Постановочный план этюда «Мышеловка» по картине Павла Федотова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 18:01, реферат

Краткое описание

В соответствии с учебной программой на первом курсе во втором семестре студенты специализации «режиссура эстрады и массовых праздников» должны поставить драматический этюд на тему произведения живописи.
Темой своего этюда я выбрала «судьбу бедной девушки, которую женят без ее согласия».

Вложенные файлы: 1 файл

Постоновочный.docx

— 61.67 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Украины

Харьковская государственная академия культуры

 

 

Кафедра режиссуры

 

 

Постановочный план этюда «Мышеловка» по картине Павла Федотова

 

 

 

 

 

Студентки 1-го курса

Группы 1-М

Заочного отделения

Факультета ТИ

Шиманович В.С.

                                               Преподаватель : Островская М.В.

 

 

 

 

 

 

Харьков 2013

 

 

 

 

 

 

 

1.Режиссерский  анализ этюда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обоснование выбора

картины

 

 

 

 

 

 

 

 

         В соответствии с учебной программой на первом курсе во втором семестре  студенты специализации «режиссура эстрады и массовых праздников» должны поставить драматический этюд на тему произведения живописи.

Темой своего этюда я выбрала «судьбу бедной девушки, которую женят без ее согласия».

Актуальность темы: я выбрала картину Павла Андреевича Федотова «Мышеловка», потому что, в этой картине поднимается тема, которая затронула мое сердце. На современном этапе жизни в нашем мире очень часто страдают женщины. Им приходиться выдерживать такие сложные ситуации и принимать сложные, судьбоносные решения, что не каждый мужчина смог бы выжить. Женщинам приходиться трудно, они страдают, плачут, сходят с ума, но выдерживают все беды и с гордо поднятой головой продолжают жить дальше.

Вот и я в своей картине хочу показать ту, которая стоит перед сложным выбором, и не смотря ни на что выстоит и выдержит все, что ей предсказано судьбой. А зрителя я хочу призвать, что бы он пожалел девушку, и чтобы посмотрев мой этюд, зритель вынес что-то поучительное для себя.

       При  подборе актеров на мой этюд, мне удалось найти подходящие  типажи. Подбор актеров не составил  мне большого труда.

        В  моём распоряжении имелись все  необходимые материальные возможности. Для художественного оформления  моего этюда не требовалось  больших материальных вложений. Декорации и часть реквизита  удалось взять в Академии Культуры. Некоторую часть реквизита я  привезла из дому. В соответствии с требованиями к постановке этюда, все актеры должны выходить на площадку в костюмах, которые изображены на картине. Эти костюмы должны соответствовать эпохе. Мне удалось взять все костюмы в костюмерной Академии.

        В  процессе работы над этюдом  созданы благоприятные условия  для приобретения профессиональных навыков. В основе моего этюда – картина Павла Андреевича Федотова « Мышеловка». На картине изображена молодая красивая девушка, которая одна содержит больную мать. Но она очень нравится молодому господину, который подкупает дворника и посылает к ней сводницу, которая, в свою очередь, пытается искусить девушку драгоценностями и нарядами. Девушка  сидит в раздумье, перед ней выбор. В углу стоит мышеловка, к которой крадется мышь.

       Как  режиссёр, я на практике учусь  выстраивать сценическое действие  в соответствии с законами  драматургии. Получаю навыки работы  с актерами. Овладеваю законами  работы над авторским материалом, то есть выступаю в роли  соавтора, для правильного и глубокого  раскрытия замысла, изложенного  художником на полотне. Учусь  применять средства художественной  выразительности. Актеры учатся  действовать от лица предложенного  им персонажа, то есть теперь  их жизнь на сцене уже не  ограничивается принципом « я  в предлагаемых обстоятельствах». Работая в этюде актеру необходимо  вжиться в образ своего героя  и, поверив в предлагаемые обстоятельства, действовать от себя. Для этого  необходимо четко продумать роман  жизни, чем и занимаются актеры  вместе с режиссером до выхода  на сценическую площадку. Каждый  день работы над этюдом это  урок, как для режиссера, так и  для актеров. А значит, мы ежедневно  взбираемся на первые ступеньки  лестницы своего профессионализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Художник и картина

 

Федотов Павел Андреевич

1815-1852

В конце XVIII и первой половине XIX столетия русский бытовой жанр формируется как самостоятельный вид изобразительного искусства. Определяются его идейные концепции и художественный язык. Идет становление типовой жанровой картины, приемов раскрытия бытовой темы, наконец, появляются художники, полностью посвящающие свое творчество жанровой живописи. Именно по этому пути в 1860-80х годах пойдут поиски лучших живописцев, изображающих современную им жизнь.

