Природа – Общество - Культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 09:31, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня, как и раньше, вопрос культуры, «культурности» является главным в процессе развития нашей цивилизации. Приумножая интеллектуальный, нравственный потенциал всей культуры народа, мы развиваемся, образовываемся. Такое образование включает в себя духовное, нравственное, эстетическое, этическое развитие. Наступила эпоха XXI века это новый этап научно – технической революции. В настоящее время требуются уже новые технологии соприкосновения человека с природой. Это становиться не просто жизненной необходимостью, но и главным условием применения этой технологии. Культура является нашей надеждой и опорой. Каждый из нас вовлечен в культурное творчество.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………..3
2.1 Понятие культуры ……………………………………………………………4
2.2 Структура культуры (материальная и духовная) ……………………….….5
2.3 Основные функции культуры ……………………………………………….7
3. Природа и человек на раннем этапе человеческого развития ………………8
4. Человек как субъект культурного процесса; среда обитания, формирующая человеческую сущность …………………………………...……………………10
5. Цивилизация как переход человека из первобытности в цивилизованное состояние ………………………...………………………………………………12
6. Заключение ……………………………………………………………………16
7. Список используемой литературы …………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Культурологии.docx

— 30.36 Кб (Скачать файл)

 

4. Человек  как субъект культурного процесса; среда обитания, формирующая человеческую сущность

 

Человек, как разумное существо живет в  двух средах. Первичная – необходимая  для всего живого или природная (воздух, солнце). Природная среда  существует помимо человека, но для  человека разумного нужна еще  и другая среда – культурная, она существует там, где есть человек. Слишком много природы – и  мы превращаемся в животных, слишком  много цивилизации – и начинает сокращаться и усыхать наша плоть. На протяжении многих тысячелетий человек  творил, создавал путем познания определенную среду. И этот культурный процесс  бесконечен, он замкнутый.

В представлении  первобытного человека о мире отразилось, прежде всего, его отношение к  природе, стихии, которые противостояли  человеку и его освоенному пространству. Дикие животные стали объектом поклонения.

Природе противостоял сам человек, который  был основой упорядоченного и  невраждебного мира (космоса). Отсюда и человеческое жертвоприношение богам, которое иногда сопровождалось каннибализмом. Древний человек был уверен в  успехе лишь того дела, за которое приносил самый ценный дар – человеческую жизнь. Например, без человеческой жертвы нельзя было построить дом. Память о  первобытной жизни сохранилась  в некоторых современных представлениях и обрядах.

Тот мир, в котором живут сегодня люди, - результат преобразования ими природы. Растения и животные на протяжении миллиардов лет выживали, адаптируя  себя, свое тело к новым условиям. И только человек, изменив тем  самым тип эволюции, стал преобразовывать  природу, изменяя ее по своим нуждам. Человек заставляет одни тела природы  воздействовать на другие, извлекая из такого взаимодействия пользу для себя. А это означает, что в мире культуры действуют такие же природные  законы, но в таких условиях, когда  они поставлены на службу человеку и управляются им.

Человек универсален в силу многообразия способностей и по характеру своей деятельности. Это значит, что человек способен преобразовывать мир, исходя не только из своих потребностей, но и из потребностей других существ, живущих рядом. Универсальная мера самого человека позволяет ему становиться на позицию любого другого существа. Всякое открытие является новым по отношению к уже созданному, и чем значительнее это открытие, тем активнее его будут осваивать, а значит превращать в традицию.

Уже в  глубокой древности человек научился «управлять» огнем, в результате чего появились домашние очаги, затем  спички, зажигалки и т.п. Каждый современный  человек с зажигалкой в кармане  – хозяин «управляемого» пожара. А  огонек зажигалки – это окультуренная  сила огня, или огонь, превращенный в элемент культуры. В результате человек может использовать укрощенную силу огня самым необычным способом, какого не встретишь в природе. Огнем  не только освещают путь, обогреваются и обрабатывают пищу. Человек превратил  огонь в предмет религиозного культа, и тогда с ним стали  совершать магические действия, поклоняться  ему и воспевать в произведениях  искусства.

Любое техническое  устройство есть результат освоения природных процессов и их моделирования  в искусственных условиях. К примеру, в паровой машине тепловая энергия  переходит в механическое движение, за счет этого движется паровоз, плывет пароход и делаются другие полезные дела.

