10 Культурология / Под ред. Н.Н. Фоминой. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2008, с. 274
11 Культура Возрождения. Т. 1. / Под Н.В. Ревякина. - М.: РОССПЭН, 2007, с. 622
12 Образы любви и красоты в культуре Возрождения / Под ред. Л.М. Брагиной. - М.: Наука, 2008, с. 114
13 Образы любви и красоты в культуре Возрождения / Под ред. Л.М. Брагиной. - М.: Наука, 2008, с. 115
14 Образы любви и красоты в культуре Возрождения / Под ред. Л.М. Брагиной. - М.: Наука, 2008, с. 120
15 Образы любви и красоты в культуре Возрождения / Под ред. Л.М. Брагиной. - М.: Наука, 2008, с. 121
16 Быстрова А.Н. Мир культуры. - М.: Издательство Ф. Конюхова, 2002, с. 391