Проблема «Восток-Запад»: противостояние или диалог культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 15:30, реферат

Краткое описание

Восток и Запад такое разделение, конечно, условно для культурологии. Это одни из главных культурных и духовных центров в мире. Многие так и разделяют культуру на Восточную и Западную. Последователей каждого из направлений достаточное количество, трудно сказать, что больше предпочитает человечество «Восточную» или «Западную» модели культуры. На Востоке и Западе свои тенденции развития, отличия, направления и есть даже сходства, хотя они и противостоят друг другу. В наше время стремительного роста модернизации и даже пост модернизации трудно сказать европеизируется ли Восток, а Запад наоборот, интересуется им, или они различны, и не понять им друг друга.

Содержание

1.Введение.........................................................................................................3
2. Оценка учёных и философов Востока и Запада....................................4
2.1 Восток…………....................................................................................5
2.2 Запад……………………………………….............................................6
3. Противоречия Восточной и Западной цивилизации..................................9
4. Традиции Востока и Запада.......................................................................10
5. Сойдутся ли Восток и Запад.................................................................10
6.Особенности западной и восточной культур..…………………………12
7.Проблема деления культур на «восточные» и «западные»…………..16
8.Специфика России………………………………………………………..20
Заключение..................................................................................................20
Список использованных ресурсов.............................................................23

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 54.09 Кб (Скачать файл)

Дени де Ружмон в книге  «Вызов запада» называет две выдающиеся идеи, характерные для западной культуры: личность и машину. Это важно, поскольку  личность и машина противостоят друг другу, а потому Запад переживает огромное психологическое напряжение. «Личность предполагает индивидуальность, персональную ответственность, тогда как машина является продуктом интеллекта, абстракции, обобщения, тотализации, групповой жизни». (Д. Судзуки «Лекции о Дзен-буддизме»). Причем понятие личности в данном контексте следует понимать даже не как монаду (древних греков), но как принцип бесконечного, всеобъемлющего порыва, полета Духа за рамки всех условностей и границ. При всем этом, нельзя не отметить еще одну немаловажную черту западного менталитета - его склонность к научному исследованию мира. Наука Запада занята плетением сетей сложных методологических исследований и экспертиз, окутывая которыми объект своего изучения она пытается понять его и его природу.

Д. Судзуки пишет: «Какими  бы мелкими не были ячейки сети, пока есть сеть, имеется и то, что сквозь нее ускользает, а именно то, что  не может быть каким-либо образом  измерено. Числа уходят в бесконечность, и однажды науки признаются в  собственной неспособности заманить реальность в свою сеть». Оказывается, что сама Жизнь - эта удивительная тайна, для познания которой и  создавались науки - неминуемо бежит  из-под линз микроскопов и датчиков других научных приборов.

Восток является воплощением  некой иррациональности, трансцендентности, принимающего, женского принципа-начала, он никогда не отступал от заповедей существования в мире духовном (при этом, подчас, ущемляя существование плоти, но, все же, по природе своей, стремясь к равновесию и гармонии). На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточные мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по пути создания техники, последующей отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом.

Восток - это сжатость, глубина, тишина. В данном отношении особенно показательным примером является японская поэзия хайку. Известный английский исследователь японской культуры Р.Х. Блейс писал по этому поводу: «Хайку - это самый короткий поэтический жанр, при котором стихотворение еще имеет форму и ритм. Сокращая поэтическое произведение до семнадцати слогов, мы приближаемся к невидимому, неописуемому поэтическому переживанию, пока каждая характеристика объекта не станет для него неотъемлемой, пока само стихотворение не станет прозрачным и как бы написанным без слов». Восток провозглашает принцип познания или, вернее сказать, постижения мира через отождествление, слияние с ним. Раствориться в окружающем, в Бытии, в мгновение оказаться Всем и одновременно мельчайшей частицей Всего. Ключевыми понятиями в постижении этого являются «Пустота» (шуньята (санскрит.)) или «Недеяние» (увей (кит.)). Эти термины отнюдь не означают отрицание мира или вообще отрицание чего- либо, скорее наоборот: они говорят о запредельности, сверх реальности и в то же время единственной Реальности, причем неразрывно слитой с реальностью обыденной, являющейся ее истоком и устьем.

Сатпрем говорил об индуизме: «Так называемый индуизм - это выдумка  запада; индусы говорят только о  «вечном законе», санатана дхарма, который  существует и для мусульман, негров, христиан и даже анабаптистов. То, что кажется человеку запада самой важной частью религии – а именно структура, которая «отличает» ее от всех других религий и устанавливает, что человек не является католиком или протестантом, если не считает себя тем или другим, и не соглашается с какими-то параграфами веры, - является для индуса самым несущественным аспектом, ибо он инстинктивно стремится отбросить все внешние различия, чтобы вновь обнаружить всех там, где все сходится в одной центральной точке».