В деятельности человека присутствует стремление очистить природу от случайного и второстепенного, выделить основные качества. Те, кто  делают мебель, строят дома, разбивают  парки, исходят из правильных геометрических форм, таких как окружность, треугольник, квадрат и т.п. В этой упорядоченности  и есть существенное отличие среды  обитания человека от дикой природы. То есть не только обучение, но и разумно  организованная среда обитания формирует  у человека чувство меры и гармонии.

Итак, границы  мира культуры подвижны, поскольку  человечество все активнее преобразует  природу, все глубже проникает в  ее строение и вовлекает эти уровни природного бытия в создание технических устройств.

 

5. Цивилизация  как переход человека из первобытности в цивилизованное состояние

 

Цивилизация – в переводе с латинского «Civilis» – общественный гражданский. Цивилизация – это гражданское общество с определенным уровнем развития культуры на конкретном историческом этапе. Например: древняя цивилизация – это объединение людей для выживания в природе, античная – высокоразвитая в культурном обществе цивилизация, а современная - это технократичная цивилизация.

Разделяют два типа цивилизации:

- крестьянский, т.е. тот, который основан на  возделывании, когда природа и  человек сливаются в единое  целое. Для этой цивилизации  природа выше человека, а человек  вживается в природу не нарушая  ее естественной гармонии. Сила  этой цивилизации в том, что  она сохраняет ее первичную  среду обитания. Слабость в том,  что она не способствует прогрессированию.

- техногенный  тип. В таких цивилизациях человек  приспосабливает природу к своей  жизнедеятельности, но происходит  нарушение гармонии с природой. Вследствие этого происходит  уничтожение первичной среды  обитания, а значит и самоуничтожение.  Сила такой цивилизации в том,  что она способствует прогрессу. 

Многообразие  исторического развития связано  с особенностями и различиями возникновения общественной жизни  в разных регионах земли. На ее возникновения  повлияли климатические и географические условия, положение регионов. Различная  скорость развития привела к неравномерности  формирования разных народов. Первобытное  общество – первая стадия исторического  развития человеческого общества.

На раннем этапе формирования человеческой сущности люди жили племенами. Племя составлял  один род с неупорядоченными половыми отношениями. Такая форма общества прогрессировала и напоминала стадо: равенство всех мужчин и женщин в  половых отношениях вело к устранению конфликтов, к сплочению общества. Однако это привело к кровосмешению, а затем и к биологическому вырождению и исчезновению вида. Другим недостатком была культурная замкнутость племени. На этом уровне развития у человека и общества уже появилось культовое сознание. Самая древняя его форма – фетишизм, поклонение предметам труда, растениям, животным, камням, огню, которые играли важную роль в первобытной жизнедеятельности. Становление первичного племени – рода, осознание своего единства через кровное родство послужило превращению фетиша в тотемы, которые первобытные люди воспринимали как своих первопредков, прародителей. Природе противостоял сам человек, который был основой упорядоченного и невраждебного мира (космоса). Отсюда и человеческое жертвоприношение богам, которое иногда сопровождалось каннибализмом.

Древний человек был уверен в успехе лишь того дела, за которое приносил самый  ценный дар – человеческую жизнь. Например, без человеческой жертвы нельзя было построить дом. Память о  первобытной жизни сохранилась  в некоторых современных представлениях и обрядах.

 Начав трудиться, шел процесс накопления знаний. Уже, в какой то степени делались прогнозы: когда делать запасы, как и сколько их хранить, когда ими можно пользоваться, т.е. появилось планирование и организация трудовой деятельности, распределение продуктов и орудий труда. Учет потребовал ведения записей. Так появились первые зарубки, насечки.

Современный человек появился в результате соединения племен из двух родов, когда мужчины  одного племени брали в жены женщин из другого племени. Это изменение  было связано с запретом на половые  отношения внутри общины в период охоты, полевых работ и т. п. для  повышения работоспособности. Число  запретов со временем возрастало, но они  не касались представителей других общин. Отношения между членами соседних общин эволюционировали: от похищения  женщин до «узаконенных» отношений. В это время возникли парные семьи, которые были неустойчивыми и  не имели постоянного жилища. А  в результате возрастания роли мужчин в хозяйственной деятельности происходит переход от матриархальных отношений  к патриархальным. Начинается переустройство уклада жизни, появление новых традиций, норм, ценностей. Эпоха патриархата  – это время разложения первобытного общества.

