Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 00:24, реферат
Идеи не имеют независимого существования вне ума, но существуют в вещах.
Материальный субстрат, представляющий собой потенциальную возможность существования конечных вещей, следует отличать от абсолютного небытия, или лишенности.
Субстанции вещей являются сочетанием формы и материи. Тело и душа соединяются, как материя и форма.
Введение
Политические и правовые учения Аристотеля
Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств
3. Государство есть политическое общение.
4. Об обществе и государстве
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
3. Государство есть политическое общение.
4. Об обществе и государстве
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Аристотель родился: 384 г. до н.э., Стагира, во Фракии. Умер: 322 г. до н.э., Халкида, на Евбее.
Главные труды: (1) Первый период (до 348 г. до н.э.): «Физика», книги I, II, VII; «О душе», книга I; (2) Второй период (347--336 гг. до н.э.): «О философии» (фрагменты); «Евдемова этика»; «О небе», «О возникновении и уничтожении»; (3) Третий период (335--322 гг. до н.э.): логический «Органон», состоящий из «Категорий», «Об истолковании», Первой и Второй «Аналитик», «Топики», «Софистических опровержений»; «Метафизика»; «Физика», книги III--VI, VIII; «Метеорология», «История животных»; «О рождении животных», «О душе»; трактаты о восприятии, памяти, жизни и смерти, дыхании и т. п. -- малые естественнонаучные сочинения (Parva Naturalia); «Никомахова этика»; «Политика», «Риторика», «Поэтика». (Не все указанные произведения написаны самим Аристотелем: по всей видимости, некоторые трактаты писались под руководством наставника такими сотрудниками Ликея, как Менон, Феофраст и Евдем.)
Главные идеи.
Идеи не имеют независимого существования вне ума, но существуют в вещах.
Материальный субстрат,
представляющий собой потенциальную
возможность существования
Субстанции вещей являются сочетанием формы и материи. Тело и душа соединяются, как материя и форма.
Существование всех конечных и преходящих вещей может пониматься как движение от бытия в возможности к бытию в действительности. Мир существует вечно, и движение всех вещей -- непрекращающееся движение.
Источником этого движения является неподвижный, вечный Перводвигателъ, действительность которого проявляется в изведении конечных вещей из бытия в возможности (потенциального существования) к бытию в действительности (актуальному существованию).
Эмпирический миропорядок является подходящей сферой для исследования, опирающегося на чувственное восприятие.
Если логический порядок требует дедуктивного доказательства, заключающего от общих начал к частным выводам, то рассмотрение природного порядка осуществляется индуктивно и заключает от частного наблюдения к общим выводам.
«Благо» -- это «то, к чему стремятся все вещи».
Поэтому всякое человеческое исследование и поведение определяются задачей и целью, представляющими собой частное благо.
Самый выдающийся ученик
и серьезный соперник Платона, Аристотель
в средние века назывался просто
Философом и до сих пор считается
многими наиболее выдающимся философом
всех времен -- как ввиду его глубоких
прозрений в области фундамента
После смерти Платона во главе Академии стал его племянник Спевсипп. Не желая оставаться под его началом, Аристотель переехал из Афин в Асе и основал там собственную школу. Проведя в Ассе три года, он перебрался в Митилену на острове Лесбос. Многие биологические труды Аристотеля базируются на исследовании видов, обитающих в тех местах. В 343 году Филипп Македонский пригласил философа стать воспитателем своего сына и наследника Александра, известного в истории как Александр Великий. Аристотель оставался в Македонии- до 336 года, когда Александр взошел на отцовский трон.
В 335 году Аристотель вернулся
в Афины и основал новую
школу в Ликее. Стиль Аристотелевой
школы отличался от стиля Академии,
по-скольку Ликей больше походил
на научно-исследовательский
1. Политические и правовые учения Аристотеля
Философские воззрения мыслителя сформировались в ходе полемики с Платоном. Аристотель считал, что Платон глубоко заблуждался, допустив существование особого мира идей, или понятий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущности от явления. Порвав с наивным платоновским идеализмом, препятствовавшим развитию естественнонаучных знаний, Аристотель приступил к созданию системы идеалистической метафизики.