Во второй половине XIX века складывается собственно жанровая картина. В 20х годах у Александра Гавриловича Венецианова последняя статична, немноголюдна, содержит простой сюжет.

Крупнейшим русским жанристом, "корифеем русского бытового жанра" этого времени стал Павел Андреевич Федотов. Именно он ввел в русский бытовой жанр критический анализ окружавшей его общественной действительности, стремясь раскрыть противоречия и пороки, раздиравшие русское общество того времени.

Павел Андреевич явился родоначальником, предтечей нового направления в искусстве. Он был единственным живописцем второй половины XIX века, открывшим новый метод, которому суждено было лечь в основу творчества художников последующих поколений.

Однако само положение Федотова в истории русской живописи было довольно сложным. Павел Андреевич, обличитель и аналитик, давший жизнь критическому реализму в русском изобразительном искусстве, не боявшийся поучать, выступает в своем позднем творчестве романтиком, находящим красоту в реальном мире. Тем самым живописец определял одну из последних вспышек романтизма в русской живописи. Подобная двойственность творчества Павла Андреевича определила дальнейшую жизнь творческого наследия живописца.

Именно творческую традицию 1850-60х годов XIX века, а точнее ее анализ, автор ставит целью данной работы.

 

Федотов Павел Андреевич (22.06.1815-14.11.1852), живописец-рисовальщик.

Будучи на службе в гвардейском полку в Петербурге, Федотов увлекся рисованием, без помощи других сделал принципиальные шаги по пути к овладению мастерством художника, брал уроки живописи у преподавателей Петербургской Академии художеств, но специального художественного образования не имел.

Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Выйдя в отставку, изображал в сатирической, часто гротескной, форме “события вседневной жизни”. Первой его значимой картиной явилось маленькое жанровое произведение “Следствие кончины Фидельки” (1844). Федотова называют “Гоголем в российской живописи”. В маленьких картинах Федотов по-гоголевски обличал, “любовался, хохотал и плакал”. Содержание картин — изобличение не изображаемых персонажей как таких, а событий, условий тогдашней жизни. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. Федотов считается родоначальником критического реализма в российском изобразительном искусстве. Вехами на пути Федотова к “критическому реализму” явились его картины: “Свежий кавалер” (1847), “Разборчивая невеста” (1847), “Сватовство майора” (1848). В более поздних работах Федотова нашли отражение чувства тоски и одиночества: “Вдовушка”, “Анкор, еще анкор” и др. (1851—52). Федотов иллюстрировал произведения современных ему писателей, в частности Ф. М. Достоевского.

Л. Н. Вдовина

***

Федотов Павел Андреевич (1815-1852) необыкновенным методом пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. Появился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. В бедности, неизменной нужде протекало его детство. Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и "все сцены на них происходившие, оказывались перед очами наблюдающего, как на блюдечке". Первые детские впечатления сыграли огромную роль в творческой практике художника. "Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, - писал потом Федотов, - составляет... Основной фонд моего дарования".

Когда ему исполнилось десять лет, отец, мечтавший, чтоб отпрыск был военным, определил его в столичный кадетский корпус. Потянулись годы однообразного и утомительного, учения. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. Первые опыты -- портреты друзей, карикатуры -- оказались успешными. Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844)... Но основным увлечением по-прежнему остается живопись, и каждую свободную минуту он посвящает рисованию. пришел в искусство уже взрослым человеком: решив полностью посвятить себя живописи, он подает в отставку, тем самым завершая свою военную карьеру.

Первые попытки рисовать Павел Андреевич осуществляет в середине 1830х годов: он пробует неумелой еще рукой запечатлевать все, что видит вокруг себя ежедневно – лица товарищей по службе, жизненные сцены из своих будней, тем самым начиная свой творческий путь с непосредственного наблюдения жизни.

