Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 01:33, доклад
Культурное наследие России складывалось в процессе становления и развития национального самосознания. Постоянно обогащаясь собственным и привнесенным культурным опытом, оно вошло неотъемлемой частью в мировую культуру и подарило ей образцы высочайших достижений в области научной мысли, художественной культуры и духовного самосовершенствования человека.
1. Введение
2. Принятие христианства - переломный момент в истории русской культуры
3. Культура Киевской Руси.
4. Список литературы
севера до юга в юридических документах, исторических повестях, стихах,
прозе звучал гибкий, образный русский язык.
Благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. Городское
население Руси было грамотным. Князья владели иностранными, древними
языками. Киевскую Русь называли «книжной страной». При монастырях были
созданы школы, библиотеки, архивы, переводилось большое количество
литературы; писались летописи. Уровень развития культуры Киевской Руси для
своего времени был достаточно высок.
После принятия христианства для Руси стало характерным противоречивое
отношение к светским увеселениям: их то запрещали, то признавали
необходимость смеховой разрядки. Первое было характерно для духовенства,
которое видело в народных традициях проявление язычества. Но в сознании
народа, большинства князей: аскетическое отрицание плотских радостей
вызывало противодействие. С XI века в литературных памятниках встречаются
упоминания о скоморохах. Это были актеры, сочетавшие черты потешника,
драматического лицедея, музыканта, певца, танцора, фокусника. Со своими
«бесовскими» песнями и плясками они были любимы и при дворе князя и в
крестьянской избе. Помимо скоморохов любимые зрелища народа были
коллективные игрища, приуроченные к традиционным бытовым и земледельческим
праздникам. Гротеск, буффонада, смех были непременным элементом этих
веселых зрелищ. «Смеховая культура» сохранялась в традициях этих
праздников. Но христианские ценности и обряды постепенно входили и в
народную культуру, вытесняя язычество, перемешиваясь с ним.
От XI-XII веков дошло более 80 духовных и светских книг. Древнерусские
авторы предпочитали оставаться неизвестными. Литература Древней Руси быстро
стала самостоятельной. Она взяла на себя как бы все функции по воспитанию
народа. Церковная литература сформировалась в различных жанрах — притчи,
жития, поучения («Поучения Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и
Глебе»). К первой половине XI века относятся истоки философской культуры.
Их связывают с религиозно-философским произведением «Слово о законе и
благодати»
киевского митрополита
Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и
одного сюжета. Этот сюжет — мировая история. Тема — смысл человеческой
жизни. Многотомные великие Четьи-Минеи (то есть чтения, расположенные по
месяцам года), летописи («Повесть временных лет» и др.), хронографы,
«хождения» (описания путешествий) — все это свидетельствовало о чувстве
величия мира древнерусским человеком. Литература этого периода носила
поучительный характер, рассказывала не о придуманном, а о реальном. До XVII
века она не знает почти условных персонажей. Имена действующих лиц
исторические. Литература Руси видела свою главную роль в просвещении,
проповеди светской жизни, введении русской культуры в мировую христианскую
культуру: Высокого уровня достигло законодательство Древней Руси. Правовой
кодекс «Русская правда» поражает развитой для своего времени правовой
культурой.
Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия
христианства по заказам государства, князей в городах начинается каменное
строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего
зодчества: Богородицу Десятинную (Десятинную церковь, построенную в честь
принятия христианства), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке,
Золотые ворота и в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов
(крестово-купольный стиль) были заимствованы из Византии. Храм являл собой
как
бы уменьшенное отображение
определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба—куполом. Все
центральное пространство храма в плане образовывало крест.
Особенность зодчества Киевской Руси проявлялась, с одной стороны, в
следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно
греки), с другой — сразу наметился отход от византийских канонов, поиск
самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже впервой каменной церкви —
Десятинной — наметились такие не характерные для Византии черты, как
многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность — это чисто русское
наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное. Внутри храмы
украшались фресками и мозаикой. Необходимым элементом украшения были иконы.
