Предмет и задачи социальной и культурной антропологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:36, контрольная работа

Краткое описание

Антропология (от греч. antropos – человек, и logos – разум, знание) – наука о происхождении и эволюции человека. Культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. Социальная антропология – межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Определение понятий социальной и культурной антропологии …4-6
2. Предмет и задачи социальной и культурной антропологии………6-9
Заключение…………………………………………………………………..10
Список литературы………………………………………………………...11

Вложенные файлы: 1 файл

АНТРОПОЛОГИЯ.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

             Федеральное  государственное  автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирский Федеральный Университет»

Гуманитарный институт

 

 

Кафедра: рекламы и социально-культурной деятельности

Дисциплина: Культурная антропология

 

 

Контрольная работа.

         Тема: предмет и задачи социальной  и культурной антропологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Красноярск 2012

 

 

Введение………………………………………………………………………..3

1. Определение понятий социальной и культурной антропологии …4-6

2. Предмет и задачи социальной и культурной антропологии………6-9

Заключение…………………………………………………………………..10

Список литературы………………………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Антропология (от греч. antropos – человек, и logos – разум, знание) – наука о происхождении и эволюции человека. Культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. Социальная антропология – межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие.

В последние годы в  России отмечается возросший научный  интерес к антропологии: организуются соответствующие кафедры, появляются публикации в научных журналах и  т. д.

Культурная и социальная антропология является важной частью культурологического знания. Антропологические познания, безусловно, необходимы всем специалистам, работающим в области человековедения. Они позволяют углубить знания о биологической сущности человека и в то же время подчеркивают его особенности, выделяющие человека из системы животного мира, – прежде всего его духовность, психическую деятельность, социальные качества, культурологические аспекты его бытия и др., - все это указывает на актуальность выбранной темы.

Цель реферата – определить предмет и задачи социальной и культурной антропологии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятия  социальной и культурной антропологии

- определить цель социальной  и культурной антропологии, предмет их изучения и задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение понятий социальной и культурной антропологии

Культурная антропология, в широком смысле наука, изучающая определяемое культурой функционирование общества у различных народов. Культурная антропология отличается, с одной стороны, от физического описания рас, которым занимается физическая антропология; с другой стороны, от философской антропологии, которая изучает особенности человеческой жизни, определяемые самой природой человека. К культурной антропологии близка социальная антропология, изучающая социальные институты различных народов.

Культурная антропология— наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности.

Социа́льная антрополо́гия  — межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие.

В научный оборот понятие  «социальная антропология» в 1906 г. ввел один из ее основателей английский этнолог Джеймс Фрэзер. Как самостоятельная  наука социальная антропология начала формироваться в середине ХIХ в. Наибольшее развитие она получила в Великобритании и США. В Великобритании антропология базировалась на этнографическом материале, почерпнутом за пределами страны — в многочисленных колониях. Английские ученые часто уезжали в разные уголки мира в поисках затерянных примитивных племен. В других странах Европы антропология складывалась на базе местного фольклора и крестьянской культуры, она была направлена как бы вовнутрь и чаще называлась этнологией. В США антропология формировалась на весьма специфичном культурном ареале – изучении американских индейцев, т.е. исконных жителей континента.

В нашей стране термин «социальная антропология» получил  гражданство в начале 1990-х годов, хотя сама дисциплина утвердилась только в начале 2000-х годов. Она считается, как в Англии и США, дисциплиной социологической, и ее кафедры часто открываются на факультетах социологии.

Первоначально социальная антропология исследовала представления  о человеке как общественном существе, сложившихся в так называемых «примитивных» обществах.

К основоположникам социальной антропологии относят Э. Дюркгейма  и Марселя Мосса, очерк последнего «О даре» считается классической работой в области социальной антропологии.