 

 

 

8.Специфика  России

Как будут складываться отношения между европейской и исламской цивилизациями, имеет жизненно важное значение для России. С первых веков своего существования Русь непосредственно соприкасалась с мусульманским миром. Ростово-суздальское княжество граничило с Волжской Болгарией, с которой им были установлены дипломатические отношения. Начиная с ХП века русские купцы и паломники постоянно посещали, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, страны Магриба. По мере своего расширения Московское государство вобрало в себя территории, населенные мусульманами. Восточные мотивы, оказали заметное влияние на творчество КАК БУДУТ СКЛАДЫВАТЬСЯ, отношения между европейской и исламской цивилизациями, имеет жизненно важное значение для России.

С первых веков своего существования  Русь непосредственно соприкасалась с мусульманским миром. Ростово-суздальское княжество граничило с Волжской Болгарией, с которой им были установлены дипломатические отношения. Начиная с ХП века русские купцы и паломники постоянно посещали, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, страны Магриба. По мере своего расширения Московское государство вобрало в себя территории, населенные мусульманами. Восточные мотивы оказали заметное влияние на творчество лей "доктрины Эйзенхауэра" была провозглашена защита от советской угрозы Мекки и Иерусалима11(последний, действительно, в 1962 году был оккупирован, но не СССР, а союзником Соединенных Штатов — Израилем). Многовековое проживание русских бок о бок с другими народами привело к возникновению на территории России уникальной цивилизации, основывающейся на взаимопонимании и взаимотворчестве различных культур и религий, в том числе христианства и ислама.

 

Заключение

Подводя итоги сравнения  запада и востока как двух культурных ареалов и, обобщая все выше сказанное, нужно отметить, что запад и  восток это две ветви человеческой культуры, две цивилизации, два образа жизни. Они далеки друг от друга во многих отношениях, как культурной жизни, так и в отношении материальных ценностей.

Бурно развивающийся запад  с его стремлением к новому, ломая и разрушая старое как уже отработанный продукт своей жизнедеятельности и неторопливый гармоничный восток, с его стремлением к созерцанию развития мира, с его отношением к природе и ко всему естественному как к святому и неприятием всякого вмешательства в сущность развития жизни.

В процессе работы над этой темой, я выявил отличия между  западной и восточной культурами, по которым Запад и Восток противостоят друг другу. Их основные различия в  пути развития каждой культуры, цивилизации, социально-экономических структур, политического уклада жизни, духовной культуры и т.д.

Стоит отметить, что западный человек, европейский колонизатор, считал, что он одарил людей Востока, тем, что те не способны были создать  сами (машины, техника и т.д.). Т.к. они «варвары». Хотя сейчас ситуация изменилась. Например, Япония стала одной из ведущих стран с устойчивой экономикой, политическим строем. Она удерживает первые позиции на звание самой прогрессивной страны в области науки, техники, электроники, даже если её культурное развитие не было основано на принципе заимствования из других культур.

Основной разгадкой, по моему  мнению, отличия Востока и Запада, есть принципиальная разница психологии, менталитета представителей двух цивилизаций. Философия европейца и человека востока различны. В этом можно убедиться в отношении к природе, окружающей среде. Как уже говорилось раньше для европейца природа: «не храм, а мастерская» для восточного жителя мира это единое целое вместе с ним самим.

Но для меня трудно выделить ту культуру и ту цивилизацию, которая  была бы лучше другой, Я думаю, если есть, противостояния, соперничество между Востоком и Западом, то сейчас в глобализации оно должно сгладиться и они будут развитыми органично. Потому что знаменитых, интересных, очень умных людей на плечах, которых держится вся культура, руками которых она творится достаточно на Востоке и на Западе.

Цивилизация Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось  сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Однако, встретившись с цивилизацией Европы, технически более развитой, несущей совершенно иную программу и стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял.

Эти культуры различны, но с  другой стороны они, дополняя друг друга, образуют общую мировую культуру, в которой мирно существуют различные  ценности и менталитеты и гармонично связаны эти два культурных ареала – Восток и Запад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных ресурсов: 

1.             Аверинцев С. Морфология культуры О. Шпенглера // Вопросы литературы.1968.№1.

2.             Бердяев Н.А. и др. О. Шпенглер и закат Европы. - М., 1922.

3.             Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. - Ереван, 1962.

4.             Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

5.             Журнал ВПИ. Культурология 2006 г.

6.             Культурология.П.С.Гуревич.2000.г.

7.             Вопросы философии. Е.Н. Аникеева, А.В.Семушкин 1998

8.             Журнал "Международная жизнь". А.Подцероб.1998.

9.             Журнал "Международная жизнь". А.Подцероб.1998.

10.          История мировой культуры, Чернокозов А.И. 1997.


Информация о работе Проблема «Восток-Запад»: противостояние или диалог культур