Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:07, реферат
Цель данной работы рассмотреть одно из направлений авангардистского кинематографа – сюрреализм.
Течение это полноценно просуществовало в киноискусстве менее десятилетия, почти сразу вслед за его расцветом наступил спад, и интерес к такому искусству иссяк. Однако сюрреализм нельзя считать абсолютно тупиковой ветвью развития кинематографа, так как некоторые его принципы были переосмыслены в более поздних работах таких представителей авангарда, как Луис Бунюэль, Жан Кокто, Жан Виго и др., а поэтика сюрреализма в целом оказала значительное влияние на творчество Дэвида Линча и Яна Шванкмайера.
Введение 2
Основная часть 3
1. Три волны авангарда. Дадаизм как предшественник сюрреализма 3
2. Сюрреализм как направление в искусстве. Эстетика сюрреализма 4
3. Сюрреализм и кинематограф 6
3.1 Первые сюрреалистические картины. Обзор 6
3.2 Влияние сюрреализма на дальнейшее развитие кинематографа 14
Заключение 15
Список использованной литературы………………………………… .……16
Содержание
Введение
Основная часть
1. Три волны авангарда. Дадаизм как предшественник сюрреализма 3
2. Сюрреализм как направление
в искусстве. Эстетика
3. Сюрреализм и кинематограф
3.1 Первые сюрреалистические картины.
Обзор
3.2 Влияние сюрреализма на дальнейшее развитие кинематографа 14
Заключение
Список использованной литературы………………………………… .……16
Приложение
Введение
Цель данной работы рассмотреть одно из направлений авангардистского кинематографа – сюрреализм.
Течение это полноценно просуществовало
в киноискусстве менее
Основная задача данной работы - рассмотреть сюрреалистический кинематограф как явление, показать, как эстетические принципы сюрреализма были воплощены на экране, проанализировать причины рождения и угасания этого направления в искусстве и, наконец, продемонстрировать, какое влияние оказал сюрреализм на развитие кинематографа.
В своей работе я коротко расскажу о возникновении этого течения, его основных канонах, о причинах обращения сюрреалистов к кинематографу и о том, как это обращение происходило. Ограничившись обзором нескольких сюрреалистических картин, я более подробно остановлюсь на двух фильмах – «Андалузском псе» как наиболее ярком, хрестоматийном примере сюрреализма в кино и «Золотом веке» как фильме, ознаменовавшем закат сюрреалистического течения в кинематографе.
Итогом моего исследования будет попытка оценить значение этого короткого периода в истории кино.
Основная часть
1. Три волны
авангарда. Дадаизм как
Авангард – течение в кинематографе, зародившееся во Франции в середине 20-х годов ХХ века. Для него свойственен экспериментальный подход к творчеству и использование новаторских средств выражения.
Период авангарда можно разделить на три «волны». Первая – киноимпрессионизм, вторая – дадаизм и сюрреализм, третья – документализм.
Дадаизм – направление в искусстве (первоначально – в живописи и в литературе), возникшее в 1916 году в Швейцарии. Основатели дадаизма: поэты – Тристан Тцара, Рихард Гюльзенбек, Гуго Балль, художники – Ганс Арп, Марсель Янко. Основа их художественного метода – эпатаж. Дадаисты стремились разрушить традиционную образность и создать новый тип связей в художественном произведении.
Основные положения дадаизма:
– Попытка разрушить каноны общепринятой морали и читательского вкуса;
– Нигилизм, отрицание всего вплоть до собственных утверждений;
– Провозглашение особых специфических связей между событиями и предметами на основе внешних формальных подобий, аналогий, языковых игр и т.д.
Представителями дадаизма в кинематографе были: Ман Рэй («Возвращение к здравому смыслу»), Фернан Леже («Механический балет»), Рене Клер («Антракт») и др.
Сюрреализм зарождается во Франции в 1920-е годы. Как и дадаизм, изначально это направление возникает в литературе и живописи. Основоположником и теоретиком его был писатель и поэт Андре Бретон. В 1924 году из-под его пера выходит «Манифест сюрреализма», в котором Бретон обозначает сюрреализм как «чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений».