Первые архитекторы и иконописцы в Древней Руси были греки, которые обучали
русских. Но где бы не обучались русские художники, они перенимали лишь
технику, интересовались стилем. Уже в XII веке русские иконописцы создают
оригинальные художественные композиции на темы, не известные в Византии.
Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на
руках,
выполненное неизвестным
получила название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом
Руси.
В условиях феодальной раздробленности важную роль в сохранении и
укреплении связей между разрозненными землями играла общность культурных
традиций. Художественное наследие Киевской Руси сохраняло значение в
качестве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в
творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили
самостоятельное развитие. Образование местных школ способствовало сближению
искусства народного и «ученого» более широкому проникновению народных
элементов в культуру господствующего класса. В середине XII века во
Владимиро-Суздальском княжестве началось широкое строительство
монументальных храмов (Успенского, Дмитровского во Владимире, роскошных
дворцовых сооружений в Боголюбове). Высокого развития достигло церковно-
певческое искусство.
В XIII-XIV веках крупнейшим центром древнерусской культуры становится
Новгород. Искусство Новгорода отличалось чертами яркого своеобразия. В
новгородских былинах воспевалась не только защита страны от внешнего врага,
но и внутренняя жизнь большого города с его контрастами, борьбой интересов,
широким разгулом, весельем, расточительностью. Популярный герой
новгородского эпоса Садко — бедный гусляр, певец становится первым в городе
купцом. Типично русским явлением в новгородской культуре было искусство
колокольного звона, которое здесь доведено до степени высокоо и тонкого
мастерства.
Наряду с наличием общих с Европой тенденций в развитии культуры этого
периода существовал ряд особенностей ее формирования, связанный со
спецификой социальных процессов. Своеобразно шел процесс классообразования.
Преобладала свободная земледельческая община, основанная на коллективных
формах собственности. Ячейкой общественного устройства была община. Русь —
страна городов, но их роль иная, чем в Европе. Там они — центры ремесла,
торговли. На Руси — политические центры. Важнейшая проблема Руси —
соотношения личности и общества — разрешалась в пользу коллектива.
К середине XII века Русь распалась на несколько княжеств. Европа тоже
прошла этот период развития, после которого сформировались национальные
государства. Но на Руси этого не случилось, потому что с XIII века возникла
опасность с Востока — монголо-татарское нашествие, а с Запада — интервенция
Литвы, Швеции, требовавших смены вероисповедания, принятия католичества.
Юго-западные земли Руси, оказавшись в составе Великого княжества
Литовского, продолжали развиваться по европейскому типу. На северо-западе
своеобразно развивался Новгород. Церковь здесь была самостоятельной,
верующие выбирали себе духовного пастыря. Этот порядок был ближе к
протестантским традициям. В Новгороде процветали ереси. Здесь раньше, чем
на Западе появились реформаторские тенденции и даже атеистические
настроения. Многое напоминало здесь европейскую реформацию. Принципы
новгородской демократии давали возможность участвовать в жизни республики
не только знати, но и городскому плебсу. В условиях давления с Запада и с
Востока, республика стремилась сохранить свой тип развития. В борьбе за
независимость прославился князь Александр Невский. Своей гибкой политикой
уступок Золотой Орде он сопротивлялся наступлению катастрофы. В 1478 году
Новгородская республика пала под ударами великого Московского князя Ивана
III. Исчез последний островок, имевший европейский тип развития.
В целом, древнерусская цивилизация Киевского периода по своим
типологическим чертам мало отличалась от раннефеодальных цивилизаций
Западной Европы. Их сближали преобладающие технологии материального
производства, городской характер культуры, единообразие многих ценностных
ориентаций. Православный характер русского христианства и тесные
экономические, политические, культурные связи с Византией, определили
стилевую специфику цивилизации Древней Руси. В первые века Киевская Русь по
многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как
«дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм
общественного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к
центральной Европе, так что на первом этапе своего становления российская
цивилизация
уже синтезировала черты
византийской мистики.
Список литературы:
1. "Культурология" под ред. А. А. Радугина
2. "История средних веков" под ред. С. П. Карпова
Информация о работе Принятие христианства - переломный момент в истории русской культуры