Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 20:13, контрольная работа
Человек живет не только в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие - лишь узкому кругу посвященных. Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают вселенную человеческих страстей и интеллектуального сверх напряжения в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий - культура. Понятие «человек» и «культура» неразрывно связаны друг с другом. Почвоведение оперирует термином «гумус» (показатель плодородия почвы).
Введение.
Возникновение и понятие культуры.
Функции культуры.
Аксиологический подход в исследовании культуры.
Социально-деятельностный подход в исследовании культуры.
Семиотический подход в исследовании культуры.
Социологический подход в исследовании культуры.
Структуралистский подход в исследовании культуры.
подход Личностно-атрибутивный к определению культуры.
Ведущие культурологические концепции в общественной мысли ХIХ и ХХ веков образно-мифологическая и символическая трактовки культуры (Ф.Ницше, А.Белый, Д. Мережковский, Э. Кассирер).
Список литературы.
5. Установление и поддержание системы ценностей.
В условиях культуры (в отличие от состояния "дикости") бытие для человека расщепляется на собственно реальность и ценность в качестве объекта человеческих желаний и стремлений. По существу, все окружающее человека может рассматриваться как ценность, т.е. оцениваться в плане добра и зла, допустимого или запретного, истины или неистинны и т.д. Способы оценки предметных ценностей закрепляются и передаются в составе социального опыта в качестве субъективных ценностей – императивов и запретов, установок и замыслов и т.д. Ценности служат для ориентации предпочтений и интересов как отдельных людей, так и социальных групп. Если человеческая общность стремится быть единой и согласованной (а всякая человеческая общность в принципе к этому стремится), то ценности не могут противоречить друг другу – они должны дополнять друг друга. Поэтому ценности образуют иерархически организованную систему. Более высокий уровень иерархии ценностей позволяет развернуть и обосновать ценности более низкого уровня – ценности более конкретные и специализированные. Однако если главной тенденцией человеческой истории является тенденция к единству человеческого рода, то необходимо формирование единой системы ценностей (общечеловеческих ценностей). Рассматривая основные этапы истории культуры, мы проследим эту тенденцию к единству более подробно.
Аксиологический подход в исследовании культуры.
В современной философии есть раздел, отведенный исследованию ценностей, – аксиология (от греч. axios – ценный и logos – слово, понятие, учение). Культура представляет целый мир целостностей, то есть организованную систему смыслов и идеалов, разделяемых семи члена некоторого сообщества. Следовательно, культура воплощает в себе все самое ценное, все самое важное с точки зрения сообщества людей − то, что они хотели бы поддерживать и сохранить для будущих поколений. Для философского мировоззрения аксиологическая проблематика имеет фундаментальное значение. Оно обусловлено тем, что задачей философии является установление предельных оснований бытия и построение, исходя из их понимания, целостного мировидения, которое помогло бы выбрать общее направление жизни, указать ее главные цели. В решении этой задачи первостепенную важность имеет определение ценностных оснований человеческого бытия. Отсюда проистекает проясняющая сила ценностного подхода в философии. Существенные различия между философскими системами, школами, течениями и т. д. обусловливаются тем, какие ценности и в каком соотношении полагаются в их основание. Например, в философии Ницше на первый план выдвигается ценность индивидуальной воли к могуществу (воли к власти), которая становится мерилом в его «переоценке всех ценностей». Философствуя, человек размышляет о том, в чем суть всего существующего, ставя под вопрос себя самого. Он неизбежно оказывается перед проблемами смысла, назначения своей жизни, ее задач и возможностей. Ценность, достоинство отдельного существования, включая личное, определяется в соотнесении его с иерархией ценностей, на вершине которой – абсолютное благо. Исследование его выявляет глубокий смысл и действенность идущего от Платона сближения идеального и идеала; тождества и различия ценностей божественного, бытия, истины, добра, красоты, сливающихся в идее Единого-Блага, т. е. – ценностного абсолюта. Долгое время ценностная проблематика разрабатывалась философами преимущественно в рамках онтологии, поскольку считалось, что ценности обладают абсолютным бытием в божественном начале: безличном природном (космоцентризм) или личном трансцендентном (теоцентризм). Только с упрочением антропоцентристского мировоззрения в результате развития просветительских идей появились представления о том, что высшие ценности суть «регулятивные идеи». Так называет Кант «чистые» цели, «идеалы будущего», к которым люди должны направлять свою волю, чтобы шло совершенствование человека, осуществлялся Прогресс человеческого рода. Бытие остается ценностью, но не как вневременное абсолютное бытие, а как одна из целей – осуществление ценности в будущем или сохранение ценного в настоящем. Кант разграничивает ценность [то, что подвигает человека] и бытие, полагая, что ценность не существует, но обладает значимостью. Благодаря усилиям немецких последователей Лейбница (Р. Г. Лотце, 1817–1881) и Канта (неокантианцы) во 2-й пол. XIX в. разворачивается философское исследование ценностей, аксиология превращается в особую философскую дисциплину. Глава Баденской школы неокантианства В. Виндельбанд трактует философию как учение об общезначимых ценностях. Он выявляет ценностный характер культуры, усматривает смысл исторического движения в прогрессирующем воплощении ценностей. Важную роль в аксиологии играет введенное Виндельбандом различие между ценностями-идеалами (чистыми целями) и ценностями-благами, существующими в реальности и необходимыми для культуры. К первым относится, например, истина, ко вторым – наука, воплощающая идеалы истины. Блага остаются ценностями, поскольку их сохранение и развитие выступает как цель. Значительный вклад в аксиологию вносят учения немецких философов Г. Риккерта (1863–1936), М. Шелера (1874–1928), русского философа Н.О. Лосского (1870–1965).