Культурная антропология по своему происхождению тесно связанна с  этнографией – наукой, исследующей культуры различных племен и народов, в основном живущих в Африке, Америке, Австралии и Океании. Культурантропология и сейчас активно использует этнографические материалы, хотя уже давно вышла за рамки этнографии. Культурная антропология включает в себя этнографию, собирающую материал об отдельных культурах, этнологию, теоретически обобщающую этот материал, общие антропологические теории, сведения из области лингвистики, археологии, истории общества и культуры, религиоведения. Знания о культурах различных народов и племен накапливались в течение многих веков. Они содержатся в памятниках древней литературы, исторической и религиозной мысли, рассказах путешественников. Первые попытки обобщить этот материал предпринимались уже в XVII–XVIII вв., но как наука антропология сформировалась лишь ко второй половине XIX в.

Первой значительной научной школой в культурной антропологии можно  назвать эволюционизм XIX – начала XX вв., или классической эволюционизм (Г. Спенсер, Э.Б. Тейлор, Д.Д. Фрезер, Л.Г. Морган и др.).

Социальную и культурную антропологию в одном случае рассматривают  как единую дисциплину, а в другом — как две самостоятельные  отрасли антропологии, между которыми очень много общего.

Главные проблемы культурантропологических исследований связаны со становлением человека как феномена культуры: поведение человека, становление норм, запретов и табу, связанных с включенностью человека в систему социокультурных отношений, процессы инкультурации, влияние культуры на половой диморфизм, семью и брак, любовь как культурный феномен, становление мироощущения и мировоззрения человека, мифология как культурное явление и др.

«Культурологическое» направление  сближает антропологию с географией, технологией и историей первобытного общества, в то время как «социологическое» направление устанавливает ее более прямое сродство с археологией, историей и психологией. В обоих случаях существует особо тесная связь с лингвистикой, поскольку язык представляет собой преимущественно культурное явление (отличающее человека от животного) и одновременно явление, посредством которого устанавливаются и упрочиваются все формы социальной жизни.

 

2. Предмет и задачи социальной и культурной антропологии

Общая цель антропологии может быть сформулирована как изучение происхождения и исторического бытия человека.

Социальная и культурная антропология близки по своему основному  объекту исследования – народу. Но при этом каждая из дисциплин  будет различаться предметом  исследования. Для социальной антропологии – это существующие в человеческом обществе социальные институты, для культурной антропологии – все аспекты культуры человечества.

Предметом культурной антропологии являются закономерности и механизмы  взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культуры. Более конкретно основные предметные области культурной антропологии можно сформулировать следующим образом:

1. взаимодействие культуры и  природы; 

2. взаимодействие культуры и  общества;

3. взаимодействие культуры и  личности;

4. взаимодействие между культурами.

В зависимости от выделенных областей формируются различные  направления культурной антропологии. Первое направление – экологическое  – изучает влияние природных  условий, а также природы самого человека на культуру. Второе направление  – социальная антропология – рассматривает культуру в социальном контексте, при этом исследуется культура различных социальных общностей и групп, социальных институтов и социальных организаций. Данное направление культурной антропологии сближается с социологией, но сохраняет свою специфику (микроуровень, объекты, предмет и т.д.). Третье направление, носящее название психологической антропологии, изучает закономерности и механизмы овладения человеком культурой, проблемы социализации и инкультурации личности в различных обществах, измененные состояния сознания; этнографию детства и др. Четвертое направление – символическая антропология – изучает проблемы межкультурного общения, межкультурной коммуникации, особенности социокультурной адаптации человека к чужой культуре и др. Важное место в предмете культурной антропологии занимает культура, понимаемая антропологически. Культура не сводится только к хорошим манерам и начитанности людей, к Большому театру или Третьяковской галерее. С точки зрения антропологов, она включает также культуру повседневности, язык, образ жизни, обычаи и обряды, ритуалы и традиции, модели поведения, ценности и ценностные ориентации. При таком понимании изучение культуры определенного общества ведет к познанию человека этого общества.

