Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:33, реферат
До недавнего времени культура изучалась, в том числе и в высшей школе, в рамках давно сложившихся научных дисциплин: философии, истории, лингвистики, этнографии, искусствознания, археологии. Традиционные науки изучали отдельные виды и элементы культуры: язык, право, мораль, искусство. Однако, постепенно выяснилось, что такой подход узок и не дает целостного представления о культуре как явлении сложном, многогранном, представленном во всех сферах общественной жизни. В середине XX века началось формирование культурологии как общей, интегральной науки о культуре, как самостоятельной научной дисциплины. Культурология постепенно обретает свой статус, предмет, соответствующие ему методы исследования. Сам термин "культурология" стал употребляться еще с начала XIX столетия. В начале XX века американский ученый Л. Уайт (1900-1975) ввел термин "культурология" в широкий научный оборот и обосновал необходимость общей теории культуры.
Отсюда мы имеем достаточно оснований говорить об этой типологической особенности советской культуры в исторических рамках и историческом русле архетипа русской национальной культуры. Ибо сама советская эпоха, несмотря на все драматические коллизии, на ее безусловно социально-классовый характер, никогда не порывала с архетипическими основаниями российской цивилизации. Об этом свидетельствует сама история. Русская идея Социальной Правды, Социального Равенства, мировоззренческие, духовно-нравственные контуры которой сложились в течение многотысячелетнего, вначале общеславянского, а затем и собственно русского жизнеустройства, продолжала свою напряженную, но уже материализованную жизнь в советскую эпоху.
Поэтому
ведущей, основополагающей
чертой советской
культуры, ее "генеральным"
ценностным стержнем
был идеал нравственного
преображения человека
и общества. Этот идеал лежал еще
в основе "святой русской литературы"
(Т.Манн), но особенно мощно продолжил свою
жизнь в целом в советской культуре: музыке,
живописи, кино, театре, образовании, просвещении,
воспитании и т.д. Ни в одной из этих сфер,
в том числе в массовой печати и информации,
не допускалась проповедь национализма,
шовинизма, расизма, фашизма; не было культивирования
крайних агрессивных форм индивидуализма
и культа наживы, потребительства ("бери
от жизни все", "оттянись со вкусом",
"здесь, сейчас и все сразу!"); не допускалось
смакование алкоголизма, наркомании, сексуальных
извращений, жестокости, убийств, грабежей.
Именно гуманизм и добросердечие
стали сердцевиной всех
ценностных ориентаций
культуры советского
общества.
Информация о работе Предмет культурологии и ее основные разделы