Социально-деятельностный подход в исследовании культуры.
С точки зрения социологии культура является
социальным институтом, обеспечивающим
системность и устойчивость общества.
Основная цель социального института-
организовать деятельность людей в определенной
сфере человеческой деятельности. Естественно, культура также является социальным
институтом, поскольку она позволяет достичь
этой цели. Культура предлагает человеку
образцы, в соответствии с которыми тот
должен строить свое проведение в самых
разных областях. Личностно-социально-
Семиотический подход в исследовании культуры.
Культура − это небиологическая знаковая система, при помощи которой передается социальный опыт. Например, медицина изучает симптомы- то есть внешние проявления (знаки), на основании которых мы можем судить о процессах, протекающих внутри организма. Так, сыпь обычно свидетельствует о наличии инфекционного заболевания. Боль – нарушения деятельности какого-то внутреннего органа. Эти знаки носят исключительно биологический характер. Культура же реализуется главным образом при помощи знаков, созданных человеком. Основной знаковой системой является язык, при помощи которого мы обещаемся и передаем информацию. Однако есть и другие знаковые системы. Например, мифы и другие фольклорные и литературные произведении, религиозные ритуалы, а также приметы быта несут огромную информацию о мире и о том, как он устроен, сообщают членам культурного сообщества о том, как они должны себя вести, что хорошо, а что плохо, что считается правильным, а что неправильным. Именно поэтому говорят, что культура – это небиологическая знаковая система. Как всякая научная методика, структурно-семиотический анализ перспективен в одних и ограничен в других направлениях, одни объекты для него более, а другие менее проницаемы. Сравнительно-исторический и структурно-семиотический методы анализа решают в сущности разные задачи и потому совершенно по-разному препарируют объект изучения. Например, при рассмотрении генезиса и истории эпического памятника сравнительно-исторический анализ выделяет в нем ряд разностадиальных пластов и отражает различные исторические события, хронологически и географически несовместимые, устанавливает разного рода анахронизмы и другие "противоречия", т. е. вскрывает таким образом известную гетерогенность памятника. Однако такое "разнимание на части" не способствует рассмотрению конкретного текста как поэтического целого, без чего невозможно и его цельное эстетическое восприятие. Смысл, вкладываемый в термин "культура" во многом зависит от того какие позиции занимает автор. В большинстве определений, культура, как порождение человека, противостоит природе. Для того, чтобы прояснить разницу между культурой и природой, можно рассмотреть как соотносятся эти две стороны в одном конкретно взятом человеке. Культурную деятельность принято подразделять на материальную (техника, материальные ценности) и духовную (мораль, наука, искусство). Понятие культуры в философии тесно соприкасается с понятием цивилизация. Цивилизация — совокупность материальных и духовных достижений отдельного общества или человечества в целом. Уровень различия цивилизации определяется природой и уровнем развития материальной и духовной культуры, результатом социально-культурной деятельности общества, ролью общества в решении глобальных проблем и роль обществе в прогрессе человечества. Впервые об особом социологическом подходе к пониманию культуры заявили английские и американские социологи конца XIX века. Они выделили из философского понятия культуры и цивилизации невещественный компонент, который стал основным содержанием социологического понятия культуры. Тейлор: "Культура — это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества".Таким образом социологическое понятие культуры включается в себя: то, что постигается человеком в процессе его жизнедеятельности; то, что передается из поколения в поколение, обеспечивая преемственность общества.