Стоит, однако, отметить, что сам термин «сюрреализм» был впервые употреблён Гийомом Аполлинером в 1917 году в его манифесте «Новый дух». Заимствуя это название для обозначения своего направления в искусстве, Бретон вкладывает в него новый смысл. «Аполлинер владел одной только - еще несовершенной - буквой сюрреализма и оказался не в состоянии дать ему теоретическое обоснование, которое столь важно для нас». – писал Бретон.
Идеолог сюрреализма считал, что новому направлению в искусстве удастся разрешить противоречие между мечтой и действительностью, создав некую сверхреальность.
Творческая энергия, по мнению сюрреалистов, исходит из сферы бессознательного, поэтому наиболее яркими моментами её проявления считались сны, состояния транса или гипноза, болезненного бреда и т.п.
Важнейшей техникой, открытой Бретоном и его последователями, было автоматическое письмо. Поэт так описывает свой первый опыт работы с этим приёмом: «Мне казалось - да и сейчас тоже так кажется <…>, - что скорость мысли отнюдь не превышает скорости речи и что она не обязательно недоступна акту говорения или пишущему перу»
Ещё один знаменитый приём, часто используемый сюрреалистами, - коллаж, с помощью которого сочетались совершенно неожиданные образы.
Ещё одна важная черта сюрреализма, свойственная, как было сказано выше, и дадаизму, - эпатажность. Сюрреалисты не ограничивались провозглашением радикально нового, революционного, направления в искусстве и отрицанием культуры предшествующих эпох, они скандально заявляли о себе, открыто бросая вызов традиционному искусству, морали, религии и общественным устоям. Отсюда намеренный антиэстетизм зачастую свойственный поэтике сюрреалистов.
Кроме того, произведениям искусства, созданным Бретоном и его сторонниками, присуща алогичность, вернее, своя особая абсурдная логика.
Почему же сюрреалисты решают обратиться к кинематографу как к средству выражения своих идей?
Во-первых, кино как новое и особенное искусство не могло не интересовать общество молодых и оригинальных художников.
Во-вторых, специфическая природа кино могла идеально реализовать одну из важнейших целей сюрреалистов – сделать нереальное реальным.
Фотографичность кинематографа отлично
подходила для живописцев-
А благодаря монтажу открывалась возможность выстраивать сюжет картины согласно абсурдной логике сновидения.
О причинах интереса сюрреалистов к кинематографу М. Ямпольский пишет так: «Таким образом, кино воспринималось как средство борьбы с культурой, впрочем, отнюдь не предполагавшее (о чем свидетельствует поток сценариев) отказа от словесной формы. Кино могло принимать форму словесного преодоления традиции словесного искусства. Словесный текст, ориентированный на кинопоэтику, должен был в силу этого входить в отношения отрицания с широким литературным интертекстом. Кинематограф подключал его к своего рода негативной интертекстуальности, отрицанию культурного контекста».
Однако обратившись к новому виду искусства, сюрреалисты сразу же столкнулись с определёнными трудностями, одной их которых была «неснимаемость» их сценариев. Ямпольский объясняет это тем, что «воображаемое кино авангардистов в силу этого часто вовсе не было предназначено для постановок, сохраняя все свое значение именно как литературный факт».
Существенно различие между количеством написанных сценариев и количеством воплощённых на экране замыслов. Подавляющее большинство задуманных фильмов так и не было никогда поставлено.
Обратимся теперь к разбору тех картин, которые всё же были сняты сюрреалистами.
В 1928 году выходит фильм «Раковина и священник», снятый Жерменой Дюлак по сценарию Антонена Арто. Это была первая картина, открыто объявленная сюрреалистической, однако самими сюрреалистами фильм принят не был. Причина этого была в том, что в кругу сюрреалистов никогда не существовало единства, они постоянно ссорились друг с другом из-за различных разногласий, периодически исключая кого-либо из своих рядов.