Основная тема творчества Федотова – "судьба маленького человека". Сюжеты своих произведений он берет из окружавшей его действительности, рисуя портреты и бытовые сцены из жизни купцов, мелких чиновников, военных (т. к. сам служил), мещан. Работы Федотова - кусочек настоящей, непарадной жизни обычного человека, живущего в России в середине XIX века. Человека со своими пороками и слабостями, что художник, разумеется, не преминул подчеркнуть. Павел Андреевич обличал, порицал, иронизировал над окружающими его людьми, умея, самое главное, достоверно показать, раскрыть образы, типажи этих людей.

 

 К этому времени  относится и начало занятий  Федотова в вечерних классах  Академии художеств. Под карандашом  Федотова оживали сцены бессмысленной  и изнурительной муштры; темами  его рисунков и акварелей стают  полковые учения и лагерная  служба.

 

Чем больше времени и сил отдавал Федотов любимому искусству, тем больше соображал, что придется выбирать меж живописью и военной карьерой. Над этим же принудило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, который, увидев работы юного офицера, был поражен его талантом и настоятельно рекомендовал бросить военную службу, чтоб "отдаться своему настоящему призванию -- изображению народного быта". Федотов и ранее помышлял об отставке, сейчас эта мысль не давала покоя. Но отрешиться от обеспеченного положения, обречь себя на полуголодное существование -- решиться на это мог только человек, обладавший огромным мужеством и, основное, уверенностью в себе. И Федотов решает отдать свои работы на трибунал К. П. Брюллову, слава о котором разнеслась по всей Европе. Пристально ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил юного художника, сказав ему на прощание: "Попытайтесь, пожалуй, чего не может жесткая воля, постоянство и труд". Эти напутственные слова не прошли бесследно: после этого с удвоенной энергией принимается Федотов за работу, стараясь сделать намного больше.

Проходит еще несколько лет, до этого чем Федотов решается уйти в отставку. На тяжелом подвижническом пути бескорыстного служения искусству его ждали бедность, лишения, одиночество. Поселившись совместно с верным слугой денщиком Коршуновым на Васильевском полуострове в малеханьких холодных комнатах, Федотов начал упорно и самозабвенно работать, "не давая себе ни пощады, ни снисхождения, ни отдыха!"

картинки, картинки, картинки... Живописец рисовал везде: на базарах и в гостиных дворах, в департаментах и на улице... Картинки Федотова, напоминающие легкие быстрые наброски, удивительно точно передают предметы и фигуры - это своеобразный ежедневник художника.

Простота и жизненная уверительность композиционного решения различают набросок "Набережная Васильевского острова зимой". Сатирическая острота в рисунках: "Квартальный чиновник", "Начальник и подчиненные", "Озябшие и продрогшие", "Как люди садятся" (ГРМ) и остальные. От множества разрозненных наблюдений, которые поначалу фиксировались в альбомах, Федотов перешел к созданию целостных произведений. Так появился план серии "Нравственно-критических сцен из обыденной жизни", исполненных в технике сепии: "Первое утро обманутого юного", "Житие на чужой счет", "Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант", "престижный магазин", "Мышеловка" "заболевание и погибель Фидельки", "Крестины" (1840-е, ГТГ).

обилие темы, острота критической мысли, широта охвата реальности, рисовальное мастерство дают основание считать эту серию одной из значимых в творческом развитии художника. Но работы эти не лишены недостатков, которые сказались в лишней перегруженности композиций, в многословности, в неумении выделить основное, отказавшись от второстепенного, - действие тотчас так трудно, что живописец, боясь быть непонятым, сопровождает листы пояснительным текстом. Работа над сепиями дала художнику очень много; обогатился его жизненный и творческий опыт, накопился материал для сотворения новейших произведений.

Первым законченным произведением Федотова, написанным маслом, явилась картина "Свежий кавалер", либо "Утро чиновника, получившего первый орден" (1846, ГТГ). В этом обыденном сюжете художнику удалось выразить характерные, типические явления николаевской России.

Комический вариант приобретает в трактовке Федотова обобщение большой силы. В "Свежем кавалере"... "Он свиреп и безжалостен, - пишет о герое картины известный российский критик В. В. Стасов, - он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице не дрогнет. Злоба, чванство, вконец опошлившаяся жизнь - все это находится в этом лице, в данной позе и фигуре закоренелого чиновника в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди".

Информация о работе Постановочный план этюда «Мышеловка» по картине Павла Федотова