Структуралистский подход в исследовании культуры.
Структуралистский подход в культурологии развивают К. Леви-Стросс и М. Фуко. Главной проблемой культурологии Леви-Стросс считал изучение процесса перехода от природы к культуре и использовал методы структурной лингвистики и теории информатики. Не менее интересен игровой подход к культуре, который излагается в трудах И. Хейзинги и С. Лема (об этом речь будет идти ниже). Получает распространение и семиотический подход, когда культура рассматривается как символическая система. Здесь известны труды Э. Кассирера, 3. Лангер, Ч. Морриса, Ю. Лотмана и др.; в них внимание акцентируется на семиотическом характере искусства во всех его разновидностях (в частности, музыки, абстрактной живописи), неинструментального знания и широкого круга развлекательной деятельности.
Личностно атрибутивный подход к определению культуры.
Личностно-атрибутивная - представляет
ее в качестве характеристики самого человека. Информационно-знаковая
- изучает как некую совокупность знаков
и знаковых систем. В рамках концепции
культуры как подсистемы общества она
рассматривается в качестве такой его
сферы, которая выполняет функцию управления
общественными процессами на нормативно-вербальном
уровне. Само же общество в этом случае
представляется как социетальная система,
изменения в одной из сфер которой приводят
к соответствующим трансформациям в других
подсистемах. Культура рассматривается
также какнадындивидуальная реальность,
усвояемая человеком в процессе его социализации
или, наоборот, номиналистски, т.е. как
реальность личностного характера. В последнее
время в культурологии наиболее активно
конкурируют между собой две научно-исследовательские
программы. В основе одной из них лежит
деятельный подход к пониманию культуры
как «технологии воспроизводства и производства
человеческого общества», «духовного
кода жизнедеятельности людей», «основы
творческой индивидуальной активность»,
«адаптации и самодетерминации личности».
Другая парадигма ориентирована на ценностный
подход, рассматривающий культуру как
«сложную иерархию идеалов и смыслов».
Несмотря на различные интерпретации,
общим для деятельного и ценностного подходов
является то, что в их рамках культура
или постигается через изучение области
символического, или сводится к ней, поскольку
символ является тем средством реализации
ценностей и смыслов культуры, которое
наиболее доступно для непосредственного
изучения. В связи с этим интерес представляют
размышления тех специалистов о культуре
и задачах ее изучения, которые работают
на высоком профессиональном уровне не
только в области философско-нормативистских,
но и конкретно-исторических изысканий.
Так, Ю.М Лотман, реализуя семиотический
подход, подчеркивает, что «культура, прежде
всего, - понятие коллективное. Отдельный
человек может быть носителем культуры,
может активно участвовать в ее развитии,
тем не менее, по своей природе культура,
как и язык, - явление общественное, то
есть социальное. Следовательно, культура
есть нечто общее для какого-либо коллектива
- группы людей, живущих одновременно и
связанных определенной социальной организацией.
Из этого вытекает, что культура есть форма
общения между людьми и возможна лишь
в такой группе, в которой люди общаются...
Всякая структура, обслуживающая сферу
социального общения, есть язык. Это означает,
что она образует определенную систему
знаков, употребляемых в соответствии
с известными членам данного коллектива
правилами. Знаками же мы называем любое
материальное выражение (слова, рисунки,
вещи и т.д.), которое имеет значение и,
таким образом, может служить средством
передачи смысла».Таким образом, культура,
как считает Ю.М. Лотман, имеет, во-первых
коммуникационную и, во-вторых, символическую
природу. В связи с этим в ней он выделяет
два среза - синхронный и диахронный, в
соответствии с теми организационно-
Ведущие культурологические концепции в общественной мысли ХIХ и ХХ веков образно-мифологическая и символическая трактовки культуры (Ф.Ницше, А.Белый, Д. Мережковский, Э. Кассирер).
Фридрих Ницше – это философ символист
и истинный провидец, великолепный философ,
гениальный творец. Насколько сильны должны
были быть его философские работы, чтобы
быть актуальными и современными в наши дни. Как только не интерпретировались
и не трактовались его идеи, в чем только
не обвинялся их гениальный творец. Он
был гоним и при жизни, и после смерти.
Его работы, как и его самого отдали на
растерзание взъяренной Европе после
фашистско – нацистской волны. А он лишь
боролся против человеческого, слишком
человеческого, ему опротивело порочное
общество, окружавшее его. В своем «Бунтующем
человеке» Альбер Камю приводил слова
Ф.Ницше, которые как нельзя лучше «рисуют»
отношение этого философа к своей эпохе
(да и к нашей тоже, ибо мы – дети XX века,
– века испытаний и грез): «моя совесть
и ваша совесть больше не одно и то же!»9.