Согласно его взглядам, каждая вещь состоит из материи и формы. Например, в медном шаре медь является материей, тогда как форма шара придает данной вещи именно тот конкретный вид, который позволяет отличить ее от других предметов, а следовательно, и познать. Форма - это сущность предмета, источник его существования как отдельной вещи, его целевое назначение. Материя пассивна и приобретает законченный вид только благодаря форме, благодаря действующей в природе целесообразности. Изучение природных закономерностей у Аристотеля подменяется телеологией - учением о целесообразном строении мира.
Положение о предустановленных в природе целях составило методологическую основу политико-правовой теории Аристотеля. Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как естественные, существующие от природы. Уже самой методологией исследования государства и права эта концепция была направлена против демократических учений о возникновении и совершенствовании общества.
Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство - высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек, гласит знаменитое изречение философа, “по природе своей есть существо политическое”2.
В отличие от семьи и селения, основанных на стремлении к продолжению рода и на отцовской власти, государство образуется благодаря моральному общению между людьми. Политическое сообщество опирается на единомыслие граждан в отношении добродетели. Государство не есть общность местожительства, оно не создается для предотвращения взаимных обид или ради удобств обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии всех их, вместе взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни”. Как наиболее совершенная форма совместной жизни, государство предшествует телеологически семье и селению, т.е. является целью их существования.
Подытоживая свои рассуждения по поводу различных видов общежития, Аристотель дает государству следующее определение: государство - это “общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни”. Аристотель вкладывал в данное определение вполне конкретное содержание. Под людьми здесь подразумевались только свободные граждане греческих полисов. Варваров и рабов он просто не считал за людей, достойных общения с гражданами государства. Неразвитые в духовном отношении, варвары не способны к государственной жизни; их удел - быть рабами у греков. “Варвар и раб по природе своей понятия тождественные”. Аристотель, таким образом, открыто защищал в политической теории интересы рабовладельцев. Государство представлялось ему объединением свободных граждан, совместно управляющих делами рабовладельческого общества.
В обоснование рабства
Аристотель приводит несколько доводов.
Решающий среди них - естественные (природные)
различия между людьми. На страницах
“Политики” неоднократно подчеркивается,
что рабство установлено
Аргументацию рабства “от природы” дополняют доводы экономического порядка. Рабство, с этой точки зрения, вызвано потребностями ведения хозяйства и производственной деятельности. “Если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы рабы”.
Частная собственность, подобно рабству,
коренится в природе и является
элементом семьи. Аристотель выступал
решительным противником
Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки и причины государственных переворотов3.
Классификация форм государства в “Политике” проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в государстве цели. В зависимости от числа властвующих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. По второму критерию выделяются правильные государства, где верховная власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов государственного устройства. К правильным государствам относятся монархия, аристократия и полития; к неправильным - тирания, олигархия и демократия.
Сам по себе этот перечень форм государства не оригинален. Примерно такую же классификацию, но проведенную по другим основаниям, можно найти в диалоге Платона “Политик”. Новым в теории Аристотеля было то, что он попытался свести все многообразие государственных форм к двум основным - олигархии и демократии. Их порождением или смешением являются все остальные разновидности власти.
В олигархии власть принадлежит богатым, в демократии - неимущим. Говоря о демократии и олигархии, Аристотель отступает от формальных критериев их разграничения и выдвигает на первый план признак имущественного положения властвующих. Богатые и неимущие, указывал философ, составляют как бы два полюса, диаметрально противоположные части любого государства, так что в зависимости от перевеса той или иной стороны устанавливается и соответствующая форма правления. Коренная причина политической неустойчивости, мятежей и смены форм государства заключается в отсутствии надлежащего равенства. Олигархия усугубляет существующее неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простой народ. В своих рассуждениях о демократии и олигархии Аристотель вплотную подходит к пониманию социальных противоречий, определявших развитие рабовладельческого государства.
Политические симпатии Аристотеля - на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии.
Экономически полития
Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Как и Платон в “Законах”, Аристотель исключает из числа граждан лиц, занятых физическим трудом. Гражданская доблесть, заявлял он, подходит “только к тем, кто избавлен от работ, необходимых для насущного пропитания”. Хотя землепашцы, ремесленники и поденщики нужны в государстве, однако важнейшими его частями являются воины и правители. При политии власть “сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет”. Они обладают гражданскими правами в полном объеме. Некоторые, весьма урезанные права граждан предоставляются также земледельческому демосу - крестьянам.
Информация о работе Правовые и политические истории Аристотеля