В 1847 году Федотов пишет
картину "Разборчивая невеста" (ГТГ)
на сюжет басни Крылова того же наименования.
С жестокой сатирой характеризует он собственных
персонажей: старую деву, её жениха - франтовато
одетого горбуна и обрадованных родителей.
В данной работе в особенности ярко проявилось
живописное мастерство Федотова. Годы
напряженного труда не пропали даром,
живописец научился виртуозно передавать
материальность предметов - блеск красного
дерева и переливы шелкового платья невесты,
позолоту рам и мягкую ворсистость ковров.
максимально выразительной
становится и композиция в картинах Федотова,
которая служит выявлению основного смысла,
концентрирует внимание на основных персонажах.
Так, в "Завтраке аристократа" (1849,
ГТГ) напряженная поза светского хлыща,
показанного в центре, торопливый жест
его рук, прячущих кусок хлеба от нежданного
гостя, раскрывают никчемность и ничтожество
аристократа, промотавшего состояние.
Когда картины Федотова
были показаны больному Брюллову, известный
живописец их принял восторженно. "Поздравляю
вас, - произнёс он Федотову, -- Вы меня обогнали".
Так были признаны награды Федотова как
художника-жанриста.
Прежде чем приступить к работе
над композицией, П. А. Федотов тщательно
представляет себе то пространство, в
котором будут жить и действовать его
герои. В процессе подготовительной работы
художник неоднократно меняет композицию,
распланировку сепии. Он старается четко
и логично скомпоновать фигуры людей,
предметы, добираясь до каждой мелкой
детали и тщательно продумывая положение
последней.
Уже в ранних работах Павел Андреевич
особое внимание уделяет композиции движения.
Он добивается исключительной связности
движения рук, слаженности поз, точности
поворотов фигур – движение вырисовывается
в четкий и слаженный узор отдельных элементов.
Для П. А. Федотова все герои
его работ одинаково важны: смысловая
нагрузка сюжета распределяется примерно
одинаково между всеми персонажами. Тщательное,
особое внимание к каждому герою – важная
черта творчества Павла Андреевича. Так,
например, фигуре мальчика, просящего
мать купить ему игрушку (сепия "Модный
магазин", 1844-1846), казалось бы, персонажа
второстепенного, Федотов делает около
полутора десятков набросков.
В неустанных поисках натуры,
в бесконечном множестве набросков Павел
Андреевич шлифует образы своих героев.
В сепиях он делает первые попытки психологической
и социальной характеристики своих персонажей,
с огромным упорством ища способы выражения
внутреннего состояния и общественного
положения людей в их мимике, позах, одежде,
которую они носят, обстановке, которая
их окружает. Всё, всё, каждая мелкая деталь
имеет свое значение, дополняет и углубляет
сюжет картины.
В своих сепиях художник, исходя
из натуры, идет к откровенному шаржу,
сознательному усилению и подчеркиванию
, карикатуре неприятных черт своих персонажей. В своих произведениях Павел
Андреевич добивается обобщенной характеристики
образов, поэтому критика персонажей в
его картинах выливается в критику социального
строя, их породившего, выработавшего
их характер, обусловившего их психологию.
Поистине поразительно умение Павла Андреевича
в единичном, как бы случайном, выразить
общее, закономерное, типичное.
В произведениях, созданных
Федотовым в последний период его творчества,
задачи искусства, идеи, сюжеты самих картин
меняются. Теперь для художника становится
более важным не обличение частных случаев
общественных пороков людей, но "создание
остротрагедийных образов, обнажающих
уродливое состояние социального строя
в целом" в императорской России.
Последние произведения Павла
Андреевича отличаются особенной глубиной
постижения человеческого характера;
духовной насыщенностью образов. Обыденные,
казалось бы, жизненные явления глубоко
осмыслены, философски обобщены. В последних
картинах художник явно тяготеет к однофигурной
композиции, соответственно, возрастает
глубина психологической характеристики
героя. А вместе с тем усложняется и процесс
работы над образом персонажа.
Этапной картиной,
принесшей Федотову славу и известность,
явилась "Сватовство майора" (1848,
ГТГ). Годом ранее Федотов написал поэму
"свадьба майора, либо поправка событий",
где рассказывалось о майоре, решившем
поправить свои дела свадьбой на богатой
купеческой дочери. Названная картина
явилась своеобразным развитием темы
литературного произведения. Живописец
вводит нас в купеческий дом, в котором
все готовятся к приему жениха. Обыденный,
ничем не примечательный эпизод из жизни
купечества, приобретает в этом произведении
обобщающее значение. Федотов не просто
высмеивал тщеславие купца, корысть майора,
жеманство невесты либо грубость матери.
