Предмет и метод культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:24, контрольная работа

Краткое описание

Роль культурологи в системе гуманитарного знания во многом объясняется ее особенностями эстетического и антропологического характера. История и теория мировой культуры, преодолевая трудности переводов, фрагментарность источников, странности символов и чуждых образов, рисует, воссоздает живой облик прошлого и настоящего, и каждый оттенок образного мировидения говорит о человеке, соответствуя пафосу пробуждающегося гуманитарного сознания и самосознания.

Содержание

Введение. 3
1. Предыстория культурологии: анализ культуры в истории 5
философской мысли от Античности до Нового времени. Формирование культурологии как самостоятельной науки к серединеХХ века. 5
2. Предмет культурологии. Место культурологии в системе 10
гуманитарного знания. Теоретическая и прикладн культурология 10
3.Основные методы культурологии. 16
Список литературы: 22

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

      Третью группу методов образуют методы, которыми чаще всего, по преимуществу, пользуется культурология. Следует сразу отметить, что вопрос о выделении специфических методов культурологии не решен. Часто то или иное предлагаемое решение зависит от склонностей автора, от тех задач, которые он ставит в своём решении, от открытий в других областях гуманитарного знания и их заимствований в культурологии. В данном учебнике мы не претендуем на полное выявление всех методов, которыми пользуется культурология, но стремимся решить более ограниченный круг задач. Поэтому укажем на такие приемы, как сравнительно-сопоставительный метод анализа, что позволяет нам выделить общее в развитии различных культур, повторяющееся, устойчивое, непрерывное, а также специфическое, уникальное, неповторимое, что характеризует культуру любого народа. В нашем изложении материала будет широко применяться инновационный метод исследования, позволяющий сосредоточить внимание на достижениях, открытиях, памятниках культуры разных обществ, указать на вклад тех или иных деятелей культуры; изобретателей и учёных, писателей и художников, пророков и политиков, создателей новых культурных форм.

     В данном учебнике будет широко применяться аксиологический метод, позволяющий представить те или иные культурные формы как определённые ценности, которые создаются творцами культуры, сохраняются, придают смысл человеческим устремлениям. Особую группу методов составят приемы исследования и изложения материала, связанные с диахронным и синхронным анализом культурных форм. При диахронном анализе культура предстает как последовательно развивающаяся во времени и пространстве форма человеческих отношений, имеющая границы, этапы своего существования: становления, вызревания, упадка. Синхронный метод анализа позволяет сопоставлять различные во времени культуры как находящиеся в одном культурном пространстве. Выделенные методы изложения материала учебника не представляют из себя чего-то абсолютно обособленного, но тесно связаны между собой, переходят один в другой, создают условия для гармоничного и сжатого представления материала.

 

 

                                                Вывод.

     Таким образом,  подводя вышесказанное можно  сказать, что под культурологией  понимается наука о наиболее  общих закономерностях развития  культуры.

   Культурология - это наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Как и всякая другая наука, она имеет свой предмет, метод и функции.

Предметом культурологии  является изучение содержания, динамики и технологий функционирования культуры, как социокультурного опыта. Культура гармонизирует многообразные ценности и создает целостное пространство духовного богатства человечества. Она осуществляет нормативизацию действий, средств и целей человеческой жизнедеятельности. Практическое использование норм культуры позволяет вскрыть их значение и эффективность. С помощью культурологии человек подразделяет свои действия на положительные и отрицательные, изящные и нет, гуманные и бесчеловечные, прогрессивные или консервативные и т.д. Культура создает методы и критерии оценки действий человека и таким образом формирует режим регламентированного и ранжированного поведения человека. Практическая работа по достижению целей, по их реализации и воплощению в жизнь требует от человека знаний и умений, причем, знаний не только специально научных, то есть в основном технократических, но и знаний гуманитарных, то есть нравственно-духовных.

   Таким образом, культура, как предмет культурологии, выводит человека из мира животного в мир "homo sapiens", человека разумного, осознающего свое общественно-социальное представление. Кроме этого, культура способна выполнить роль общественной памяти. Она создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности всего человечества, позволяет найти ответы на многие вопросы.

  • Список литературы:

  •  

    1. Библер, В.С. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI в. / В.С. Библер. М., 2009.

    2. Введение в культурологию: учеб. пособие / под ред.

    Е.В. Попова. М., 2011. Гл. 1, 2.

    3. Культурология: учеб. пособие для студентов высших

    учебных заведений / под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2006. С. 9–36.

    4. Розин, В.М. Введение в культурологию / В.М. Розин. М.,2004.

    5. Шор, Ю.М. Очерки теории культуры / Ю.М. Шор. Л.,2001.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     




    Информация о работе Предмет и метод культурологии