Разделения  труда в общине способствовало развитию товарообмена, имущественному неравенству, частной собственности. В связи  с этим наемный и рабский труд, расслоение общества, возникновение  классов. Хозяйственная деятельность человека переходит от присваивающей  к добывающей экономике.

Вместе  с деятельностью развивалось  и мышление. Человек начал совершенствовать орудия труда – монтировал каменные орудия в роговые, костяные, деревянные рукоятки, - находил рациональную форму, - увеличивал до предела их вес или  уменьшал до граммов. Развитие техники  проявлялось в увеличении количества операций и действий при создании орудий труда, усложнялась их конструкция, более разнообразными становились  составляющие их компоненты: детали делались из дерева, кожи, костей, камня.

Для развития культуры большое значение имел огонь. Применение огня способствовало преобразованию животной психики в направлении  интеллекта, разрыв с условиями и  привычками стадной жизни, становлению  хозяйства. Огонь был теплом, светом, средством защиты и приготовления  пищи. Так, шаг за шагом, из первобытности  человек шел к цивилизации. Сам  того не осознавая, он изменял окружение  вокруг себя. Постепенно накапливал знания, передавал их своим потомкам.

Первые  цивилизации возникли в V – IV тысячелетиях до нашей эры на юго-востоке Азии, т.к. там тепло, благоприятные природные  условия и плодородные земли. Такими являются – древний Египет, Месопотамия, Шумерия (на территории современного Ирака). В конце III тысячелетия до нашей эры возникла индийская  цивилизация в устье реки Инд. Во II тысячелетии на реке Хуанхэ возникла китайская цивилизация. Именно эти  две цивилизации прошли тысячелетний путь развития и существуют до сих  пор, т.к. сохранили свою аутентичность (первооснову), не растеряли обычаи.

 

 

6. Заключение

 

Культура  позволяет внести в мир человеческое значение. Это среда, где человек  формирует свою сущность, вбирает  в себя то, что накоплено. Культура немыслима без человека: он ее создал. Быть культурным – это «уметь». Уметь  пользоваться множеством вещей, представлять в себе и через себя то, что  создано веками, и то, что актуально  сегодня. В то же время, без изучения прошлого трудно понять настоящее и  прогнозировать будущее.

Современному  человеку кажется, что ему если не все, то многое известно о своем прошлом. Лишь история человечества в целом  может помочь осмыслить то, что  происходит сегодня.

Деятельность  человека очень разнообразна. В одном  случае она порождает культуру, в  другом – цивилизацию. Создание полезных для человека приспособлений приобретают  культурный смысл тогда, когда человек  вкладывает свою «душевную жизнь». Суть палки, молота, пилы, насоса не видна. Но даже в таких предметах может  проявиться творческая сторона. Смысл  нашей деятельности в том, что  мы пытаемся придать культурный смысл  окружающим нас вещам.

В современном  мире ценно то, что было впервые  придумано (новаторство). Повтор и копирование  нами уже не цениться. Истинный художник или ученый – это всегда создатель  нового, поэтому каждая культурная ценность носит неповторимый уникальный характер. Мы гонимся за всем новым, что дает нам огромный скачок в  развитии. Но даже в настоящее время  есть общества, не имеющие контакта с окружающим миром. Такое положение  ведет к застою.

На мой  взгляд, культура – это наша надежда  и опора.

 

 

7. Список  используемой литературы

 

1. Веремьев  А.А. Введение в культурологию  – Брянск, 2000.

2. Драч Г.В.  Культурология – Ростов –  на – Дону, 1996.

3. Драч Г.В.  Культурология – Москва, 2003.

4. Малюга  Ю.А. Культурология. Учебное пособие  для вузов – Москва, 1998.

5. Мареева  Е.В. Культурология. Теория культуры  – Москва, 2003.

6. Пигалев  А.И. Культурология – Волгоград, 1999.

7. Сапрыкина  В.А. Введение в культурологию  – Москва, 1995.


Информация о работе Природа – Общество - Культура