Сам Арто разругался с сюрреалистами (Бретон проклял его во втором «Манифесте сюрреализма»). К тому же фильм, поставленный Ж. Дюлак, Арто не принял. Он посчитал, что режиссёр исказила сценарий, сместив акцент в сторону фрейдизма, тогда как Арто видел содержание своего замысла гораздо более глубоким. Ж. Садуль приводит другую версию причины ссоры Дюлак и Арто. Он считает, что поэт был раздражён тем, что ему не дали сыграть главную роль в этом фильме. Трактовку всей картины в целом Ж. Садуль сводит к «наивно «поэтической» интерпретации фрейдистских символов».
М. Ямпольский предлагает алхимическую интерпретацию данной ленты, согласно которой фильм представляет мифологию рождения философского камня.
Я не буду здесь подробно останавливаться на анализе этого произведения, выделю лишь основные мотивы, присутствующие в картине и значимые для сюрреалистического искусства в целом. Во-первых, это мотив метаморфоз, реализующийся в различных ситуациях, например, превращения городского пейзажа из одного в другой, когда главный герой ползёт по улице, превращения домов, этот эффект достигался за счёт наложения одного кадра на другой. Стоит также отметить непрестанные превращения героев (генерал-священник).
Тема это занимает важное место в творчестве сюрреалистов, достаточно вспомнить такие картины Дали, как «Метаморфозы Нарцисса» или «Параноические превращения лица Гала». В фильмах Бунюэля, как мы увидим позже, этот мотив также играет значимую роль.
На протяжении всей картины отчётливо прослеживается тема воды, которая также связана с изменчивостью.
При просмотре создаётся ощущение,
что персонажи фильма существуют
в замедленном времени. Сцена, где
главный герой, подняв, подбрасывает
священника, выглядит так, как будто
всё, что мы видим на экране, происходит
в невесомости или под водой.
Благодаря этому достигается
эффект ирреальности происходящего, который
усиливается музыкальным
Описывая сюрреалистическое
«Морская звезда» была снята в 1928 году. Этот фильм представляет собой экранизацию поэмы Р. Десноса. Сюжет достаточно последователен и легко считывается: 17-минутная лента рассказывает историю несчастной любви. Нет никакой установки на эпатаж и вызов традиционной культуре. Кроме того, упомянутые выше «Раковина и священник» и «Андалузский пёс», а также и «Золотой век», кажутся загадкой для зрителя, смысл же «Морской звезды» более ясно выражен. Что же роднит это произведение с эстетикой сюрреализма?
Попытка перенести зрителя в пространство сверхреальности, соединяющей воображение и действительность.
Ман Рей использовал мягкофокусную съёмку, с помощью которой достигался эффект съёмки через волнистое полупрозрачное стекло, очертания людей и предметов, которые мы видим в кадре, кажутся размытыми, неясными. Однако такой способ съёмки режиссёр использует на протяжении не всей картины. Чёткие и ясные кадры сменяются расплывчатыми.
В этом отношении показательна фраза, появляющаяся в титрах почти в самом финале фильма, - «вы не грезите», значение употреблённого здесь французского глагола rêver можно сопоставить со значением английского to dream или немецкого träumen, - спать и видеть сны или мечтать.
«Андалузский пёс» - фильм, сюрреалистичность которого не вызывала сомнений ни у современников, ни у исследователей, ни у самих сюрреалистов. Он был однозначно принят Бретоном и его последователями.
Л. Бунюэль снял его в 1929 году по сценарию, написанному им в соавторстве с Сальвадором Дали.
Сам Бунюэль в книге «Мой последний вздох» рассказывает о возникновении этого замысла так: «Этот фильм родился в результате встречи двух снов. Приехав на несколько дней в гости к Дали в Фигерас, я рассказал ему сон, который видел незадолго до этого и в котором луна была рассечена пополам облаком, а бритва разрезала глаз. В свою очередь он рассказал, что прошлой ночью ему приснилась рука, сплошь усыпанная муравьями, И добавил: «А что, если, отталкиваясь от этого, сделать фильм?» Поначалу его предложение не очень увлекло меня. Но вскоре мы приступили в Фигерасе к работе».
Информация о работе Представители сюрреализма в киноискусстве