Проблема взаимодействия культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 18:26, реферат

Краткое описание

Взаимодействие культур – это наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты, то диалог между культурами затруднен.
В этой работе были раскрыты понятие и сущность диалога культур, а так же их проблема взаимодействия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
1.Понятие и сущность диалога культур………………...…………………………3
2. Проблема взаимодействия культур..…………………………………………...10
2.1 УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР…………………………………………..10
2.1.1Этнический уровень взаимодействия культур…………………………….11
2.1.2.Национальное единство……………………………………………….……13
2.1.3.Цивилизационный уровень взаимодействия………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...15
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 46.43 Кб (Скачать файл)
  • прибавление — простое количественное изменение в культуре этноса, который, сталкиваясь с другой культурой, осваивает некоторые ее достижения.
  • усложнение — качественное изменение культуры этноса под влиянием более зрелой культуры, что инициирует дальнейшее развитие первой культуры.
  • убавление — потеря собственных навыков в результате контакта с более развитой культурой.
  • обеднение (эрозия) — деструкция культуры под воздействием извне, происходящая в силу отсутствия достаточно устойчивой и развитой собственной культуры.

В целом протекающие при взаимодействии на этническом уровне этнические процессы могут привести к разным формам как объединения этносов и их культур (ассимиляция, интеграция), так и их разделения.

 Процессы ассимиляции - это утрата первоначальной культуры и усвоение новой, активно протекающей в экономически развитых странах. Ассимиляция может осуществляется путем завоевания, смешиванием браков и целенаправленной политики растворения малого народа

 При этом возможны три варианта развития событий:

  • односторонняя ассимиляция, когда культура меньшинства под давлением внешних обстоятельств полностью вытесняется доминирующей культурой;
  • культурное смешение, когда элементы культур большинства и меньшинства смешиваются, образуя устойчивые комбинации;
  • полная ассимиляция

Обычно имеет место большая или меньшая степень изменения культуры меньшинства под влиянием главенствующей культуры. При этом происходит замена норм и ценностей культуры, языка, поведения, в результате чего у представителей ассимилированной группы меняется культурная идентичность. Растет число смешанных браков, представители меньшинства включаются во все социальные группы общества.

Интеграция - взаимодействие внутри страны нескольких существенно различных по языку и культуре этносов, при котором появляется ряд общих черт, формируются элементы общего самосознания, основанного на длительном взаимодействии, политических связях, при котором народы и культуры сохраняют свою самобытность.

Выделяются несколько форм культурной интеграции:

  • конфигурационная, или тематическая, — интеграция по сходству, на основе единой обшей «темы», задающей ориентир человеческой активности.;
  • стилистическая — интеграция на основе единых стилей — эпохи, времени, места и т.д. Единые стили (художественные, политические, экономические, научные, философские.) способствуют формированию общих культурных принципов;
  • логическая — интеграция культур на базе логического согласования, приведения в непротиворечивое состояние научных и философских систем;
  • коннективная — интеграция на уровне непосредственной взаимосвязи составных частей культуры, осуществляемая при непосредственном контакте людей;
  • функциональная, или адаптивная, — интеграция с целью повышения функциональной эффективности человека и всего культурного сообщества.
  • регулятивная — интеграция с целью урегулирования или нейтрализации культурно-политических конфликтов.

 

 

2.1.2.Национальное единство

 Возникает на разно этнической основе через общую хозяйственную деятельность, дополняется созданием государственного языка, являющегося языком межэтнического общения, идеологии, норм, обычаев и традиций, т.е. национальной культурой. Государство выступает важным составляющим национального единства, регулирующее межэтнические отношения внутри своих границ и межнациональные  отношения с другими государствами. Государство должно стремиться к объединению народов и наций, входящих в него и за его пределами. Национально-культурные связи менее устойчивы, чем этнокультурные, но они так же необходимы, как и этнокультурные контакты. Сегодня без них невозможно общение культур.

2.1.3.Цивилизационный уровень взаимодействия.

