Понятие языковой картины мира, её исследование в лингвистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:49, реферат

Краткое описание

Понятие «картина мира» возникло в конце ХІХ столетия, что было связано с развитием естествознания.
Под научной картиной мира понимаются достигнутые и доказанные результаты той или иной науки.
Научную картину мира обычно противопоставляют языковой наивной картине мира, это связано с идеей о антропоцентричности языка, которая исходит из того, что в центре всей языковой системы стоит человек и язык является отражением его представлений об окружающих его вешках, явлениях, событиях и т.д.

Содержание

Введение 3
Исторические аспекты формирования понятия «языковая картина мира»
в лингвистике. 6
Современные представления о языковой картине мира. 16
Выводы ……………………………………………..............................................19
Литература ………………………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Лингвокультурология.docx

— 73.76 Кб (Скачать файл)

2) каждый язык рисует свою картину, изображающую действительность несколько иначе, чем это делают другие языки. Реконструкция языковой картины мира составляет одну из важнейших задач современной лингвистической семантики.

Исследование языковой картины мира ведется в двух направлениях, в соответствии с названными двумя составляющими этого понятия. С одной стороны, на основании системного семантического анализа лексики определенного языка производится реконструкция цельной системы представлений, отраженной в данном языке, безотносительно к тому, является она специфичной для данного языка или универсальной, отражающей «наивный» взгляд на мир в противоположность «научному». С другой стороны, исследуются отдельные характерные для данного языка (лингвоспецифичные) концепты, обладающие двумя свойствами: они являются «ключевыми» для данной культуры (в том смысле, что дают «ключ» к ее пониманию) и одновременно соответствующие слова плохо переводятся на другие языки: переводной эквивалент либо вообще отсутствует (как, например, для русских слов тоска, надрыв, авось, удаль, воля, неприкаянный, задушевность, совестно, обидно, неудобно), либо такой эквивалент в принципе имеется, но он не содержит именно тех компонентов значения, которые являются для данного слова специфичными (таковы, например, русские слова душа, судьба, счастье, справедливость, пошлость, разлука, обида, жалость, утро, собираться, добираться, как бы).

Таким образом, языковая картина мира - это исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ концептуализации действительности, что обуславливает необходимость анализа концептов - базовых лексических категории, определяющие языковую картину мира.

 

 

 

Выводы.

 

Таким образом, проделанная работа позволяет сформулировать следующие выводы.

Феномен, именуемый «картина мира», является таким же древним, как сам человек. Создание первых «картин мира» у человека совпадает по времени с процессом антропогенеза. Тем не менее, реалия, называемая термином «картина мира», стала предметом научно-философского рассмотрения лишь в недавнее время.

Работы последних лет в русле идей этнолингвистики изобилуют понятием картина мира. Картина мира - понятие многогранное. В настоящее время учёными выделено шесть типов картин мира: религиозные (мифологические), научные, художественные, нравственные, политические и языковые.

Носителем языковой картины мира является тот или иной народ. Свой взгляд на мир он закрепляет в родном языке с субъективно-национальной точки зрения.

Понятие "языковая картина мира" вышло из философии языка известного немецкого учёного Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1835). По его мнению, в языке сосредоточен дух народа, его мировоззренческий характер. Термин «языковая картина мира» был введен впервые Людвигом Витгенштейном в работе "Логико-философский трактат", в котором картина мира была определена как дух народа, его мировоззрение, отраженное в языке.

В дальнейшем феномен языковой картины мира изучали Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, А. Вежбицкая, А. Зализняк, Е.С. Яковлева, которые и сформулировали современную концепцию языковой картины мира, в основе которой лежат следующие положения:

1. Языковая картина мира - это система всех возможных содержаний: духовных, определяющих своеобразие культуры и менталитета данной языковой общности, и языковых, обусловливающих существование и функционирование самого языка,

2. Языковая картина мира, с одной стороны, есть следствие исторического развития этноса и языка, а, с другой стороны, является причиной своеобразного пути их дальнейшего развития,

3. Языковая картина мира как единый «живой организм» чётко структурирована и в языковом выражении является многоуровневой. Она определяет особый набор звуков и звуковых сочетаний, особенности строения артикуляционного аппарата носителей языка, просодические характеристики речи, словарный состав, словообразовательные возможности языка и синтаксис словосочетаний и предложений, а также свой паремиологический багаж. Другими словами, языковая картина мира обусловливает суммарное коммуникативное поведение, понимание внешнего мира природы и внутреннего мира человека и языковую систему,

4. Языковая картина мира изменчива во времени и, как любой «живой организм», подвержена развитию, то есть в вертикальном (диахроническом) смысле она в каждый последующий этап развития отчасти нетождественна сама себе.

5. Языковая картина мира создает однородность языковой сущности, способствуя закреплению языкового, а значит и культурного её своеобразия в видении мира и его обозначения средствами языка,

6. Языковая картина мира существует в однородном своеобразном самосознании языковой общности и передается последующим поколениям через особое мировоззрение, правила поведения, образ жизни, запечатлённые средствами языка.

7. Картина мира какого-либо языка и есть та преобразующая сила языка, которая формирует представление об окружающем мире через язык как «промежуточный мир» у носителей этого языка.

 

 

 

 

Литература.

1. Апресян Ю.Д. Избранные труды.- Т. II. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. – 512 с.

2. Бурич И.Л. Философия современного естествознания. М. Аспект 2007. – 321 с.

3. Вайсгербер Й.Л. Язык и философия// Вопросы языкознания, 1993. №2. – С. 26-31

4. Вержбицкая А. Языковая картина мира как особый способ репрезентации образа мира в сознании человека. Вопросы языкознания - № 6 - 2000. – С. 33-38

5. Вингенштейн Л. Философские работы. Ч.1. М., 1994. – 388 с.

6. Гумбольдт В.О. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. - М., 1984. – С. 156-180.

7. Зализняк А. Статья «Языковая картина мира». Энциклопедия Кругосвет / ред. А.В. Добровольский.- www.krugosvet.ru

8. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. – М.: Флинта: Наука, 2007. - 296 с.

9. Сепира Э., Боаса Ф., Уорфа Б. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М. Издательская группа «Прогресс – Универс», 1993. 123 с.

10. Яковлева Е.С. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990. - 103 с.

 


Информация о работе Понятие языковой картины мира, её исследование в лингвистике