Он сделал объектом собственной критики
мораль людей разных сословий, людей, превращающих
брак в средство наживы, в сделку. В этом
звучал приговор уродливым явлениям быта,
которые в николаевской России никого
не восхищали. Если вдуматься в происходящее
на картине "Сватовство майора" -
несложно понять, что на очах у всех свершается
ужасная в собственном цинизме торговля
человеком. "Это была опять катастрофа,
-писал В. В. Стасов, -грозно выглядывавшая
из-за веселой и потешной наружной ширмы".
С необычной силой
проявился в картине талант Федотова.
Удивительно жива, естественна и проста
композиция. Тесновато соединены друг
с другом фигуры работающих лиц, мы как
будто читаем повествование о жизни, обычаях
и нравах купеческой семьи. Совсем выразителен
язык жестов, который входит в характеристику
героев.
Работая над картиной,
Федотов до этого всего шел от жизни. Но
основным для художника были не мелочные
подробности, а поиски выразительного,
обычного. Созданные им виды - итог вдумчивого
отбора, синтеза характерных черт, присущих
определенному социальному типу. Произведения
Федотова произвели необычное впечатление
на современников. Зрители ощутили новаторство
художника и в обращении к совсем новым
темам, и в критическом отношении к реальности,
и в новом творческом способе, благодаря
чему жанровая живопись поднялась до уровня
искусства большой социальной значимости.
К концу 40-х годов Федотов - зрелый мастер,
живописец со сложившимся мировоззрением,
личным творческим лицом. Он работал лихорадочно
скоро. Планы будущих картин появлялись
у него один за иным, но не всем из них было
суждено осуществиться. Наступал последний,
самый тяжелый период в жизни художника.
Это было мрачное время николаевского
произвола, ожесточенного цензурного
террора. Хоть какое проявление критической
мысли преследовалось, запрещалось. "Многому
бы люд научил, -- писал живописец в те годы,
-- да цензура мешает". скоро закрыли
журнальчик "Современник", в котором
сотрудничал и Федотов. Не узрели свет
картинки Федотова из "Нравственно-критической
серии". Запрещены были и литографии
с его картин. Живописец оказался в тяжелом
материальном положении, без средств к
существованию. За долги семья обязана
была реализовать дом...
От многого - военной
карьеры, богатства, личного счастья -
отказался Федотов во имя искусства. Он
твердо, без колебаний, шел по избранному
пути и, несмотря на трудности, продолжал
неутомимо работать. В последние годы
жизни Федотов обращается к созданию портретов.
Наилучший из них -- портрет Н. П. Жданович
(1849, ГРМ).
В 1852 году возникла
одна из первых драматических картин художника
-- "Вдовушка" (ГТГ). С огромным сочувствием
поведал Федотов о горестной судьбе одинокой
дамы, оставшейся без супруга и ожидающей
дитя. В глубочайшей задумчивости стоит
она, облокотясь о комод. Вещи опечатаны
за долги, оставшиеся после супруга, в
комнатах рыскают полицейские чиновники,
описывая нехитрый скарб. Лирическая на
первый взор картина оказывалась не менее
острой и значимой, чем ранешние полотна...
Толчком к возникновению
плана картины явилась судьба овдовевшей
сестры Федотова, на руках которой после
погибели супруга осталось двое малеханьких
детей.
практически сразу
с "Вдовушкой" Федотов написал еще
две примечательные картины: "Анкор,
еще анкор!" (1850--1851, ГТГ) и "Игроки"
(1852, Гос. Музей российского искусства,
Киев)...
Более широкой и темпераментной
становится красочная манера художника,
более активной делается роль цвета в
освещении. Характером плана продиктована
и тревожная, напряженная цветовая палитра
картины "Анкор, еще анкор!" -- Сочетание
красновато-коричневых тонов интерьера
и холодного, интенсивно синего квадратика
неба в маленьком окне. Это произведение
-- вершина творческого развития художника,
один из шедевров российской реалистической
живописи XIX века.
Жизнь Федотова кончилась
катастрофически. Он погиб тридцати семи
лет в психиатрической лечебнице. "Федотов
погиб, -- писал В. В. Стасов, -- произведя
на свет чуть только маленькую крупинку
из того богатства, каким была одарена
его натура. Но эта крупинка была незапятнанное
золото и принесла позже великие плоды".
Федотовская
традиция в 1850-1860х годах позапрошлого
века
Жанристы второй половины
XIX века могли с полным основанием искать
истоки своего творчества в работах П.
.А. Федотова. Сам Павел Андреевич был одинок
в своей борьбе за новое направление в
русском искусстве. Те художники, которые
его окружали, школы не составили. В 1850е
годы федотовская традиция с трудом "пробивалась",
временами практически сходя на нет. В
1860х годах, с наступлением нового времени
и появлением новых художников, его традиция
воскресла, оживилась, расцвела во всем
своем великолепии. Живопись Павла Андреевича
являлась закономерной для общего развития
русской художественной культуры в целом
в тот период. Федотов внезапно оказался
у истоков целого большого периода истории
русской живописи.