Культурные связи и контакты внутри цивилизаций сильнее, чем любые внешние контакты. Общение ведет либо к существенным результатам в обмене духовными, художественными, научными и техническими достижениями, либо к конфликтам, которые на этом уровне отличаются особой жестокостью. Варианты межцивилизационных культурных контактов:

  • европейский — открытость культур, быстрое усвоение и «переваривание» инокультурных достижений, обогащение собственной цивилизации за счет инноваций;
  • тибетский — устойчивый синтез элементов, заимствованных из разных культур, и затем застывание.
  • яванский — легкое восприятие инокультурных влияний с быстрым забвением прошлого.
  • японский — переход от культурной замкнутости к открытости и усвоение чужого опыта без отказа от собственных традиций.

В современном мире главными являются отношения между цивилизациями, так как границы между государствами практически «стираются».

Конфликты между странами обусловлены различиями (по истории, языку, религии, традициям). При этом взаимодействие цивилизаций привело к росту цивилизационного самосознания, стремлению сохранить собственные ценности, а это в свою очередь увеличивает конфликтность в отношениях между ними. Попытки насильно навязать ценности вызывают резкую негативную реакцию и приводят к укреплению ценностей своей культуры.

Таким образом, проблема взаимодействия культур предполагает взаимопонимание и общение не только между различными культурными и цивилизационными образованиями в рамках больших культурных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Диалог культуры до сих пор является главным в эволюции человечества. На протяжении многих времен происходило взаимообогащение культур, из которых складывались уникальные человеческие цивилизации. Процесс взаимодействия, диалога культур носит сложный и неравномерный характер. Потому что не все элементы национальной культуры активны для усвоения накопленных творческих ценностей. Наиболее активный процесс диалога культур происходит при усвоении близких тому или иному типу национального мышления художественных ценностей. Конечно, многое зависит от соотношения стадий развития культуры, но внутри каждой национальной культуры постоянно меняясь, развиваются различные компоненты культуры.

История человечества показывает, что между культурами возникали и враждебные, напряженные отношения, и мирное сосуществование. Диалог культур, несмотря на всю его проблематичность, представляется при этом вполне допустимым вариантом взаимоотношения цивилизаций, так как он не предполагает отказа от различий. Такой способ взаимоотношений приводит к знанию и пониманию существа принципиальных расхождений сторон, и только через изучение других культур можно по-настоящему постичь собственную. Диалог культур может стать полезным и в решении различных социальных проблем, за счет воспитания с малых лет толерантного отношения к представителям других этносов.

Мы считаем, что для решения проблем, связанных  с диалогом культур и всяческим межкультурным общением, необходимо  создание системы конференций, использование СМИ, преподавание в учебных заведениях, функционирование научных институтов по исследованию диалога культур, организация всевозможных ассоциаций, объединяющих представителей различных этносов.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1 Ахиезер А. С. Диалог как основа современного философствования //

Социокультурное пространство диалога. – М.: Наука, 1999

2 Бахтин М. М. К философии поступка // Бахтин М. М. Работы 1920-х гг. Киев, 1994

3 Бахтин М. М Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986

4 Библер В. С. Культура  века и диалог культур // Диалог культур: материалы

5 Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. - М.: Прогресс, 1991. - 176 с.

6 Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

научной конференции «Випперовские чтения – 1992». – М.: Институт высших

гуманитарных исследований, Рос. гос. университет, 1994. – Вып. 24.

7 Актуальные проблемы социокультурных исследований. Межрегиональный сборник научных статей молодых ученых Вып. 2

8 Актуальные проблемы социокультурных исследований. Межрегиональный сборник научных статей Вып. 3 КемГУКИ, 2007

9 Культурологический журнал 2011/4

10. CREDO NEW теоретический журнал Взаимодействие культур: диалог культур, Н.В.Кокшаров 2003 КемГУКИ, 2006

11 MODERN HIGH TECHNOLOGIES №7, 2013

12https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

13 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3

14 http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=10001332

15 http://www.countries.ru/library/rusidea/ribb.htm

16 http://philosophy.ru/library/bibl/bibler.html

17 http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2009/3-4/popov-akulova.pdf

18 http://kulturoznanie.ru/?work=dop_dialogichnost

19 http://kultyres.ru/stati2/problema_vzaimodeystviya_kultur_i_tsivilizatsiy.html

20 http://www.libma.ru/kulturologija/teorija_kultury/p10.php

21 http://www.grandars.ru/college/sociologiya/dialog-kultur.html

22 http://kulturoznanie.ru/?work=dop_dialogichnost

 

 


Информация о работе Проблема взаимодействия культур