Культурная антропология имеет дело с культурными различиями и развитием человеческого общества. Центральная задача культурной антропологии состоит в изучении сходств и различий в поведении разнообразных групп людей, в описании характера тех или иных культур и типичных для них процессов воспроизводства, изменений и развития.

Чаще всего в качестве объекта культурной антропологии рассматриваются  экзотические общества, общества, не имеющее  письменности и характеризующееся  относительно простой культурой. Иногда их называют современными первобытными, или примитивными, обществами. С изучения таких обществ действительно берет начало культурная антропология. Родоначальник культурной антропологии в США Ф. Боас (1858-1942) изучал культуру и языки индейцев и эскимосов, живущих в Северной Америке. В Великобритании основателями и лидерами социальной антропологии считаются Б. Малиновский (1884-1942) и А.Р. Рэдклифф-Браун (1881-1955). Б.Малиновский проводил интенсивные полевые исследования в Меланезии (одна из основных островных групп в Океании), А.Р.Рэдклифф- Браун – на Андаманских островах (Индийский океан) и в Западной Австралии. Еще одним объектом культурной антропологии являются крестьянские общества. В ХIХ веке, в период зарождения и становления культурной антропологии, крестьянские общества стали важным объектом культурантропологов и этнографов. Это было характерно как для ряда западноевропейских государств, так и для России. Начиная с тридцатых годов ХХ века, представители культурной антропологии перешли от изучения примитивных и крестьянских обществ к исследованию современных индустриальных обществ. В США, например, в это время начались исследования на промышленных предприятиях. В годы Второй мировой войны антропологи США и Великобритании были призваны на службу в вооруженные силы, где они занимались исследованием культуры воюющих стран и разработкой рекомендаций и предложений для военно-политического и военного руководства своих государств.

В настоящее время  объектами культурной антропологии являются культурно-исторические регионы, поселения различных типов; специализированные области, культуры (экономика, политика, право, религия, искусство, образование); социокультурные слои, группы, организации (культура элиты, культура бедноты, корпоративные нравы, обычаи, кодексы, ценности, предрассудки, мифология); отдельные индивиды (образ жизни, отклоняющееся поведение)[1].

Социальная антропология в ряде работ отечественных мыслителей рассматривается в связке с философской. О “философской принадлежности” социальной антропологии пишут многие ученые. Вместе с тем они подчеркивают, что эта наука не ставит своей целью исследование социальной сущности человека и, следовательно, не сводится к социальной философии или социологии. Социальная антропология имеет свой специфический предмет, и в первом приближении она может быть определена “как учение о внутреннем мире человека, обеспечивающем его субъективность, его активность как творца социального мира”.

Социальная антропология уделяет внимание процессам взаимодействия человека и культуры на стадии цивилизации (это, в частности, интерес к урбанической культуре в работах американского исследователя Р.Редфильда, что отчасти связано с проникновением в культурантропологическое направление методологии структурно–функционального анализа, с усилением влияния социологов – Э.Дюркгейма, Т.Парсонса).

Объектом изучения социальной антропологии являются примитивные  и традиционные общественные системы. В задачи социальной антропологии входит исследование процесса становления  человеческого общества и культуры, при обособлении их от биологического контекста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

“Культурная (социальная) антропология – это социально–научная  дисциплина, в рамках которой человек  изучается через анализ его взаимодействия с природным и искусственным  окружением”. Многие исследователи  разграничивают понятия социальной и культурной антропологии.

Культурная и социальная антропология является одним из основных направлений системы знаний, объединенных общим названием «антропология», наряду с физической, философской, религиозной  и др. В центре внимания культурной антропологии, как и других направлений антропологии, находится человек, который рассматривается в контексте культуры. В центре внимания социальной антропологии находится человеческое общество, закономерности его развития и культурное многообразие. Часто социальная антропология употребляется как синоним культурной антропологии.

Информация о работе Предмет и задачи социальной и культурной антропологии