Одним из примеров
развития темы федотовской "Вдовушки"
является картина В. Смирнова "Продажа
имущества" (1850е): молодая, скромно одетая
женщина продает татарину-старьевщику
свои наряды, оставшиеся от ее прежней,
обеспеченной жизни.
Чрезвычайно близкими
произведениям Павла Андреевича; почти
повторяющими по сюжету, типажам и развитию
ситуации сепию Федотова "Мышеловка",
являются работы Николая Густавовича
Шильдера "Насильный брак" и, особенно,
"Искушение" (1857). И там и здесь отвратительная,
развязная, наглая сводня обольщает подарками
молодую, бедно одетую девушку – единственную
опору больной матери. Как и у Федотова,
действие происходит в подвале, а в открытую
дверь в полутьме видна фигура соблазнителя.
Ранние произведения
Л.Ф. Чернышева "Прощание отъезжающего
офицера с семейством" (1850) и "Благословение
жениха и невесты" (1851) восходят к Федотову,
но очень сильно уступают ему в глубине,
остроте трактовки сюжета. Свободная,
непринужденная компоновка персонажей
Чернышева является следствием федотовского
влияния. В "Благословении жениха и
невесты" есть целый ряд композиционных
особенностей, характерных для Павла Андреевича.
План – большая полутемная комната, освещенная
со стороны зрителя, в центре – главные
персонажи, освещенные более других (отец,
жених и невеста), по сторонам - остальные
действующие лица, развивающие сюжет.
В глубине – открытая дверь в более светлую
комнату, где видны приготовления к поздравлению
обрученных – слуги несут шампанское
и бокалы. В итоге буквально все в композиции
этого произведения напоминает "Сватовство
майора".
Следует добавить,
что Чернышев, продолжая федотовское направление,
не углубляет его, как и большинство жанристов
50х годов XIX века. "Это таланты неизмеримо
меньшие по масштабу, они не поднимаются
до федотовской глубины анализа действительности",
до его художественного мастерства.
Тем не менее, уступая
остроте сатиры, глубинному понимаю Павла
Андреевича сущности жизни, русская реалистическая
живопись 1850х годов сохраняет и накапливает
опыт правдивого изображения действительности.
Многое из федотовского
наследия было по праву оценено и воспринято
"шестидесятниками". Василий Григорьевич
Перов, подобно Павлу Андреевичу, большое
внимание уделял отдельным деталям картины.
В его ранних произведениях вещи помогают
передать зрителю каждодневность и обыденность
живописуемых сцен, погрузить нас в атмосферу
того дома, той семьи, той жизни, которые
являются объектами повествования.
Нелепая, самодовольная
фигура сына дьячка, впервые примеряющего
чиновничий мундир ( "Первый чин",
1860) заставляет вспомнить героя картины
Павла Андреевича "Утро чиновника, получившего
первый крест". Здесь так же умело обыграны
детали, помогающие раскрыть биографию
"героя". Этот персонаж как будто
родственник федотовскому "кавалеру".
Однако образ будущего чинуши у Перова
более социально обобщен.
Василий Григорьевич
считается продолжателем федотовской
традиции. С произведениями Федотова его
роднит сатирическая заостренность, обличительная
направленность творчества, художественный
прием развернутого повествования. Картины
Перова большей социальной остротой (например,
в таких работах как "Проповедь на селе"
1861ого года или "Приезд гувернантки
в купеческий дом" 1866ого года. Отметим,
что сюжет "Приезда гувернантки в купеческий
дом" опять же возвращает нас к федотовскому
"Сватовству майора"), в то время как
художественное качество его работ не
столь ярко, как у Павла Андреевича.
В дальнейшем Перов,
как и Федотов, от подробного повествования
перейдет к эмоциональному, образному
раскрытию темы трагической судьбы "маленького
человека".
Другого живописца
60х годов XIX века, А. Л. Юшанова, также читают
продолжателем федотовской традиции.
Сюжет его картины "Проводы начальника"
(1864) близок к замыслу ранней федотовской
сепии "Передняя частного пристава
накануне большого праздника" (1840е гг.),
и представляет собой описание жизни и
быта чиновника средней руки. В чиновниках
"Проводов…" явно обнаруживается
сходство с героями произведений Павла
Андреевича, а сюжет так же раскрывается
путем контрастного противопоставления
образов начальника и подчиненных. Сходство
видно и в изящном рисунке Юшанова, и в
приеме передачи света более яркой краской,
и в мотиве открытых дверей, использованных
для расширения действия, показа его одномоментности.
Художник являлся несомненным продолжателем
федотовской традиции жанрово-сатирических
картин.