В XX веке каждый, кто знакомился с творчеством
Ф.Ницше, по-своему «читал» язык его символов,
по-своему «присваивал» символизм его
языка, поэтому столь противоречивыми
оказались взгляды на его творчество и
столь разнообразным трактовкам подвергались
основные идеи его философской концепции,
а у него нет определенной философской
концепции, у него все превращено в ничто,
ибо так говорил Заратустра: «Только в
пляске умею я говорить символами о высоких
вещах - и теперь остался мой самый высокий
символ неизреченным в моих телодвижениях!»
Пляска – это таинство, мистерия, ее телодвижения
невозможно передать единообразно, невозможно
даже в точности повторить, не исказив
смысла, поэтому каков его самый высокий
символ – нам не дано знать. Его язык «прозрачен»,
он сам являет нам символы, символы, которые
в научной литературе интерпретируются
как фундаментальные основы новой философии,
представленной в его работах. Так как
эти основы и есть символы, их нельзя трактовать
однозначно. Например, «сверхчеловек»,
«вечное возвращение», «воля к власти»
и «смерть Бога» – ужасает, не правда
ли? Но это все символы, что пытался таким
образом выразить их творец, неизвестно
никому, кроме него самого, а сам он – клубок
противоречий, соединяющий в себе Христа
и Антихриста, являющий нам свою двухбездную
суть, - суть Диониса Распятого. Так почему
мы требуем от него единой истины, почему
сводим противоречия, разрывающие его,
в единый тезис, тезис, который, по словам
А. Камю, привел «к методическому производству
недочеловеков»11?… Это вопросы, которые
не стоит решать, но над которыми нам стоит
задуматься. В течение прошедших 2000 лет
пророки всегда были гонимы при жизни.
Не избежал этой участи и Фридрих Ницше.
Однако, как выясняется сейчас, своим творчеством
он расширял и углублял общефилософские
искания. Так, язык символов и символизм
языка в его интерпретации могут быть
поняты как своеобразный способ постановки
и решения вечных философских проблем.
Вот почему нас так заинтересовала тема,
касающаяся языка символов и символизма
языка в творчестве Ф.Ницше. Мы не ставим
своей задачей дешифровку языка символов,
мы лишь попытаемся проследить диалектику
языка символов и символизма языка в философском
наследии Ф.Ницше и выявить направления
влияния его идей на социокультурное сознание
XX века. Более выдающимся вкладом интересующего
нас философа явился символизм языка философии
и культуры. Не разум, а не сознание – вот
категориальная основа всего философского
творчества Фридриха Ницше. Бессознание
– вот чего достигали ницшеанские символы,
они дробили его, проникали в него, бередили
самые глубинные корни коллективного
бессознательного, живущего в нас еще
до момента нашего рождения. Именно на
этом уровне шла их обработка, именно здесь
они трансформировались в образы, облекались
в формы, понятные нашему сознанию. «Подмигивающие
символы» – это идеал Ф.Ницше, не навязчивые,
не утомляющие, а только тихонько бередящие,
подмывающие, раскрывающие глаза на реальность
через идею. Преимущественная форма выражения
ницшеанской мысли – это афоризм, а А.Белый
считает, что «афоризм - наиболее тесная
форма общения читателя и автора, при условии,
что автор умело выражает, а читатель –
схватывает. Афоризм поэтому – путь к
символу. Символ же – идеал афоризма».
Однако напоминаем, что и афоризмами говорили
многие философы (почти все), но такого
высокого уровня символизации, как у Ф.Ницше,
пожалуй, не достигал никто. Его язык символов
перерос постепенно в символизм языка,
затем расширил поле своего влияния: поднял
свой уровень до символизма языка философии
и культуры. В этом кульминация творчества
Ф.Ницше как философа и гениального творца
– символиста. Именно благодаря этому
его идеи распространили свое влияние
столь широко и глубоко, именно поэтому
XX век был озарен его философскими творениями.
Он воистину был словно его Заратустра,
спускающийся со своей горы, ибо так начался
закат Заратустры. Свою теорию Д.Мережковский
изложил в докладе, а потом и в книге О
причинах упадка и новых течениях современной
русской литературы. «Куда бы мы ни уходили,
как бы мы не прятались за плотину научной
критики, всем существом мы чувствуем
близость тайны, близость Океана», – писал
Мережковский. Общие для теоретиков символизма
размышления о крушении рационализма
и веры – двух столпов европейской цивилизации,
Мережковский дополнял суждениями об
упадке современной литературы, отказавшейся
от «древнего, вечного, никогда не умиравшего
идеализма» и отдавшей предпочтение натурализму
Золя. Возродить литературу может лишь
порыв к неведомому, запредельному, к «святыням,
которых нет». Давая объективную оценку
состоянию литературных дел в России и
Европе, Мережковский называл предпосылки
победы новых литературных течений: тематическую
«изношенность» реалистической литературы,
ее отклонение от «идеального», несоответствие
порубежному мироощущению. Символ, в трактовке
Мережковского, выливается из глубин духа
художника. Здесь же Мережковский определял
три главных элемента нового искусства:
мистическое содержание, символы и расширение
художественной впечатлительности. Мережковский – поэт целиком принадлежит
к поколению «старших символистов», начинавших
с декларативных подражаний Надсону и
активно использовавших клише народнической
поэзии, а затем переживших определенный
творческий кризис, закончившийся обновлением
поэтических мотивов и средств. Сознание
безысходного одиночества человека в
мире, роковой раздвоенности и бессилия
личности, проповедь красоты, «спасающей
мир», – развивая эти общие для «старших
символистов» мотивы, Мережковский не
сумел преодолеть в стихах рассудочности
и декларативности. Мережковский, по праву
считающийся ведущим теоретиком русского
символизма, в литературно-критических
работах 90-х годов заложил и основы символистской
интерпретации творчества большинства
русских писателей Х I Х века. Внешним выражением
новых духовных ориентиров Мережковского
и становится символизм. В 1892 г. вышел сборник
стихов Мережковского «Символы», в 1893
г. – книга «О причинах упадка и о новых
течениях современной русской литературы».
Тогда же Мережковский начал писать трилогию
«Христос и Антихрист», в которой отчетливо
выразились его философские концепции
(ч. 1 – «Отверженный. Смерть богов» («Юлиан
отступник»), 1896; ч. 2 – «Воскресшие боги»
(«Леонардо да Винчи»), 1901; ч. 3 – «Антихрист»
(«Петр и Алексей»), 1905). Лирика Мережковского
большого художественного значения не
имеет. Мережковский всегда ограничен
узкой философско-мистической схемой,
доказательствами ее. В предисловии к
первому тому собрания сочинений он писал
о мировоззренческой и психологической
целостности своего творчества, которое,
по его словам, состоит в поисках «выхода
из подполья» и преодолении одиночества
человека. В этом смысле, творчество писателя
– явление достаточно целостное, последовательно
утверждающее концепцию мистико-религиозного
развития мира и человечества, которое
якобы движется через противоречия небесного
и земного к гармоническому синтезу. Основные
философские искания и «нахождения» Мережковским
путей развития человечества и мировой
истории, представлявшейся писателю предчувствием
некоего грядущего царства, которое объединит
два начала мира – языческое и христианское,
духа и плоти, – и отразились в трилогии.
Вывод.
Язык, миф, искусство, религия, все наши духовные проявления — части этой вселенной. Они как нити сплетаются в плотную символическую сеть, которая, хотя и накапливает человеческий опыт, но порой заслоняет от нас реальность. Наш духовный прогресс в мысли и опыте только тому и служит, что делает эту сеть все более сложной и непроницаемой для здравого смысла естественного человека. В той мере, в какой возрастает его символическая активность, физическая реальность для него отходит на второй план. Отсюда огромная разница в восприятии мира, скажем, между каким-нибудь европейским ученым и современным южноамериканским дикарем. «Цивилизованный» человек уже не может иметь дело непосредственно с вещами, а взаимодействует с ними не иначе, как с помощью искусственных средств, языковых форм, художественных образов, мифических символов, религиозных обрядов. При этом, по мнению ученых-естествоиспытателей, в ходе длительной эволюции соотношение между «природным» и «человеческим» в рамках биологического вида Гомо сапиенс неуклонно менялось в пользу последнего. Человек из существа естественного, живущего инстинктами и чувствами, постепенно превращается в некую искусственную, скованную ограничениями и правилами структуру, подчиненную прежде всего разуму, точнее — оторванному от реальности абстрактному мышлению.
Список литературы
Дьяченко Е.И. Миф и поэтический язык в философии Эрнста Кассирера. М., 1977
Зобнин Ю.В. Дмитрий Мережковский: жизнь и деяния. Москва. – Молодая гвардия. 2008.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991
Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв»// Вопросы философии. – 1990. – №7.
Ролан Барт «Миф сегодня» 2007-06-12